Конспект урока по русскому языку "Слог как минимальная единица русского языка" 1 класс, УМК "Школа России" | Котенко Наталья Сергеевна. Работа №209354
Автор: Котенко Наталья Сергеевна
Конспект урока по русскому языку "Слог как минимальная единица русского языка" 1 класс УМК "Школа России"
Конспект урока.
Дата: 18.03.19 г.
Класс/школа: 1 «А», МКОУ СОШ №2 г. Михайловка.
Предмет: русский язык.
Практикант: Котенко Наталья Сергеевна.
Тема: «Слог как минимальная произносительная единица» единица
Цель: Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове.
Задачи:
- Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове;
-будут учиться различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
- развивать художественно-эстетический вкус и воображение.
УМК: «Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебники и рабочая тетрадь - УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, русский язык1 класс, меловая доска, интерактивная доска.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Организация начала урока.
-Здравствуйте, садитесь!
-Приветствуют учителя.
II. Проверка домашнего задания.
-Что на прошлом уроке мы с вами изучали?
-Посмотрите на доску.
-Какое из слов имеет многозначное значение.
На доске написаны слова пенал, ключ, замок, кисть
-Что называют эти слова?
-На кокой вопрос отвечают данные слова?
-Почему именно эти слова имеют многозначное значение?
-К какому словарю мы должны обратиться, чтобы проверить, правильно ли мы определили многозначные это слова.
-Проверим себя, откройте учебник на странице 138.
-Так, что же обозначает каждое слово?
-Посмотрите на доску.
На экране написаны слова стоять- бежать
-Как называются эти слова?
- Что они называют?
- Посмотрите на доску.
На экране написаны слова
Большой-огромный
-Как называются эти слова?
-Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слов.
-Ключ, замок, кисть.
-Называют предмет.
-Отвечают на вопрос Что?
-ответы детей.
-К толковому словарю.
-Читают с учебника.
-Слова противоположные по значению.
-Действие предмета.
-Слова близкие по значению.
Познавательные: --извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний
Коммуникативные:
-лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- умение сохранять учебную задачу
III. Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадки.
Один ученик у доски.
-На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я ……(пенал)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.(Мел)
Слаще меда, мягче пуха.
Отдохни!- все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить ,
Будет очень плохо жить. (Лень)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
В итоге на доске записаны слова пенал, мел, лень, резинка, кисточка, школа.
- Посмотрите внимательно, на какие три группы можно разделить эти слова?
-Откройте учебник на ст.31. Прочитайте тему. Чему будем учиться при изучении этой темы?
-Отгадывают загадки.
- Из одного слога- мел, лень; из двух слогов- пенал, школа; из трёх слогов- резинка, кисточка.
-Читают из учебника.
Познавательные: --извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний
Коммуникативные:
-лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- умение сохранять учебную задачу
IV. Изучение нового материала.
-Что такое слово?
-Что такое слог?
Слог- это один из несколько звуков, произнесенных одним выдыхаемым толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: ра-ке-та- пламя трижды будет колебаться, а при произнесение ударного слога может даже погаснуть.
-Как еще можно проверить, сколько в слове слогов?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
-Посчитайте гласные в словах, подчеркните их и над словом, напишите количество гласных.
-Так как же узнать количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа по учебнику.
-Откройте стр.32.
-Давайте проведем эксперимент. Приблизьте ладонь ко рту и произнесите слова мама.
-Сколько слогов этом слове?
-Как вы определили?
-А теперь определите сколько слогов в слове малина.
-Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на стр. 32.
-Как произносится каждый слог?
-Прочитаем с вами сведения о языке.
-Как определить количество слогов в слове?
Упр.2. стр.32.
-Прочитайте. Сравните слова в столбиках. Что вы заметили?
-Чем отличаются слова во втором столбике от остальных?
-К каждому слову подберите по два слова с таким же количеством слогов.
-Найдите трехсложные слова. Запишите их, разделяя на слоги. Посмотрите в учебнике, как отделить один слог от другого.
-Как мы будем отделять один слог от другого?
-Сочетание букв, которое имеет значение.
-Часть слова.
-Посчитать гласные буквы и т.д.
-Посчитаем гласные.
-Самостоятельно выполняют задание.
-Посчитать количество гласных.
-Проводим эксперимент.
-Два.
-ответы детей.
-Читают рубрику.
-Одним выдыхательным толчком.
-В слове с только слогов, сколько в нем гласных.
-Ответы детей.
-Первый слог состоит из одного гласного звука.
-Вертикальной чертой.
Познавательные: --извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний
Коммуникативные:
-лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- умение сохранять учебную задачу
Упр. 3 стр.33.
-Рассмотрите рисунки. Произнесите каждое слово-название предмета.
-Что вы заметили?
-Какой одинаковый слог есть в каждом слове?
-Запишите эти слова в тетрадь. Разделите их на слоги.
-Сколько слогов в каждом слове?
-Прочитайте на этой же стр. на что нужно обратить внимание.
-Из каких звуков могут состоять слова?
-выполняют задание.
--Ба.
-Ответы детей.
-Слова могут состоять из одного гласного звука, из одного гласного звука и одного согласного, из несколько согласных звуков и одного согласного
Познавательные: --извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний
Коммуникативные:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
V.Закрепление изученного материала.
-Закройте учебник, отложите тетради. Откройте П.Т. на стр.16.
-Прочитайте первое задание.
-Как одним словом можно назвать эти предметы?
-Записываем.
-Ребята, посмотрите под картинкой, есть слоги.
-Какие грибы вы знаете?
- Попробуем отгадать, какие же грибы спрятаны в первом столбике (во втором и третьем).
Упр.2.
-Прочитайте задание.
-Что нужно сделать?
-Какие грибы съедобные?
-Какие ядовитые?
-Записываем.
-Открывают ПТ.
-Грибы.
-Ответы детей.
-Читают задание.
-Нужно вписать пропущенные слова.
-Лисички, опята и т.д.
-М3хомор.
Коммуникативные:
-лидерство и согласованность действий.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- умение сохранять учебную задачу
VI. Подведение итога урока.
-Как определить количество слогов в слове?
-Научились ли вы делить слова на слоги?
-Урок окончен!
-Посчитать гласные.
-Ответы детей.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- умение сохранять учебную задачу
ОЦЕНКА:_______ УЧИТЕЛЬ:___________/Гончарова Е.Ю./ ПРАКТИКАНТ: Котенко Н.С.