Конспект урока "Интервалы" | Кузнецова-Жиленко Ольга Борисовна. Работа №206341
Автор: Кузнецова-Жиленко Ольга Борисовна
Конспект первого урока на тему "Интервалы" для обучающихся 1 класса отделения народных инструментов (гитара). Данный урок рассчитан на ребят возраста 9-10 лет. Использованы сведения из элементарной теории музыки, затронут вопрос различных музыкальных строев, существующих в наше время. Также представлен самоанализ урока и образцы некоторых слайдов.
План-конспект открытого урока
Открытый урок по: сольфеджио
Дата: 6 марта 2019 года
Обучающиеся класса: 1 класс отделения народных инструментов
Преподаватель: Кузнецова-Жиленко О.Б.
Тема урока: «Интервалы»
Тип урока: освоение новых знаний c их первичным закреплением
Цель урока: знакомство с понятием «интервал»; повышение познавательного интереса к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности; изучение и закрепление нового материала.
Задачи урока:
образовательные: изучение и первичное закрепление нового учебного материала; введение новой терминологии;
развивающие: развитие музыкального мышления; развитие познавательного интереса и творческих способностей; развитие памяти, дикции; умение применять знания на практике;
воспитательные: воспитание творческой активности; воспитание волевых качеств; воспитание умения работать в группе.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование урока: доска, компьютер, мультимедийный экран.
Время урока: 60 минут
16.50-16.52
Приветствие, постановка целей урока
1 слайд
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио.
Пояснение для гостей.
16.52-
17.00
Повторение пройденного
Вопрос классу: что мы изучали на предыдущих уроках?
Т53, S53, D53 с обращениями.
Вопрос классу: сколько обращений у 53, как называются, чем отличаются?
6 и 64. Отличаются расстояниями между звуками.
Проверка домашнего задания.
Вопрос классу: что такое интервал? Где с этим понятием можно столкнуться в жизни? А в музыке?
Это расстояние (приводят примеры)
17.00-
17.40
Объяснение нового материала.
Немного физики и истории. Вселенная состоит из звуков, а каждый звук — из множества призвуков, частичек звука. Например, звучание скрипичной или фортепианной струны человеческое ухо воспринимает как один тон. Но в действительности мы слышим и воспринимаем самый низкий, «основной» тон. Все же остальные призвуки, или обертоны или гармоники, как их принято называть, человеческое ухо воспринять не в состоянии.
2 слайд
Все дошедшие до нашего времени сведения о возникновении в древней Греции учения о музыкальной гармонии определённо связывают его с именем Пифагора. Слова Эмпедокла «безмерное познание», «созерцал любое, что есть и что было», «сокровище мыслей высоких» и тому подобные выразительно указывают на исключительную остроту зрения, слуха и ума Пифагора, превосходящую способности большинства других людей.
3 слайд
Популярна так называемая «кузнечная легенда». Однажды Пифагор размышлял, можно ли придумать для слуха какой-нибудь вспомогательный инструмент, как, например, для глаза - циркуль, для осязания – весы. По счастливой случайности проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо, и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки, кроме одного сочетания. Он различил в них октаву и созвучия, построенные на квинте и кварте, а интервал между квартой и квинтой он видел как не образующий гармонии сам по себе, но заполняющий расстояние между ними. Радуясь, как будто он получил эту идею от богов, он вбежал в кузницу и методом проб выяснил, что звучание зависит от тяжести молота, а не от силы удара, формы молота или изменения положения железа, которое ковали. Узнав точный вес молотов, и установив, что их наклон при ударе одинаков, он удалился к себе домой. Экспериментальным путем, натянув струны и подвесив к ним грузы, он нашел созвучия, о которых говорилось выше, в разных сочетаниях струн. Долго экспериментируя, он установил пропорциональные выражения интервалов – кварты, квинты и октавы. Пифагор искусно перенес общее крепление струн с вбитого на углу стены колышка на подставку под струны в лире, которую он назвал орудием натяжения струн, а натяжение струн в повороте колков в верхней части инструмента было аналогично подвешенным грузам.
4 слайд
Так был изобретён так называемый Пифагорейский строй.
Также существовал и китайский строй, который назывался Люй-люй.
Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.
Клавишные инструменты, которые завоевывали все большую популярность в 17 веке, звучали чисто (в смысле, «не фальшиво») только в пределах тональностей с малым количеством знаков; тональности свыше трёх-четырёх
знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись.
5 слайд
Именно Иоганн Себастьян Бах решил упорядочить звукоряд, темперировать его. Он разделил октаву на 12 равных полутонов и написал 2 тома известнейшего произведения, которые так и назвал «ХТК», для того, чтобы доказать, что произведения могут звучать одинаково хорошо во всех тональностях.
Слушаем прелюдию c-moll.
6 слайд
Ну а в наше атомное время мы можем насладиться сохранившимися древними музыкальными строями - индийской музыкой, горловым пением тибетских монахов, византийской музыкой монахов из Афона, японской музыка Гагаку, арабской традиционной музыкой. Рага – это мелодическая индийская классическая инструментальная или вокальная композиция. На санскрите слово «Рага» означает «настроение», так что цель раги – передать не смысл, не значение, а духовное состояние музыканта.
Мелодия раги оставляет большой простор для импровизации, так как ноты раги определяют лишь, если можно так сказать, «направление» музыки, что представляет огромную свободу музыканту.
Слушаем примеры раги
7 слайд
А также можем увидеть и услышать современные, поражающие воображение и слух строи и инструменты, их воспроизводящие - современная микротоновая музыка, специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами 12-нотного звукоряда, клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка, где не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты».
Смотрим 2 фрагмента видео: микротоновая гитара, Фестиваль микротоновой музыки «Мир звука» (Санкт-Петербург).
Ну а мы в нашей учебе придерживаемся темперированного баховского строя, в котором все расстояния между звуками одинаковые, и начинаем обширную тему под названием «Интервалы».
8 слайд
Итак, в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками. В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно.
А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).
Играю несколько интервалов, дети отгадывают.
Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга. Играю несколько интервалов, дети отгадывают.
9 слайд
У каждого есть свое имя, необыкновенное и сказочное : прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Эти имена пришли к нам из древнего языка – латыни. Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и т.д. Еще следует обратить внимание, что из-за иностранного происхождения названий буква «е» в словах произносится как «Э» .
Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?
А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?
Кроме того, интервалы имеют и отчества. Они бывают чистые, малые, большие, уменьшенные и увеличенные. Отчества зависят от количества тонов и полутонов в интервале.
А теперь закрепим еще раз, поработав в рабочей тетради (обучающиеся открывают рабочую тетрадь Г.Ф.Калининой на стр. 29 и вместе с преподавателем выполняют задание №1,2)
10 слайд
Все эти интервалы называются простыми и находятся в пределах октавы. Также существуют составные интервалы.
11 слайд
А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала? Играю диссонанс и консонанс. Дети отвечают.
Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы.
Играю несколько интервалов, дети отгадывают.
12 слайд
А теперь попробуем построить интервалы от нотки до.
Поем интервалы в 2 голоса: половина класса нижний звук, половина – верхний и наоборот.
Музыка – это наполовину - математика, а наполовину – поэзия. Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.
13 слайд
И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки.
Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима – колючая, злая как Баба-Яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.
Пишем интервальный диктант:
2 4 7 5 8 3 1 6
17.40-17.45
Рефлексия.
Теперь много последующих занятий мы посвятим знакомству с интервалами, работой над ними. Итак, давайте подведем итог всего того, что мы с вами сегодня узнали.
Что такое интервал?
Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?
Интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?
Интервалы бывают простые и …?
Откуда произошло название интервалов?
А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.
17.45-17.50
Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание
Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока. Оценка ответов обучающихся.
А теперь давайте запишем и разберем домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради Г.Ф.Калининой (стр.29 №3, 4 (а,б,в)).
Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке.
Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу. Домашнее задание мы разобрали. До свидания!
Жил среди них некий муж, умудренный безмерным познаньем,
Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным,
В разных искусствах премудрых свой ум глубоко изощривший,
Ибо как скоро всю силу ума напрягал он к познанью,
То без труда созерцал любое, что есть и что было,
За десять или за двадцать провидя людских поколений.
ЭМПЕДОКЛ
Древнегреческий ученый Пифагор Самосский
САМОАНАЛИЗ УРОКА
«Интервалы» (обучающиеся 1 класса отделения народных инструментов)
1. Характеристика группы.
Личные взаимоотношения среди обучающихся хорошие. Неформальных лидеров нет, аутсайдеров нет. Не посещает занятия М. Максим. Соматической ослабленности, патологических отклонений у детей нет. Группа по уровню знаний и установке к обучению достаточно однородная, обучающиеся стремятся к знаниям. У ребят имеется познавательный интерес, потребность в знаниях, установка на обучение. Небольшие пробелы в фактических знаниях и умениях у А. Егора. Явных дефектов в привычках и культуре поведения у обучающихся нет.
2. Внешние связи урока.
Связь с пройденным материалом – повторение обращений трезвучий. Урок плотно построен на связи с музыкальной литературой, элементарной теорией музыки и современными теориями строя.
3. Характеристика триединой цели урока.
Поставленные обучающие, развивающие и воспитательные задачи в данной группе получается реализовать со всеми детьми примерно на одном уровне. Необходимо добиться систематизации знаний и умений. Также необходимо постоянно оказывать воспитательное воздействие, направленное на систематическое выполнение домашнего задания и на мотивацию обучения музыкальной литературе.
4. Характеристика замысла урока.
В связи с тем, что музыкальный материал детям знаком, тему они должны усвоить легко. Но необходимо закрепить вновь изученное путем прослушивания материала, подготовки к музыкальной викторине.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла?
Урок построен традиционно поэтапно – повторение пройденного, связь с новым материалом, изучение нового художественного направления, рефлексия, подведение итогов, домашнее задание.
6. Структурный аспект самоанализа.
Все этапы урока связаны друг с другом, каждый этап подготавливает следующий. Выбор музыкальных тем, на мой взгляд, оптимален.
7. Функциональный аспект анализа
Структура урока соответствует поставленной цели, замыслу урока, возможностям группы. Стиль отношений преподавателя и обучающихся способствует успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока
Подобранный музыкальный материал по теме урока обеспечил у обучающихся интерес к раскрытию темы, стимулированию интеллектуальной и познавательной деятельности, творческой активности на уроке. Запланированная работа на уроке была выполнена, новый материал усвоен. Обучающиеся работали слаженно, активно и получили положительные оценки за работу на уроке.