Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект НООД по пожарной безопасности "Огонь-друг, огонь-враг!" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Глазкова Наталья Вячеславовна

Конспект НООД по пожарной безопасности

«Огонь-друг, огонь-враг!»

Программное содержание: Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня.

Задачи:

Образовательные: 

Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, показать роль, которую играет  огонь  в жизни человека, познакомить со старинными приспособлениями, помогающими человеку использовать огонь для освещения и др..

Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

В практической ситуации выяснить алгоритм  действий в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01, учить детей эвакуироваться в случае возникновения пожара.

Познакомить со средствами тушения огня, с «помощниками» пожарных-пожарными машинами.

Познакомить с потешкой «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом!..» (драматизациия), на ее примере учить устанавливать элементарные причин-но – следственные связи.

Побуждать детей доступными средствами изображать огонь, прививая мысль о том, что с огнем играть нельзя-лучше изобразить его в поделке.

Развивающие: 

Развивать речь детей: уточнить, исправить и обогатить словарь детей  по данной тематике, развивать связную речь, умение отвечать полным ответом.

Развивать внимание, память, мышление, крупную и мелкую моторику, воображение.

Воспитательные: 

Закрепить правила противопожарной безопасности:  не брать и не играть со спичками и зажигалками; познакомить с пожароопасными предметами, Способствовать  формированию у детей навыков  сотрудничества: радоваться общему делу.

Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

Телевизор, видео горящего огня. Слайды (1) «Древние люди у костра», (2) «Костер в лесу», (3) «Факелоносцы», (4) «Пожарные» (5).

Запись звука сирены пожарной машины.

Для лепки (Коллективная работа «Очаг»): Доски, бумажные салфетки, пластилин красных, оранжевых  оттенков, изображение «Очаг» на картоне.

Для ручного труда (Коллективная работа «Факел»): конус из картона для факела, бумажные салфетки красных, оранжевых  оттенков для изображения языков пламени.

Емкости с водой, песком, землей, с остатками горения бумаги, пластмассы, древесины, телефон, полотенце.

Для физминутки: ленты голубого цвета для изображения воды (по 2 шт. на каждого ребенка), флажки красного и желтого цвета (по 2 шт. на каждого ребенка) для изображения огня.

Плакат 01, раскраски «Пожарный» на каждого человека.

Оборудование для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», игрушечные пожарные машинки, 3-хэтажный дом из «лего», куклы-человечки из «лего».

Для инсценировки потешки детские костюмы персонажей и атрибуты – помело, ведерко, лист, фонарь. Картина «Кошкин дом» на мольберте.

Ход занятия:

1.   Эмоциональный настрой детей:

- Ребята, на наших занятиях, праздниках часто бывают гости. И сегодня  у нас много гостей. Пришли воспитатели из других групп, давайте  поздороваемся  с ними.

И будет еще один, очень необычный гость, а кто он, вы узнаете, отгадав загадку:

Он красив и ярко-красен.

Но он жгуч, горяч, опасен!

(Это огонь)

-Верно. А сейчас, внимание на экран!

Сюрпризный момент: (Включается видео горящего огня, ).

-Когда вы смотрели на экран, я видела, что лица ваши менялись. Что вы почувствовали? (Страх, волнение, восхищение красотой огня и т. п.)

-Послушайте, что говорил в это время огонь всем нам:

Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.

 

- Сегодня мы будем решать, что же огонь для людей-он помощник или злой враг?

2. «Огонь-помощник»

-Как вы понимаете слова огня «Я могу защитить»?

(Ответы детей)

Огонь - защитник: Слайд 1.

- У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у нас изображены древние люди у костра. Но огонь очень слабый, маленький. Давайте поможем людям разжечь  большой костер для защиты и обогрева.

Пальчиковая гимнастика «Разожги костер»

-Приготовим дрова для костра.

(Кисти рук вытянуты вперед, ладони поворачиваем вверх-вниз.

-Нужно ударить камень о камень, чтобы высечь искры.

(Ударяем кулачками друг о друга).

-Искра зажгла небольшой огонек.

(Ладошки вверх, шевелим пальчиками).

гонь разгорелся, пламя стало большим и горячим!

(Изображаем ладонями и руками языки пламени).

-Искры летят высоко в небо, все дикие звери в испуге разбегаются!

(Резко сжимаем и разжимаем кулачки).

-Постепенно дрова прогорают и огонь угасает.

(То же, что и в начале).

-Огонь потух, остались тлеть угольки.

(Руки в замок).

-Огонь не хочет угасать, он шипит «Ш-ш-ш!»

(Вдох через нос, на выдохе произнести «Ш-ш-ш!»)

-Молодцы, мы согрели и защитили древних людей.

-Как вы понимаете слова огня «Я могу осветить»?


Огонь освещает:

- А теперь давайте поразмышляем о том,  как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением?

(Если электрического освещения нет, то можно зажечь свечу или лампу).

-Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, факела. Слайд 2.

Ручной труд: Коллективная работа «Факел».

- Я предлагаю вам сделать старинный факел. Возьмите салфетку красного цвета. Сомните ее, не очень сильно, и вложите внутрь готового факела (картонного конуса).

Поднимите повыше ваши факелы и «осветите» нашу группу, как древние люди освещали свое жилище.

 

Огонь кормит:

- А как огонь может накормить? (Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите.) А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например? Можно приготовить пищу на костре. Слайд 3.

Огонь согревает.

- Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду?

(Теплые батареи).

-А как  раньше грелись люди?

(Люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.)

Лепка: Коллективная работа «Очаг»

-Давайте с помощью пластилина затопим печь. Какого цвета пластилин возьмем?

-Раскатайте столбик из кусочка  пластилина, приложите к дровам в печи и пальчиком вытяните языки пламени. Пусть языки пламени будут разной величины, тогда получится более похоже.

-Закроем печь заслонкой. Огонь горячий, я надену подхватку-рукавицу, чтобы не обжечь руки.

Вывод:

- Посмотрите на свои рисунки и поделки. Как же огонь помогает  людям?

3.Огонь-враг:

-Как вы понимаете слова огня:

Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.

-Когда огонь начинает злиться на людей? (Ответы детей)

Подвижная игра «Огонь и вода».

-Сейчас я предлагаю вам поиграть. Те дети, которые выберут себе флажки, будут изображать огонь, а те, кто возьмет ленты, будут водой.

Разгорается огонь!
Пламя выше, пламя круче.
Достает до самой тучи. (Дети «огни» машут флажками)

Но появится вода,
И огню тогда беда!

(Дети из команды «Огонь» приседают, команда «вода» поднимается вверх и машет голубыми ленточками на «Огонь»).

Но ветер огонь раздувает,
И пламя вновь полыхает.

(Дети огоньки поднимают вновь свои ленточки вверх)

Но добавим мы воды,
Чтобы избежать беды!

(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).

 

-А сейчас подойдите к столу.

-Посмотрите и запомните, чего боится огонь.

На столе разложены предметы:

Емкости с водой, землей, песком. Дети называют вещества.

-Посмотрите и запомните, чего боится огонь.

(Дети перечисляют),

4. Инсценировка  и обсуждение потешки «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!»

(Воспитатель читает текст, предварительно подготовленные дети показывают сюжет):

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила! Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Из ведра как плеснули,

Помелом и листом как махнули

По команде: - Раз! Раз!

Тут огонь и погас!

-Ребята, а как вы думайте, почему у кошки загорелся домик?

(Наверное, кошка играла со спичками, либо уголек выпал из очага).

-Как повела себя кошка? Правильно ли она поступила, что выскочила из дома, когда дом загорелся? (Да)

-Как вы думаете, кошка испугалась?

-Молодец кошка, сразу покинула дом, иначе могла бы погибнуть в горящем доме.

-Ребята, кто помогал тушить пожар? Что принесли с собой для тушения огня герои сказки? Зачем?

(Ответы детей по содержанию потешки).

-Дети, давайте пригласим кошку к нам в группу, пусть послушает и запомнит, чего боится огонь, чем можно огонь потушить?

-Давайте расскажем кошке, что нужно делать, если начался пожар?

(Если начался пожар, нужно позвонить по номеру 101, назвать адрес, что и где горит, быстро покинуть помещение, позвать на помощь взрослых)

5. Упражнение «Позвони в пожарную часть и вызови пожарных»)

-Дети, по какому номеру нужно звонить, если случился

 пожар? (01)

Воспитатель - дежурный диспетчер: - Пожарная часть слушает. Что случилось?

- Что горит?

- Назовите   своё имя и адрес.

– Есть ли в квартире люди?

– Сможешь сам выйти из квартиры?

– Если сможешь, намочи полотенце водой, приложи к носу, нагнись к полу, и подойди к двери, машина уже выехала, скоро будут у тебя.

Труд пожарных. Слайд 4.

-Кто тушит огонь, как называется профессия? (Пожарный)

-Верно. Пожарные специально обучаются, как и чем тушить пожар, как действовать в экстремальной ситуации, как спасать людей из огня)

-Как вы думаете, быть пожарным легко?

 

-Какие помощники еще есть у пожарных? (Пожарные машины).

-Почему они красные?

5. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные едут на вызов»

-Давайте представим себя пожарными.

 

Вот пожарная машина.                    (Дети бегу по кругу)

На пожар стрелой летит.

Мы на месте, остановка.                  (Останавливаются.

Что случилось? Где горит?              (Смотрят направо, налево, прикладывая

                                                            то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу).

Пламя высоко взлетает!                   (Поднимают руки над головой.

Дыма черного клубы!                      «Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой)

Искры в воздухе сверкают!             (Закрывают лицо ладонями).

Все за дело! Шланг тяни!                (Машут рукой в направлении к себе, «тянут шланг»)

Шланг мы дружно размотали.         (Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак                                          

                                                            пальцами изображают  разматывающий шланг  

Ну, огонь, теперь держись!             (Грозят огню пальцем).

Бьет струя воды тугая.                     («Держат» в руках шланг, заливая огонь»

Пламя, гаснет, потухает…              поднимают руки над головой и, постепенно

                                                                опускают их, присаживаются).

Без подмоги обошлись!                    (Встают на ноги, «вытирают рукой

                                                                пот со лба»)

Даже детям стало ясно,                    (Грозят пальцем).

Что с огнем шутить опасно!

Если вдруг опять беда,                     («Прикладывают телефонную трубку к уху»)

«01» звони всегда!  

 

Дети прокатывают игрушечную машину по дороге к горящему дому. Выдвигают лестницу, куклы-пожарные  «поднимаются» по лестнице вверх, «спасают» «человека» из огня, «тушат» пожар.

6. Рассматривание остатков горения бумаги, пластмассы, древесины.

- Рассмотрите внимательно то, что осталось после горения бумаги. Можете воспользоваться лупой. Это сгорела старая газета. Но точно также может выглядеть ваша любимая книга, игрушка или фотография, если повстречается с огнем. Запомните, ребята, и ты, кошка: огонь очень быстро превращает все вокруг вот в такой пепел.

-Ребята, давайте еще раз повторим для кошки и для гостей, как себя вести, чтобы не начался пожар?

-Если пожар начался, что нужно сделать?

Коллективное чтение стихотворения:

Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Не шутите вы с огнем.
Чтобы не жалеть потом.
Зря огня не разжигайте
И другим не позволяйте!
Даже крошка-огонек
От пожара не далек.

 

7. Подведение итогов:

-Ребята, что вам понравилось делать больше всего? Что запомнили?

-Мы хорошо потрудились, и мой знакомый пожарный хочет подарить каждому из вас  подарок. Хотите узнать, что это?

-Верно, раскраски с изображением пожарных. Возможно, кто-то из мальчиков станет пожарным, когда вырастет!

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×