Статья Конспект урока. Автор: Гавриленко Ирина Сергеевна

Автор: Гавриленко Ирина Сергеевна
Конспект урока по "Беседам об искусстве" во втором классе познакомит детей с видами декоративно-прикладного творчества России. С видами вышивки и вязания. То чем издревле занимались наши предки.


Автор: Гавриленко Ирина Сергеевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2
Городского округа Жигулевск Самарской области
(МБУ ДО ШИ № 2)
УТВЕРЖДЕНО
Решением методического совета
протокол №___от_________2019 г.
Зам. директора по УВР
______________Антонова Г.В..
Конспект открытого урока
учебного предмета " Беседы об искусстве "
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись"
2 год обучения
тема: " Основные виды шитья "
Автор-разработчик: И.С.Гавриленко
преподаватель МБУ ДО ШИ №2
г.о. Жигулёвск
2019г.
Конспект урока по теме "Основные виды шитья"
Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Цель урока: знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства- вышивка, вязание, лоскутная техника; углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные: познакомить с художественными промыслами России и видами шитья; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты; сформировать систему знаний.
Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры, эстетическое воспитание.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой.
Тип урока: урок усвоения (формирования) новых знаний.
Вид урока: урок- лекция.
Оборудование: репродукции, фонд работ учащихся, экран, проектор, компьютер или планшет.
Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Самостоятельная работа: Подготовить материал о “старых вещах”, которые хранятся в вашей семье (одежда, салфетки вязанные, полотенца).
Ход урока
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.
Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.
Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.
Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека.
Прикладное искусство. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Позднее, в ХIХ в. Эту область художественного освоения предметного мира определили как “прикладное искусство”.
ВЫШИВКА
Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.
В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.
Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.
Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны “лучистое солнышко”, ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.
Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.
(Показ работ).
ВЯЗАНИЕ
Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей.
Кто придумал вязание? Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотой статуэткой и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии. Возраст носка – около 5 тысяч лет.
Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.
Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.
Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.
Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.
Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину.
Для вязания используют такие инструмнты как – крючок и спицы.
- Какой основной инструмент мы будем использовать при вязании, вы поймете, отгадав загадку:
Будто цапли - длинноносы,
Нить они сплетают в косы.
Свяжут шарф и рукавицы
Нам проворно сёстры - ... (спицы)
(Показ выставочных работ)
Физминутка Зарядка
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Наклонилась сперва
Книзу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
ЛОСКУТОК К ЛОСКУТКУ
Лоскутное шитьё, или ПЭЧВОРК, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,– очень модный вид рукоделия.
Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета.
Но как самостоятельный вид творчества лоскутная мозаика широко распространилась и стала входить в обиход только в Х1Х веке, когда в деревни начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундук, создавая затем знаменитые “бабушкины” яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани – собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, квадратов, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Когда кончались лоскутки, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.
Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Кто– то изобретает новые абстрактные узоры, а кто – то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки…
(Показ выставочных работ)
Самостоятельная работа: Подготовить материал о “старых вещах”, которые хранятся в вашей семье (одежда, салфетки вязанные, полотенца).
Придумайте кроссворд, основываясь на приобретенные знания.
Наглядный пример:
Литература:
1) Азбука вязания, М.В.Максимова, Москва ПК Алтай,1992г.
2) Вкладыши – приложения к журналу Работница за 2005-06г.
3) Методические журналы Школа и производство, №6 1999г, №3 2000г.
4) Как ткани ткут и нити прядут, М.Константиновский, изд – во Малыш,
Москва, 1990г.
5) Вяжем сами, О.С.Казакова, Саратов, Приволжское кн. изд – во, 1981г.
6) Интернет-ресурс: http://ext.spb.ru/site/2663-2013-04-07-12-23-43.pdf
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x