Конспект урока обучения грамоте Буква ц, звук ц | Ганюшкина Татьяна Евгеньевна. Работа №328017
Статья содержит конспект урока по всем требованиям ФГОС:Т
Урок имеет
личностно-ориентированный, индивидуальный характер
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя
Осуществляется практический, деятельностный подход
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ц] и буква Ц, ц»
(УМК «Школа России», 1 класс)
Фаизова Е.С.
Цель:создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.
Задачи:
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД:создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные:содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные:содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные:учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Оборудование: учебник «Букварь» 1 класс, фишки для моделирования схемы слов, счетные палочки, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: помочь детям включиться в деятельность.
Прозвенел звонок для вас,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Начинается урок!
-Просигнальте, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок .
Пожелам друг другу удачи, успехов и хорошего дня.
- На каждом уроке обучения грамоте вы, ребята, становитесь настоящими мастерами слова, учитесь слушать, слышать, понимать и внимательно читать.
Я приглашаю звуковых мастеров,в мастерскую слова.( 2 ученика работают у доски)
II. Актуализация опорных знаний.
Предлагаю сыграть в игру «Да- Нет».
-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем?
-Верно ли, что все согласные парные?
-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость стоящего перед ними согласного?
-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?
-Верно ли, что в нашей речи 6 гласных звуков?
- А сколько гласных букв?
- Верно ли, что звуки. которые не тянутся, не поются произносятся с препятствиями называются гласными?
- Верно ли, что согласные звуки могут быть твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими?
- Верно ли, звуки Ж,Ш –всегда твёрдые?
- [ж ], [ш ].
- Как вы думаете, есть ли еще в русском языке согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки?
- Ответ на этот вопрос вы получите в ходе нашего урока.
Самооценка!
Поверяем работу звуковых мастеров. Светофоры)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Назовите предметы, изображенные на рисунках.
- Синица, цыпленок, цапля.
- Какой одинаковый звук есть в этих словах?
- Звук [ ц]
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель и задачи урока, продолжив предложения
Мы познакомимся__________________.
Мы выясним_______________________.
Мы научимся______________________.
( Дети формулируют цель и задачи урока)
4. Изучение нового. Проблемная ситуация.
- Выделение звука ц из слова и его характеристика.
- Кто изображен на рисунках?
- Синица, цыпленок, цапля.
-Что объединяет эти слова?
- Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?». Это названия птиц. Содержат одинаковый звук[ц].
- Выделите первый звук в слове «цыпленок». Что будете делать, чтобы дать характеристику звуку.
- Мы должны произнести звук, проследить за тем, как он ведет себя в речевом аппарате.
- Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.
- Это твердый или мягкий звук?
- Звонкий или глухой?
- Дайте полную характеристику звуку [ц].
-Согласный, глухой, твердый.игра
- Определите место звука[ц ] в в словах: лицо, цепь, кузнец, цифра.
- Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?
-Твердый.
-Попробуйте подобрать слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.
- Смогли ли вы подобрать такие слова?
- Не смогли.
- Какой вывод можно сделать?
- Звук [ц] всегда твердый, у него нет мягкой пары.
- Ответили мы на вопрос, который я задавала вначале урока?
- Да, в русском языке есть еще согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки.
Диск – найти слова с новым звуком
Знакомство с буквами Ц,ц.
- Звук [ц ] обозначается буквой «цэ».
- На что похожа буква «цэ»?
Вот какая буква Ц: Коготок-царапка,
С коготочком на конце. Как кошачья лапка.
Собрать конструктор в парах –ц!
5 Физминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг - скок! Прыг - скок!
Стоп - сели. Травушку поели,
Тишину послушали,
Стали прыгать высоко,
Прыгать на носках легко!
Пчелы в ульях сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели!
6 Формирование навыков чтения.
Азбука с.51-
- Кто нарисован в красной рамке над схемой?
-Кого называют кузнецом? Кузнец работает с молотом и наковальней, обрабатывает при этом металл.
-Как называется его место работы? (кузница)
- Почему конь поднял ногу?
- Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?
Соотнесение слова кузнец со схемой
Вывод
Согласный, глухой, непарный, твёрдый.
Место расположение на Ленте букв.
- чтение слогов по диску,в азбуке
Азб. с.51 чтение стихотворения , нахождение слов с буквой ц
Азбука с.50
- Что изображено на иллюстрации?
-Кого вы видите на арене цирка?
-Чем занят медведь?
- Кто выполняет трюки с огненным кольцом?
- Что делают собачки?
- Чем заняты клоуны?
- Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?
Чтение текста под иллюстрацией. Озаглавьте текст. Прочитайте слова с –ц.
Прочитайте пословицу сверхус.50.
- как понимаете её смысл?
Азбука с.52 - чтение
Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте с доски слова. Обратите внимание, в каком месте слова после буквы Ц пишем И, а каком - Ы.
Ножницы циркач цыган
Ранцы цифра цыпочки
Певцы циркуль цыц
Огурцы цирк цыплёнок
На конце слов с буквой Ц всегда пишут букву Ы,а вот в середине слова после Ц пишем букву И. Но есть слова исключения, в которых после Ц и в середине пишется буква Ы.
Это слова -цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.
Развитие речевого аппарата.
Скороговорка: В цветнике цветут цветы.
Чистоговорка:
Цо –цо –цо –снесла курица яйцо.
Ца-ца – ца –прибежала к нам овца.
Цу –цу –цу – я веду домой овцу.
Цы –цы –цы –бегут куры от овцы.(чтение чётко с ускорением)
Итог урока .
- С каким новым звуком и буквой познакомились?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Кому трудно было понять , когда после Ц пишем И, а когда Ы?
- кто запомнил слова исключения?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке
Выберите одно из предложений.
-На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил.
-Я работал хорошо, но в некоторых заданиях сомневался.
-Не всё получалось как хотелось бы. Ещё придётся потрудиться.