Конспект НОД "Свойства воды" (старший дошкольный возраст) | Коровина Галина Олеговна. Работа №325175
Конспект НОД «Свойства воды»
Место НОД в изучении темы: НОД проводится с детьми старшего дошкольного возраста, дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, делают логические выводы.
Цель НОД: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
· познакомить детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - это жидкость, безвкусная, не имеет запаха);
· обобщить и уточнить знания детей о воде и ее свойствах;
· развивать у детей навыки проведения опыта с водой;
· развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
· развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
· продолжать активизировать слова: прозрачная, бесцветная, соленая, сладкая.
«Социально - коммуникативное развитие»:
· формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками, умение работать в паре, учитывать мнение партнера;
· воспитывать бережное отношение к воде.
«Физическое развитие»:
· формировать умение выполнять движение легко и непринужденно;
· расширять представление о роли воды в жизни человека, и её влиянии на здоровье.
«Художественно - эстетическое развитие»:
· активизировать речь детей через художественное слово.
Цель применения ИКТ в НОД: подбор дополнительного познавательного материала (мультимедийные разработки). Повышение уровня познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
· беседа о воде, ее роли в жизни человека;
· проведение экспериментов с водой;
· рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
· использование игр о воде: «Какая бывает вода?».
Планируемые результаты НОД:
· умеет поддерживать беседу;
· высказывает свою точку зрения;
· взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
· умеет определять свойства воды и её значение в природе.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
познавательные – умение определять свойства воды; умение воспринимать информацию;
регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, картинка «Круговорот воды в природе», пластиковые стаканчики, ложка, «формочка» с солью и сахаром, «розетка», яйцо.
Используемое оборудование для детей: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые на каждого ребёнка.
Конспект НОД «Свойства воды»
Место НОД в изучении темы: НОД проводится с детьми старшего дошкольного возраста, дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, делают логические выводы.
Цель НОД: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
п
ознак
омить детей со свойствами воды (
отсутствие собственной
формы;
прозрачность; вода
-
это жидкость,
безвкусная, не
имеет запаха
)
;
о
бобщить и уточнить зна
ния детей о воде и ее свойствах;
р
азвивать у детей навыки
проведения опыта с водой;
р
азвивать
интересы детей
,
любознательность и
познавательную мотивацию.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
р
азвивать связную
речь, умение
рассуждать,
делать выводы;
п
родолжать активизировать
слова: прозрачная
,
бесцветная, соленая, сладкая.
«Социально - коммуникативное развитие»:
ф
ормировать свободное общение
с
взрослыми и сверстниками, умение работать в
паре, учитывать мнение партнера;
в
оспитывать бережное отношение к воде.
«Физическое развитие»:
ф
ормировать умение выполнять
движение легко и непринужденно;
р
асширять представление о роли воды в жизни человека, и её влиянии на здоровье.
«Художественно - эстетическое развитие»:
а
ктивизировать речь детей через художественное слово.
Цель применения ИКТ в НОД: подбор дополнительного познавательного материала (мультимедийные разработки). Повышение уровня познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
б
еседа о
воде, ее роли в жизни человека;
п
роведение
экспериментов с
водой;
р
ассматривание иллюстраций на тему
«Вода
»;
и
спользование игр о воде:
«Какая
бывает вода?».
Планируемые результаты НОД:
умеет поддерживать беседу;
высказывает свою точку зрения;
взаимодействует с педагогом
и сверстниками в решении игровых и
познавательных задач
;
у
меет
определять свойст
ва воды и её значение в природе.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;
познавательные – умение определять свойства воды; умение воспринимать информацию;
регулятивные – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, картинка «Круговорот воды в природе», пластиковые стаканчики, ложка, «формочка» с солью и сахаром, «розетка», яйцо.
Используемое оборудование для детей: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые на каждого ребёнка.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть - мотивационный этап
(продолжительность 3 минуты)
Организация детей для просмотра презентации
Цель этапа: мотивация детей к проведению познавательной деятельности, активизация внимания, развить познания о круговороте воды в природе.
Цель этапа: переключение на другой вид деятельности, развитие познаний о круговороте воды в природе.
Слайд 1
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле».
Воспитатель: «Я предлагаю отгадать, о каком веществе пойдёт речь?
Кликнуть мышкой – появится знак «звук», кликнуть его.
Воспитатель кликает мышкой, чтобы показать детям правильный ответ.
Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
Воды тратится очень много, а как пополняются запасы воды?»
Прислушиваются, размышляют об этом веществе.
Слушают звуковую запись и дают предполагаемые ответы (о воде и т.п.).
Дети рассуждают (все живые организмы пьют воду, чтобы не засохнуть, не погибнуть и т.д.).
Высказывают разные предположения.
Слайд 2 (рассказ + демонстрация).
Воспитатель: «Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему. На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.
Воспитатель объясняет, как происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: «Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю».
Рассматривают схему на экране, слушают воспитателя.
Этап 2. Основная часть - содержательно-деятельный этап
(продолжительность 15 мин)
Цель этапа: ознакомление со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
Цель этапа: расширение представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования с водой.
Эксперимент № 1
Воспитатель: «Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
Теперь добавьте в воду сахар.
Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус?
Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем».
Проводится опыт, активно изучают изменения в ходе эксперимента, делают самостоятельные выводы.
Выполняют действия.
Предположительные ответы детей (солёная, сладкая, у воды нет вкуса, другие).
Эксперимент № 2
Воспитатель: «А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?
Значит вода какая?
А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло?
Имеет ли вода определённую форму?
Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море».
Проводится опыт, активно изучают изменения в ходе эксперимента.
Предположительные ответы детей (прозрачная, вода приняла форму, в которую её перелили, нет).
Физкультурная минутка
Цель: отдых от практической деятельности.
Цель: умение выполнять инструкции педагога.
Воспитатель: «А сейчас мы немного отдохнём:
Над водой летят стрижи,
Под водой плывут ерши,
Плывет лодочка-краса -
Расписные паруса».
Дети повторяют движения за педагогом:
Руки в стороны,
Присели,
Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища
Эксперимент № 3
Воспитатель: «Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е. с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло?
Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке».
Проводится опыт, активно изучают изменения в ходе эксперимента.
Предположительные ответы детей (утонуло).
Предположительные ответы детей (не тонет).
Эксперимент № 4
Воспитатель: «А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки.
Это происходит потому что, если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз».
Проводится опыт, активно изучают изменения в ходе эксперимента.
Дети самостоятельно разбавляют солёную воду пресной.
Этап 3. Заключительная часть - рефлексивный этап.
Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности
Цель этапа: уточнение уровня достижения целей и задач НОД, получение обратной связи, мотивирование и заинтересовывание детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок НОД.
Цель этапа: умение отвечать на вопросы воспитателя, умение делать выводы.
Приложение 1. (демонстрация видеоролика).
Воспитатель: «Подводя итог пройденной темы, просмотрим видеоролик».
Этот развивающий мультик для детей рассказывает о круговороте воды в природе. Путешествие главной героини – Капельки – начинается на озере. Под жаркими лучами летнего солнышка Капелька испаряется и попадает в облако. Там она встречает много новых друзей. Потом они весело прыгают вниз, поливая дождиком деревья, травку и цветы. Затем маленькая Капелька попадает в подземный поток, выбегает на поверхность земли и возвращается к своему родному озеру, чтобы опять отправиться в новое приключение.
Воспитатель: «О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания».
Дети смотрят видеоролик.
Высказывают свои мнения по поводу того, что было интересно, что они узнали и вспомнили.
Информационные ресурсы:
Картинки - находя
тся в свободном досту
пе на сайте: https://yandex.ru/
Видеоролик – «приложение 1
»
находится в свободном доступе на сайте
:
https://www.youtube.com/
Физ
культурная
минутка – находится в свободном доступе на сайте:
https://nsportal.ru/
http://900igr.net/prezentacija/geografija/reki-i-ozjora-241752/kak-proiskhodit-krugovorot-vody-v-prirode-6.html
Приложения:
Приложение 1. Видеоролик на тему: «Круговорот воды в природе»