Статья Консультация для родителей по теме: "Знакомим детей со временем". Автор: Ковальчук Мария Викторовна

Автор: Ковальчук Мария Викторовна
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем.

Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое «сутки», «неделя», «месяц», «год», надо познакомить их с понятиями «сначала» и «потом». Это можно сделать общаясь с ребёнком в течение дня, играя и занимаясь с ним.


Автор: Ковальчук Мария Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26
Подготовил воспитатель: Ковальчук М.В.
Консультация для родителей Знакомим детей со временем
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем.
Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо познакомить их с понятиями сначала и потом.Это можно сделать общаясь с ребёнком в течение дня, играя и занимаясь с ним.
В будущем времени:
• сначала мы умоемся, потом будем завтракать,
• сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать,
• сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать,
• сначала надо нарисовать, кружочек, потом квадратик.
В настоящем времени:
• сейчас мы идём мыться, а потом будем укладываться спать,
• сейчас весна, потом будет лето.
В прошедшем времени:
• сначала мы сходили погулять, потом сели обедать,
• сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого,
• сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот,
• сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился, и так далее.
Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких – либо последовательных действий или явлений:
• рост и развитие растения или животного;
• последовательные действия по изготовлению чего – либо (том её скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее) .
Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребёнку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.
После прочтения сказок вместе с ребёнком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребёнок не путал порядок действий.
Познакомьте ребёнка с названиями частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами – сфотографируйте (нарисуйте) один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна). За столом употребляйте слова завтрак, обед и ужин, связывая их с соответствующим временем дня. Говорите ребенку, что все завтракают утром, обедают днем, а ужинают вечером.
Для закрепления знаний прочитайте ребенку отрывки из стихотворений, в которых описываются практические действия или картины природы, характерные для каждого времени суток. Предложите ребенку отгадать, о каком времени суток в них говорится.
Ночь
Спать пора! Уснул бычок, Спят луга, спят леса,
Лег в коробку на бочок, Пала свежая роса.
Сонный мишка лег в кровать, В небе звездочки горят,
Только слон не хочет спать… В речке струйки говорят.
(А. Барто) К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит…
(А. Блок)
Попросите ребёнка:
- рассказать по картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными, с людьми с ним самим;
- пояснить, что бывает сначала, а что потом;
- расположить картинки в нужном порядке (слева направо) .
Если ребёнку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А детям только остаётся правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.
Если ребёнок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.
Чтобы научить маленького ребенка (дошкольника) времени, изготовьте из плотного яркого картона большие часы с подвижными стрелками. Не нужно знакомить с такими сложными понятиями, как четверть часа, без десяти два. Достаточно объяснить ему, что час — это целый круг, который проходит длинная стрелочка, а с помощью короткой мы узнаем, сколько сейчас часов. Обязательно покажите крохе, что стрелки движутся строго в одном направлении.
Обратите внимание малыша на визуальную разницу между стрелками, расскажите, в чем различие их функций. Научить дошкольника часам можно, сначала выставляя ровное время, например, 2 часа. Пусть кроха сам попробует ответить, сколько часов показывают стрелки, и самостоятельно выставит названное вами время.
Маленького ребенка можно научить определять половину часа, 5, 10, 15 минут. Объясните, что короткая стрелка, передвигаясь от цифры к цифре, проходит 5 минут. Две цифры она проходит уже за 10 минут и т. д. Прочертив карандашом линию через числа 12 и 6, покажите ребенку, что такое полчаса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Эффективнонаучить своего малыша определять время по часамможно и другими действенными способами.
Нарисуйте часы вместе с ребенком. Удобно делать это на одноразовой бумажной тарелке. Самостоятельно изображая циферблат и стрелки, малыш быстрее поймет и запомнит работу часов.
Периодически включайте ребенку развивающие мультфильмы, обучающие времени. По мнению специалистов, зрительное восприятие информации малышом дает больший эффект, чем слуховое.
Используйте время в процессе игр. Пусть игрушки живут по часам. Чаще говорите: кукла проснулась в 8 утра, мишка пошел на прогулку в 12:30, машины приехали в гараж в 11:15.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ
Если ваш малыш освоил игрушечную модель часов, переходите к настоящей. Заостряйте его внимание только на основных моментах, не останавливаясь на всех тонкостях определения времени. Обучение нужно проводить каждый день, чтобы закрепить появившиеся у ребенка навыки, иначе он быстро забудет их, и весь процесс придется повторять с нуля.
КАК ЗАКРЕПИТЬ РЕЗУЛЬТАТ?
Каждый день просите ребенка посмотреть, какое время показывают часы. Чаще задавайте ему вопросы: во сколько ты проснулся?, сколько времени ты делал уроки? и т. д. Можно просить малыша помочь маме в течение определенного времени, например, 5 минут последить за кашей на плите. Кроха никогда не откажется от такого задания!
Ни в коем случае не пытайтесь научить ребенка времени через силу. Проводите уроки ровно столько, сколько малыш проявляет интерес. Всю пройденную теорию закрепляйте примерами из вашей жизни. Связывайте время с событиями, которые знакомы и интересны ребенку (просмотр мультфильмов, купание, прогулка во дворе). Если вы не станете торопить своего кроху в освоении сложной для него науки, результат будет очень эффективным.
4
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x