Статья Конспект НОД в подготовительной группе по системе ТРИЗ «Золотое зёрнышко» . Автор: Кондакова Мария Владимировна

Автор: Кондакова Мария Владимировна
Занятие в подготовительной группе по системе ТРИЗ 

Материал,способствовающий вовлечению детей в активный мыслительный процесс (системный оператор); формирующий привычку рассуждать, анализировать.


Автор: Кондакова Мария Владимировна

Конспект НОД

в подготовительной группе по системе ТРИЗ

«Золотое зёрнышко»

Программные задачи: закреплять понятие «хлебобулочные изделия»; познакомить детей с видами хлебобулочных изделий; способствовать вовлечению детей в активный мыслительный процесс (системный оператор); формировать привычку рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», "Художественно-эстетическое развитие".

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Планируемые результаты: знает как появляется хлеб; называет хлебобулочные изделия; поддерживает беседу; отвечает на вопросы; высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: чтение стихотворений о хлебе, рассматривание картинок по данной теме.

Словарная работа: названия хлебобулочных изделий, составление предложений, правильное употребление существительных.

Материал: картинки с изображением «поля», "уборки урожая", экраны, карточки для игры, билеты на электричку.

НОД:

1. Орг. момент

- Ребятки, подойдите, пожалуйста, ко мне.

- Посмотрите и назовите, что у меня на подносе? (булки - Какие? Придумайте определения. — мягкие, пышные, сдобные, румяные, свежие; баранки — поджаристые, ароматные, свежие;хлеб — мягкий, душистый, зажаристый).

- А все вместе, то что лежит у меня на подносе, как называется? (выпечка, хлебные изделия).

- Как же все это попало к нам на стол? (купили в магазине, показ карточки)

- Верно! А в магазин как они попали?  хлебозавода, показ карточки)

- Верно! А из чего пекут хлеб? (из муки)

- Верно! Где хранится зерно, из которого делают муку? (на элеваторе)

- А на элеваторе откуда привозят зерно? (с поля)

- Сейчас,. , прочитает стихотворение «Рожь».

2. Системный оператор

- А теперь садитесь, пожалуйста, за столы. Сейчас мы рассмотрим систему «колос»,, используя игру «Системный оператор». Возьмите свои волшебные экраны и поместите картинку с колоском в центральный экран.

- Колосок - это система, с которой мы будем работать.

- Чем является колосок? (системой)

- С какой системой мы работаем? (колосок)

- Подберите к слову «колосок» слова определения. Колосок какой? (хрупкий, золотой, богатый, нежный, молодой, наливной, зрелый).

- Кто из вас знает стихотворение про колосок? Расскажите, пожалуйста. (чтение стихотворения«Колосок»).

3. Чтение стихотворения "Колосок"

И не мал, и не высок,

Вырос в поле колосок.

Посмотрел малыш на небо

И сказал: "Хочу стать хлебом".

Я, ребятки, не цветок,

Я- пшеничный колосок.

- Умница! А теперь скажите, ребятки, чем колосок был раньше? (колосок был маленьким зернышком).

- Зернышко - это прошлое нашей системы. Прошлое системы колоска что (зернышко). -

- Правильно! Положите карточку с зернышком в левый от системы экранчик.

- Ребята, что может получится из одного колоска? (щепотка или горсть муки). А еще что может произойти? (его может птичка склевать) А еще? (его может мышка сгрызть)

- А еще колосок может остаться в поле, а весной прорастет и станет несколькими колосками.

- Давайте выберем будущее для нашего колоска.

- Какое будущее выберешь ты,. ? Какое ты,. ?

- Ты выберешь, чтобы мышка съела или птичка склевала? Или, чтобы в муку превратился?

- Пусть наш колосок станет горсткой муки.

- Найдите карточку, на которой нарисована горсть муки и поместите в правый от системы экранчик.

4. Физкультминутка «Зернышки взошли у нас»:

- А сейчас я предлагаю вам представить себя зернышком и показать, как зернышко превращается в колосок. Выходите ко мне. Слушайте музыку и текст, а я вам буду помогать. Итак.

Уж ты, семечко - зерно, дети опускаются на корточки

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли дети медленно встают - вырастают

Ты росток скорей расти.

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас!

Вышли к солнышку из тьмы: дети потягиваются

- Здравствуй, солнце, это мы! дети поднимают руки над головой,

машут кистями рук дети

Мы еще росток-ребенок, опускают руки вниз

Только вылез из пеленок! дети смотрят друг на друга, улыбаются

5. Системный оператор (продолжение)

- Садитесь. Продолжим заполнять наши волшебные экранчики.

- Ребятки, а теперь заполним 3 верхний экран.

- Как называются 3 верхних экрана, вспомните (надсистема) Что мы будем заполнять?(надсистему)

- Частью чего может быть колосок? Где может расти? (частью поля, огорода).

- Но чаще всего колоски растут где? (на хлебном поле)

- Что произошло с колосьями на поле? (налились, выросли, окрепли, позолотились, созрели)

- А как это происходило? (постепенно, медленно, ежедневно, от зари до зари)

- Давайте поместим в верхний средний экран картинку с хлебным полем.

- В прошлом, чем были все эти колосья? (маленькими зернышками)

- Это прошлое надсистемы. Найдите и поместите в левый экранчик от хлебного поля картинку с зернышками, настоящими!

- Ребятки, в будущем чем станут хлебные колосья? (мукой, булками, баранками, хлебом, печеньем)

- А кашей могут стать колосья? (могут)

- Из овса, какую варят кашу? (геркулесовую кашу)

- Из гречки? (гречневую кашу)

-Из риса? (рисовую кашу)

- Из манки какую варят кашу? (манную кашу)

-Из какого зерна получается манная каша? (из пшеницы)

- Покажите, что вы испытываете, когда едите гречневую кашу? (геркулесову, манную, рисовую, овсяную)

- Посмотрите на свои карточки, во что у нас превратились колоски? (булки, баранки, хлеб, пряники).

- Поместите в правый верхний экранчик картинку с булками, баранками, хлебом, пряниками.

Ребята, а что осталось заполнить? (подсистему, три нижних экрана).

- Что рассматривает подсистема? Забыли? Составные части системы.

- Вот и давайте разберем из чего состоит наш колосок, растущий на поле (из корня, стебля, зерен, усиков - усики колоска называют остью).

- Найдите картинку, на которой нарисованы составные части колоска и поместите в нижний центральный экранчик, под колоском.

- А теперь рассмотрим подсистему зернышка.

- Из чего состоит зернышко? У вас на столах зернышки и лупы. С помощью луп исследуйте их строение. Можете раскусить, разломить. На это я отвожу вам 2 минуты (музыка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ну как, дорогие исследователи, выяснили, как устроено зернышко? Ну, и как же оно устроено?

- Молодцы! А на самом деле зернышко состоит из оболочки, которое укрывает зернышко и питательные вещества.

- Поместите карточку со строением нашего зернышка в нижний левый экран. Это мы заполнилиподсистему зернышка.

- Теперь рассмотрим строение муки. У вас на столах пиалы с мукой. С помощью луп рассмотрите строение муки, потрогайте.

- Из чего состоит мука? (из мелких, мягких, шелковистых частичек)

- Найдите и поместите в правый нижний экран картинку с частицами муки.

- Вот мы и рассмотрели с вами систему «колосок».

- А сейчас я приглашаю вас погулять на хлебном поле.

6. Этюд «Поле» (музыка)

1. Поле мое русское, ходят в рассыпную, плавно отводя то правую,

Сторона родная. то левую руки в стороны

На ветру колышется руки над головой,

Пшеница золотая. покачивание

Припев:

К солнышку тянется плавно, поочередно поднимать

Тонкий-тонкий стебелек, то правую, то левую руки

Радует, радует кружатся вокруг себя

Спелый колосок. руки изображают колосок

2. Золотые колоски наклоны к полу

Дружно собираем, правой рукой, касаясь, собирают колоски

Чтобы праздник встретить нам руки развести от центра в стороны

Пышным караваем.

Припев: тот же

7. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что было сложным?

- Что больше всего понравилось?

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг. момент

- Ребятки, подойдите, пожалуйста, ко мне.

- Посмотрите и назовите, что у меня на подносе? (булки - Какие? Придумайте определения. — мягкие, пышные, сдобные, румяные, свежие; баранки — поджаристые, ароматные, свежие;хлеб — мягкий, душистый, зажаристый).

- А все вместе, то что лежит у меня на подносе, как называется? (выпечка, хлебные изделия).

- Как же все это попало к нам на стол? (купили в магазине, показ карточки)

- Верно! А в магазин как они попали?  хлебозавода, показ карточки)

- Верно! А из чего пекут хлеб? (из муки)

- Верно! Где хранится зерно, из которого делают муку? (на элеваторе)

- А на элеваторе откуда привозят зерно? (с поля)

- Сейчас,. , прочитает стихотворение «Рожь».

 

2. Системный оператор

- А теперь садитесь, пожалуйста, за столы. Сейчас мы рассмотрим систему «колос»,, используя игру «Системный оператор». Возьмите свои волшебные экраны и поместите картинку с колоском в центральный экран.

- Колосок - это система, с которой мы будем работать.

- Чем является колосок? (системой)

- С какой системой мы работаем? (колосок)

- Подберите к слову «колосок» слова определения. Колосок какой? (хрупкий, золотой, богатый, нежный, молодой, наливной, зрелый).

- Кто из вас знает стихотворение про колосок? Расскажите, пожалуйста. (чтение стихотворения«Колосок»).

 

3. Чтение стихотворения "Колосок"

И не мал, и не высок,

Вырос в поле колосок.

Посмотрел малыш на небо

И сказал: "Хочу стать хлебом".

Я, ребятки, не цветок,

Я- пшеничный колосок.

 

А теперь скажите, ребятки, чем колосок был раньше? (колосок был маленьким зернышком).

- Зернышко - это прошлое нашей системы. Прошлое системы колоска что (зернышко). -

- Правильно! Положите карточку с зернышком в левый от системы экранчик.

- Ребята, что может получится из одного колоска? (щепотка или горсть муки). А еще что может произойти? (его может птичка склевать) А еще? (его может мышка сгрызть)

- А еще колосок может остаться в поле, а весной прорастет и станет несколькими колосками.

- Давайте выберем будущее для нашего колоска.

- Какое будущее выберешь ты,. ? Какое ты,. ?

- Ты выберешь, чтобы мышка съела или птичка склевала? Или, чтобы в муку превратился?

- Пусть наш колосок станет горсткой муки.

- Найдите карточку, на которой нарисована горсть муки и поместите в правый от системы экранчик.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x