Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Конспект урока технологии: Заготовка древесины, пороки древесины | Бабин Виктор Иванович. Работа №238903

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бабин Виктор Иванович
Здесь оаписан урок технологии для мальчиков по технологии на тему: "Заготовка древисины. Пороки древесины". Подробно разбираются пороки древесины и на образцах все демонстрируется. Можно демонстрировать и на презентации. Урок построен в соответствии с ФГОС

Бабин Виктор Иванович

учитель технологии

МБС(К)ОУ С(К)ОШ15

г.Березники Пермский край

Класс: 6.

 

Тема урока: Заготовка древесины, пороки древесины.

 

Цели урока:

ознакомление учащихся с процессом заготовки древесины, машинами, применяемыми на лесозаготовках, направлениями рационального использования отходов древесины;

формирование знаний о сферах трудовой деятельности специалистов, участвующих в лесозаготовках и восстановлении лесных массивов;

формирование бережного отношения к природе, развитие экологического мышления;

формирование навыков распознавания пороков древесины и обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи урока: научить распознавать породы древесины с пороками по их характерным признакам.

Оборудование: образцы древесины различных пород, имеющие какие-либо пороки (15-30 образцов) размером примерно 6 х 4 х 1 см3, столярный верстак, компьютер, проектор, доступ к сети Интернет.

 

1.Организационный момент.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

 

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

1.Что такое древесина? (Ответ: это природный конструкционный материал, который получают из стволов срубленных деревьев различных пород).

2.Какие породы деревьев растут в районе вашего проживания? (Ответ: обучающиеся приводят соответствующие примеры).

3.Каково строение ствола дерева? (Ответ: ствол дерева состоит из коры, сердцевины, луба, годичных колец, сердцевинных лучей, ядра и заболоня).

4.Какие виды пиломатериалов получают при распиливании брёвен? (Ответ: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, пластины, четвертины, горбыли).

5.Назовите несколько видов древесных материалов? (Ответ: ДСП, ДВП, фанера, шпон).

 

3.Изучение нового учебного материала.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Заготовка древесины, пороки древесины». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.(Слайд 1)

Учитель: Заготовку древесины начинают с того, что предприятие лесного хозяйства – лесхоз – определяет в лесу участки, где находятся деревья, пригодные для промышленного использования. (Слайд 2).

На таком участке – лесосеке – специальные лесозаготовительные комбайны (харвестеры), используя современные технологии, спиливают деревья, обрезают вершину и сучья, распиливают ствол на части. (Слайд 3).

Специальные транспортирующие машины (форвардеры) тащат спиленные стволы к погрузочной площадке и складывают их в штабеля для последующей погрузки на лесовоз. (Слайд 4).

Лесовозы вывозят брёвна на дальнейшую распиловку или погрузку для отправки по железной дороге. (Слайд 5).

Далее учитель предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент «Лесозаготовка».

Учитель: Выбирая заготовку из древесины для своего изделия, вы осматриваете её: нет ли каких-либо видимых дефектов. Эти дефекты называются пороками древесины.

Рассмотрим подробнее основные пороки древесины.

Обучающиеся в своих тетрадях записывают названия пороков и их характерные признаки и особенности.(Слайд 6).

Сучки представляют собой основания ветвей и имеются у древесины всех пород. Сучковатость затрудняет обработку древесины, снижают её прочность. (Слайд 7).

Трещины могут образовываться в древесине любой породы во время роста дерева, от сильных морозов, жары, а также при высыхании срубленного дерева. (Слайд 8).

Пороки формы ствола представляют собой различные отклонения размеров ствола (уменьшение или увеличение диаметра, искривление по длине, резкое местное утолщение и др.).

Это сбежистость, сувель, сложная кривизна.(Слайд 9).

А также ребристая закомелистость и развилка ствола дерева с двойной вершиной. (Слайд 10).

Пороки строения древесины представляют собой различные отклонения в направлении волокон от продольной оси материалов, в изменении годичных слоёв, зарастающие раны, углубления, скопления смолы и др.

Это косослой, местная крень, глазки в глазковом клёне.(Слайд 11).

А также двойная сердцевина, пасынок снаружи, смещённая сердцевина.(Слайд 12).

Ещё открытый и закрытый рак. (Слайд 13).

Химическая окраска – это ненормально окрашенные участки в свежераспиленной или свежесрубленной древесине, изменившие цвет в результате химических процессов. (Слайд 14).

Грибные поражения представляют собой ненормально окрашенные участки древесины. Пятна, окраски и побурение повышают водопроницаемость древесины, гнили и дупла делают её технически непригодной. (Слайд 15).

Червоточины – это отверстия и ходы, которые оставляют насекомые (жуки и их личинки), питающиеся древесиной.

Таким образом, при выборе заготовки для работы необходимо не использовать древесину с подобными дефектами, либо устранять или обходить их. Также следует обращать внимание на отсутствие в заготовке инородных включений: гвоздей, проволоки, металлических осколков и др.

Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке.

 

4.Закрепление учебного материала.

Обучающиеся открывают рабочие тетради с. 7 и выполняют задание 2 (1, 2, 3).

Задание 2 №1 (приложение 1).

Задание 2 №2 (приложение 2).

Правильные ответы к заданию 2 №2.

Утверждение

Да

Нет

1.

+

 

2.

+

 

3.

 

+

4.

 

+

5.

+

 

 

(Слайд 16).

 

Задание 2 №3. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

возосел, льващик, щитрена, гильн, фетекд, лойсокос. (Слайд 17).

(Ответы: лесовоз, вальщик, трещина, гниль, дефект, косослой).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.(Слайд 18).

5.Задание на дом.

Изучить параграф 2 учебника, ответить на вопросы 1-4, с.12 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах информацию, какие технические средства применяют для лесозаготовок, кроме описанных в учебнике.

Список использованных печатных источников.

1.Справочник по трудовому обучению: Обраб. древесины и металла, электротехн. и рем. работы: Пособие для учащихся 5-7 кл./ И.А. Карабанов, А.А. Деркачев, В.А. Юдицкий и др.; Под ред. И.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.

2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.

3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2014.

 

Приложение 2

Задание 2 №1.

Лабораторно-практическая работа №2.

Тема: «Распознавание пороков древесины».

 

1.Получите у учителя образцы древесины, имеющие какие-либо пороки.

2.Опишите в таблице 1 в рабочей тетради обнаруженные пороки древесины.

 

Таблица 1

Номер образца

Порода древесины

Обнаруженные пороки

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

Приложение 2

Задание 2 №2.

Проверьте себя. Верны ли следующие утверждения?

 

В рабочих тетрадях заполните таблицу 2 (если утверждение верное, то ставьте «+» в колонке «Да»; если утверждение неверное, то ставьте «+» в колонке «Нет»).

Таблица 2

Утверждение

Да

Нет

1.На харвестере (лесозаготовительном комбайне) установлен бортовой компьютер, подсчитывающий объём заготовленной древесины.

 

 

2.Вальщики леса используют в своей работе бензиновые или электрические пилы

 

 

3.Трещины возникают в древесине только при высыхании срубленного дерева

 

 

4.Косослойную древесину рекомендуется использовать в строительных конструкциях

 

 

5.Отходы древесины перерабатывают в стружку для изготовления ДСП и ДВП

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×