конспект урока "окружающий природный мир" на тему: "Зимующие птицы" | Султанаева Людмила Геннадьевна. Работа №209170
Автор: Султанаева Людмила Геннадьевна
Конспект урока "Окружающий природный мир" на тему "Зимующие птицы" в 8/10 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Конспект урока «Окружающий природный мир»
8б, 10б класс
Составила учитель Султанаева Людмила Геннадьевна.
Тема: Зимующие птицы (голубь, синица, сова). Питание птиц. Значения птиц в жизни человека, в природе (10 б класс). Дикие птицы: снегирь, дятел. Внешний вид. Место обитания. Польза, приносимая людям. Забота о птицах.(8 б класс).
Цель:
Дать понятие учащимся о диких, зимующих птицах: внешний вид, питание, место обитания, значение в жизни человека.
Составление простых предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, вопросам учителя, по опорным словам.
2. Развивать умение принимать участие в общей беседе. Коррекция развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, памяти, путем повторения за учителем.
3. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Оборудование: Презентация, картинки птиц, схема составления рассказа о птицах, стихотворение А. Барто «Покормите птиц зимой», аудиозапись «Голоса птиц».
План урока.
1 этап. Организационный момент.
-Прослушивание звуков «Пение птиц».
На доске презентация слайд 2.
- Кого вы видите на картинке? Какие из птиц вам знакомы?
- Каких птиц не было видно в последнее время? (Грачей, ласточек, гусей, лебедей, журавлей, скворцов).
- Куда они делись? (Улетели в тёплые края).
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные).
- Почему они улетают? (Боятся холодов и голода).
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? (Воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки).
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).
- На какие две группы мы можем разделить птиц? (перелетные и зимующие).
- Кто такие перелетные птицы?
- А кто такие зимующие птицы? Почему их так называют? (птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас)
2 этап. Сообщение цели и темы урока.
1. Показ картинки - Вы уже догадались, о ком мы будем говорить? (о птицах зимующих) Слайд 3.
2. Беседа «Зимующие птицы»
- Назовите мне, каких, зимующих птиц, вы знаете?
- А где живут птицы зимой? (в лесу, в парках, в скверах, во дворах).
- Посмотрите, какие птицы живут в лесу? (дятел, сова) Слайд 4.
-А где мы часто встречаем зимующих птиц? (в городе, парке, на кормушках). Слайд 5.
3. Чтение стихотворения - шутки:
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли...
В гости первый день недели, к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог, прилетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!
-Название, каких птиц вы услышали в стихотворении? (Синица, снегири, ворона, воробей, голубь, сорока).
4. Работа со слайдом 6-15. Игра «Загадки».
- Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. После отгадки дети находят картинки птиц и выставляют их на доске.
1. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
2. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
5. Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (Голубь)
- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
- Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
5. Упражнение «Сравните 2 птиц» (Снегирь и синица) слайд 16
- «Как называются эти птицы?» («Эта птица называется снегирь, а эта – синица»)
- Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
- Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
- Какого цвета оперение?
- Какие лапки?
- Чем они питаются?
6. Игра «Четвертый лишний». Даны птицы:
- дятел, синица, голубь, сова. (Голубь - живет в городе). Слайд 17
- синица, снегирь, голубь, грач. (Грач - перелетная птица) Слайд 18
7. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы. Чтение рассказа «Кормушка». Слайд 20
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Ответы на вопросы и пересказ без опоры на вопросы по возможности:
- Какое было время года?
- Кого увидели дети у школы?
- Как вели себя сначала птицы?
- Что сделали дети для птиц? Зачем? Слайд 19
- Чем кормили птиц дети? Слайд 21.
8. Упражнение «Составь рассказ о зимующей птице». Работа с опорной схемой.
9. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой». А. Барто Работа со слайдом 22.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
10. Прослушивание голосов зимующих птиц.
3 этап. Итог урока. Чем мы занимались на уроке? Что вам больше всего понравилось?