Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока "Интервалы" | Кузнецова-Жиленко Ольга Борисовна. Работа №206341

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова-Жиленко Ольга Борисовна
Конспект первого урока на тему "Интервалы" для обучающихся 1 класса отделения народных инструментов (гитара).  Данный урок рассчитан на ребят возраста 9-10 лет. Использованы сведения из элементарной теории музыки, затронут вопрос различных музыкальных строев, существующих в наше время. Также представлен самоанализ урока и образцы некоторых слайдов.

План-конспект открытого урока

 

Открытый урок по: сольфеджио

Дата: 6 марта 2019 года

Обучающиеся класса: 1 класс отделения народных инструментов

Преподаватель: Кузнецова-Жиленко О.Б.

Тема урока: «Интервалы»

Тип урока: освоение новых знаний c их первичным закреплением

Цель урока: знакомство с понятием «интервал»; повышение познавательного интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности; изучение и закрепление нового материала.

Задачи урока:

образовательные: изучение и первичное закрепление нового учебного материала; введение новой терминологии;

развивающие: развитие музыкального мышления; развитие познавательного интереса и творческих способностей; развитие памяти, дикции; умение применять знания на практике;

воспитательные: воспитание творческой активности; воспитание волевых качеств; воспитание умения работать в группе.

Методы: объяснительно-иллюстративный

Оборудование урока: доска, компьютер, мультимедийный экран.

Время урока: 60 минут

 

16.50-16.52

Приветствие, постановка целей урока

1 слайд

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио.

Пояснение для гостей.

16.52-

17.00

Повторение пройденного

Вопрос классу: что мы изучали на предыдущих уроках?

Т53, S53, D53 с обращениями.

Вопрос классу: сколько обращений у 53, как называются, чем отличаются?

6 и 64. Отличаются расстояниями между звуками.

Проверка домашнего задания.

Вопрос классу: что такое интервал? Где с этим понятием можно столкнуться в жизни? А в музыке?

Это расстояние (приводят примеры)

17.00-

17.40

Объяснение нового материала.

 

Немного физики и истории. Вселенная состоит из звуков, а каждый звук — из множества призвуков, частичек звука. Например, звучание скрипичной или фортепианной струны человеческое ухо воспринимает как один тон. Но в действительности мы слышим и воспринимаем самый низкий, «основной» тон. Все же остальные призвуки, или обертоны или гармоники, как их принято называть, человеческое ухо воспринять не в состоянии.

2 слайд

Все дошедшие до нашего времени сведения о возникновении в древней Греции учения о музыкальной гармонии определённо связывают его с именем Пифагора. Слова Эмпедокла «безмерное познание», «созерцал любое, что есть и что было», «сокровище мыслей высоких» и тому подобные выразительно указывают на исключительную остроту зрения, слуха и ума Пифагора, превосходящую способности большинства других людей.

3 слайд

Популярна так называемая «кузнечная легенда». Однажды Пифагор размышлял, можно ли придумать для слуха какой-нибудь вспомогательный инструмент, как, например, для глаза - циркуль, для осязания – весы. По счастливой случайности проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо, и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки, кроме одного сочетания. Он различил в них октаву и созвучия, построенные на квинте и кварте, а интервал между квартой и квинтой он видел как не образующий гармонии сам по себе, но заполняющий расстояние между ними. Радуясь, как будто он получил эту идею от богов, он вбежал в кузницу и методом проб выяснил, что звучание зависит от тяжести молота, а не от силы удара, формы молота или изменения положения железа, которое ковали. Узнав точный вес молотов, и установив, что их наклон при ударе одинаков, он удалился к себе домой. Экспериментальным путем, натянув струны и подвесив к ним грузы, он нашел созвучия, о которых говорилось выше, в разных сочетаниях струн. Долго экспериментируя, он установил пропорциональные выражения интервалов – кварты, квинты и октавы. Пифагор искусно перенес общее крепление струн с вбитого на углу стены колышка на подставку под струны в лире, которую он назвал орудием натяжения струн, а натяжение струн в повороте колков в верхней части инструмента было аналогично подвешенным грузам.

4 слайд

Так был изобретён так называемый Пифагорейский строй.

Также существовал и китайский строй, который назывался Люй-люй.

Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

Клавишные инструменты, которые завоевывали все большую популярность в 17 веке, звучали чисто (в смысле, «не фальшиво») только в пределах тональностей с малым количеством знаков; тональности свыше трёх-четырёх
знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись.

5 слайд

Именно Иоганн Себастьян Бах решил упорядочить звукоряд, темперировать его. Он разделил октаву на 12 равных полутонов и написал 2 тома известнейшего произведения, которые так и назвал «ХТК», для того, чтобы доказать, что произведения могут звучать одинаково хорошо во всех тональностях.

Слушаем прелюдию c-moll.

6 слайд

Ну а в наше атомное время мы можем насладиться сохранившимися древними музыкальными строями - индийской музыкой, горловым пением тибетских монахов, византийской музыкой монахов из Афона, японской музыка Гагаку, арабской традиционной музыкой. Рага – это мелодическая индийская классическая инструментальная или вокальная композиция. На санскрите слово «Рага» означает «настроение», так что цель раги – передать не смысл, не значение, а духовное состояние музыканта.

Мелодия раги оставляет большой простор для импровизации, так как ноты раги определяют лишь, если можно так сказать, «направление» музыки, что представляет огромную свободу музыканту.

Слушаем примеры раги

7 слайд

А также можем увидеть и услышать современные, поражающие воображение и слух строи и инструменты, их воспроизводящие - современная микротоновая музыка, специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами 12-нотного звукоряда, клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка, где не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты».

Смотрим 2 фрагмента видео: микротоновая гитара, Фестиваль микротоновой музыки «Мир звука» (Санкт-Петербург).

Ну а мы в нашей учебе придерживаемся темперированного баховского строя, в котором все расстояния между звуками одинаковые, и начинаем обширную тему под названием «Интервалы».

8 слайд

Итак, в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками. В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно.

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

Играю несколько интервалов, дети отгадывают.

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга. Играю несколько интервалов, дети отгадывают.

9 слайд

У каждого есть свое имя, необыкновенное и сказочное : прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Эти имена пришли к нам из древнего языка – латыни. Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и т.д. Еще следует обратить внимание, что из-за иностранного происхождения названий буква «е» в словах произносится как «Э» .

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?

Кроме того, интервалы имеют и отчества. Они бывают чистые, малые, большие, уменьшенные и увеличенные. Отчества зависят от количества тонов и полутонов в интервале.

А теперь закрепим еще раз, поработав в рабочей тетради (обучающиеся открывают рабочую тетрадь Г.Ф.Калининой на стр. 29 и вместе с преподавателем выполняют задание №1,2)

10 слайд

Все эти интервалы называются простыми и находятся в пределах октавы. Также существуют составные интервалы.

11 слайд

А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала? Играю диссонанс и консонанс. Дети отвечают.

Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы.

Играю несколько интервалов, дети отгадывают.

12 слайд

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до.  

Поем интервалы в 2 голоса: половина класса нижний звук, половина – верхний и наоборот.

Музыка – это наполовину - математика, а наполовину – поэзия. Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

13 слайд

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки.

Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также -  с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима – колючая, злая как Баба-Яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Пишем интервальный диктант:

2 4 7 5 8 3 1 6

17.40-17.45

Рефлексия.

 

 

Теперь много последующих занятий мы посвятим знакомству с интервалами, работой над ними. Итак, давайте подведем итог всего того, что мы с вами сегодня узнали.

Что такое интервал?

Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как  называются такие типы интервалов?

Интервалы бывают простые и …?

Откуда произошло название интервалов?

А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

17.45-17.50

Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание

Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока. Оценка ответов обучающихся.

А теперь давайте запишем и разберем домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради Г.Ф.Калининой (стр.29 №3, 4 (а)).

Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке.

Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу. Домашнее задание мы разобрали. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,

Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным,

В разных искусствах премудрых свой ум глубоко изощривший,

Ибо как скоро всю силу ума напрягал он к познанью,

То без труда созерцал любое, что есть и что было,

За десять или за двадцать провидя людских поколений.

ЭМПЕДОКЛ

 

Древнегреческий ученый Пифагор Самосский

 

 

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА

«Интервалы» (обучающиеся 1 класса отделения народных инструментов)

1. Характеристика группы.

Личные взаимоотношения среди обучающихся хорошие. Неформальных лидеров нет, аутсайдеров нет. Не посещает занятия М. Максим. Соматической ослабленности, патологических отклонений у детей нет. Группа по уровню знаний и установке к обучению достаточно однородная, обучающиеся стремятся к знаниям. У ребят имеется познавательный интерес, потребность в знаниях, установка на обучение. Небольшие пробелы в фактических знаниях и умениях у А. Егора. Явных дефектов в привычках и культуре поведения у обучающихся нет.

2. Внешние связи урока.

Связь с пройденным материаломповторение обращений трезвучий. Урок плотно построен на связи с музыкальной литературой, элементарной теорией музыки и современными теориями строя.

3. Характеристика триединой цели урока.

Поставленные обучающие, развивающие и воспитательные  задачи в данной группе получается реализовать со всеми детьми примерно на одном уровне. Необходимо добиться систематизации знаний и умений. Также необходимо постоянно оказывать воспитательное воздействие, направленное на систематическое выполнение домашнего задания и на мотивацию обучения музыкальной литературе.

4. Характеристика замысла урока.

В связи с тем, что музыкальный материал детям знаком, тему они должны усвоить легко. Но необходимо закрепить вновь изученное путем прослушивания материала, подготовки к музыкальной викторине.

5. Как был построен урок, исходя из его замысла?

Урок построен традиционно поэтапно – повторение пройденного, связь с новым материалом, изучение нового художественного направления, рефлексия, подведение итогов, домашнее задание.

6. Структурный аспект самоанализа.

Все этапы урока связаны друг с другом, каждый этап подготавливает следующий. Выбор музыкальных тем, на мой взгляд, оптимален.

7. Функциональный аспект анализа

Структура урока соответствует поставленной цели, замыслу урока, возможностям группы. Стиль отношений преподавателя и обучающихся способствует успешному формированию конечного результата урока.

8. Оценка конечного результата урока

Подобранный музыкальный материал по теме урока обеспечил у обучающихся интерес к раскрытию темы, стимулированию интеллектуальной и познавательной деятельности, творческой активности на уроке. Запланированная работа на уроке была выполнена, новый материал усвоен. Обучающиеся работали слаженно, активно и получили положительные оценки за работу на уроке.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×