Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речия" | Токарева Анастасия Николаевна. Работа №363126
Технологическая карта урока
Тема: Глагол как часть речи
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тип урока: Урок-открытие новых знаний
Автор урока: Токарева Анастасия Николаевна, МОБУ СОШ с.Ломовка филиал в с.Буганак
Цель: углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи,совершеноствовать умения определять части речи, их морфологические признаки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: владеть смысловым чтением, анализировать.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять свою цель, планировать действия в паре и индивидуально, оценивать свои достижения, исправлять ошибки.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: излагать свое мнение, организовывать работу в паре, преодолевать конфликты
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать свои эмоции, осознавать целостность мира. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к окружающим.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная
Методы обучения: практические
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Структура урока:
Название
этапа
Дидактическая
задача
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемый
результат
Методическое
обеспечение
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
2 мин.
Настроить учащихся на работу. Создать положительную мотивацию
Учитель просит поднять раскрытые ладони.
- Что может обозначать этот жест?
- На слайде представлено слово Discovery. Что оно обозначает? Где вы с ним встречались ранее?
- О каких великих открытиях вы слышали?
- Информация о Галилео Галилее, создателе первого телескопа.
-для чего нужен телескоп?
-Какая звезда считается самой яркой?
Демонстрируется слайд «Лестница успеха»
Приветствуют. Улыбаются друг другу.
Отвечают.
Настраиваются
(стремление познавать новое, человек открыт для общения…)
(телеканал Discovery, телепередача; слово обозначает «Открытие»)
(Колумб, Магеллан…)
Видеть звезды солнечной системы
Солнце
Говорят о важности личностного роста
Добрый настрой на продуктивную работу.
Личностный рост.
Работа со слайдами
Ориентировочно-мотивационный этап
8 мин.
Вводное повторение. Создание проблемной ситуации
Предлагает прочитать стихотворение и вставить пропущенные слова:
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется.
- К какой части речи относятся слова,использованные на месте пропусков? Как вы догадались?Что обозначают эти слова?
Сформулируйте тему урока.
Называют слова;определяют часть речи; выделяют, по каким признакам они узнали часть речи
Совместная работа с учителем по определению темы урока
Повторение опорных знаний.
Работа со слайдом
Постановка целей урока
2 мин.
Развивать умения формулировать цель урока
- Какие цели поставим на урок?
-Что нам необходимо сделать для того,чтобы выполнить поставленную цель?
Умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.
Составляют план урока
Сформулировать диагностические цели урока, составить план урока
Работа со слайдами
Актуализация знаний.
Актуализировать прежние знания, навыки и умения, связанные с темой урока.
1.Предлагает вспомнить о глаголе из курса начальной школы. Проводит игру
«+» или « –»
1.Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
2.Глаголы изменяются только по временам.
3.Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.
4.Глаголы изменяются по падежам.
5.Глаголы в предложении обычно не бывают сказуемыми.
2.Предлагает прочитать слова и подчеркнуть двумя чертами только глаголы
Образец:Смешной, смешить, смех, смешно -(что делать?) смешить.
Зеленый, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славиться.
- Почему вы подчеркивали глаголы именно двумя чертами?
Предлагает поменяться с соседом по парте и проверить работу.
Поднимаю карточки «+» или «-».
Проверяют работу друг у друга по карточкам взаимопроверки (Работа в парах.)
Повторить знания о глаголе из курса начальной школы.
Анализ своих знаний по части речи «Глагол»
Раздаточный материал
Объяснение нового материала.
Добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом.
Предлагает объединить все сказанное в одном определении глагола как части речи и проверить себя, прочитав определение глагола в учебнике на стр.97-98
- Ребята, глаголы в русском языке - это не только глаголы речи, но и глаголы труда, звучания, цвета и др.
Предлагает поработать с глаголами цвета, выполнив упражнение 604 на стр.97
Совместная работа с учителем. Составляют схему по части речи Глагол
Выполняют упражнение с коментированием
Систематизировать знания в одно целое.
Работа с учебником.
Работа со слайдом
Работа с учебником
Включеение нового знания в систему знаний.
Научить использовать новые знания в системе изученных ранее.
Предлагает прочитать текст и выполнить задания к нему.
Весна голосов...
Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
- Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражана?
-Найдите слова, которыми автор передает музыку, звуки весны.
- Запишите эти слова тв два столбика: существительное и глаголы. Что общего в их значении и в чем разница?
-Докажите, что это слова разных частей речи.
- В выписанных глаголах определите время глагола и лицо.
-Выпишите из текста глаголы, обозначющие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека.
-Сформулируйте вывод о роли глагола в речи
Работают с текстом, анализируют текст по наводящим вопросам учителя.
Расширить знания о глаголе
Раздаточный материал
Рефлексия
2 мин.
Развитие умений обсуждать и анализировать учебный процесс
Лестница успеха
Можете ли вы сказать, что поднялись на ступень по нашей лестнице?
Высказываются на каком уровне «Лестницы успеха» они находятся
Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения
Работа со слайдом
Домашнее задание
Употребление глагола в речи
Стр.97 (выучить правило), составить лингвистическое высказывание по опорной схеме, упр.606
задание учащиеся сдают на проверку.
9fe433d72b14b9713beb8b6e0606aea6.docx