Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности освоения образовательной программы старшими дошкольниками с компьютерной зависимостью | Сабитова Анастасия Александровна. Работа №210380

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сабитова Анастасия Александровна
Проведенное психолого-педагогическое исследование показывает, что особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью заключается в низком уровне развития по всем модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в то время как дошкольники не обладающие компьютерной зависимостью имеют в основном высокий уровень по этим же модулям. Полученные результаты свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования компьютеров, планшетов и телефонов дошкольниками на освоение образовательной программы и на общее равитие старших дошкольников

 

Название исследовательской работы: Особенности освоения образовательной программы старшими дошкольниками с компьютерной зависимостью

 

Категория участника: студенты высших заведений

Направление конкурса: педагогика и психология

ФИО автора работы: Сабитова Анастасия Александровна,

ТГУ Институт психологии и педагогики,

Кафедра психологии и педагогики детства,

Курс 5

факультет, курс, направление и профиль

подготовки

Название организации: Тюменский государственный университет, институт психологии и педагогики

ФИО руководителя исследовательской работы: канд.псаук, доцент Соловьева Елена Анатольевна.

e-mail: nast_123_a090412@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

 

Аддикцияощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности [8].

Интернет-зависимость - навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети [8].

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [11].

Образовательная программа дошкольной образовательной организации это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса. [15].

Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования, возрастной период от 6 до 7 лет [23].

 

 

 

 

 


Введение

 

Актуальность исследования. Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Как отмечают исследователи, нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных программ опустилась до рекордной отметки «0+», т. е. они рекомендованы для развития детей с момента рождения. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.

Конечно, компьютерные игры разнообразны. Многие из них способствуют развитию восприятия, логического мышления, памяти, обогащению знаний об окружающей действительности. Существуют обучающие программы по развитию навыков чтения, счета, правописания. Наряду с ними существуют и те игры, которые не способствуют развитию дошкольника. Их главная цель – научить ребенка нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Такие игры не стимулируют мышление. Они даже вредны, так как повышают уровень тревожности, страхи, фобии, вызывают у игроков равнодушие или нетерпимость к окружающим.

В последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером. 

Принято считать, что наиболее опасным с точки зрения возникновения зависимости от компьютерных игр является подростковый возраст, однако по данным исследований, уже в дошкольном возрасте может сформироваться симптомокомплекс компьютерной аддикции. Аддикция - от англ. «аddiktive» – пагубная привычка, пристрастие к чему–либо. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности, которое достигается с помощью приема веществ, воздействующих на психику (алкоголь, наркотики, никотин, или сосредоточением внимания на определенных предметах и активных видах деятельности (длительное прослушивание ритмичной музыки, переедание или голодание, азартные игры, увлечение компьютером).

Следовательно, тема курсовой работы «Особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью» является актуальной.

Объект исследования – компьютерная зависимость в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – особенности освоения образовательной программы старшими дошкольниками с компьютерной зависимостью.

Цель исследования – выявление особенностей освоения образовательной программы старшими дошкольниками с разным уровнем компьютерной зависимости.

Гипотеза исследования: старшие дошкольники с компьютерной зависимостью обладают низким уровнем развития по всем модулям образовательной программы - «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи исследования:

проанализировать в психолого-педагогической литературе

теоретические аспекты проблемы компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте;

провести эмпирическое исследование

особенностей освоения образовательной программы старшими дошкольниками с разным уровнем компьютерной зависимости

;

провести сравнительный анализ полученных результатов и сформулировать

выводы.

Теоретико-методологическая база исследования:

- общепсихологическая теория возрастного развития в старшем дошкольном возрасте (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.);

- теории формирования компьютерной зависимости личности (Ермоленко А.В., Корнеева Е.А., Кочина М.Л., Новосельцев В.И.).

Методы исследования:

- теоретические - анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме исследования;

- эмпирические - тестирование, анкетирование;

- статистические методы обработки полученных данных.

В эмпирическом исследовании использовались следующие диагностические методики:

тест определения компьютерной зависимости О.Л.

Кутуевой

[17];

анкета для родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова [21];

методика

выявления уровня освоения

основн

ой образовательной программы дошкольного образования

по 4 модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» [20].

Экспериментальная база исследования: МАДОУ №164 г. Тюмени. В исследовании приняли участие 29 воспитанников старшей дошкольной группы и их родители. Возраст испытуемых детей 6-7 лет, 15 мальчиков и 14 девочек. В экспериментальную выборку вошло 11 детей (7 мальчиков, 4 девочки), в контрольную выборку -18 детей (8 мальчиков, 10 девочек).

Эмпирическое исследование особенностей освоения образовательной программы старшими дошкольниками с компьютерной зависимостью

 

2.1. Организация и методики эмпирического исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:

тест определения компьютерной зависимости О.Л.

Кутуевой

[17];

анкета для родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова [21];

методика

выявления уровня освоения

основной образовательной программы дошкольного образования

по 4 модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» [20].

Для подтверждения значимости различий полученных результатов в двух группах использовался статический метод ​U-критерия Манна-Уитни.

Тест определения компьютерной зависимости О.Л. Кутуевой [17]. Инструкция: я прочитаю вам вопрос, на каждый вопрос представлено три варианта ответа, выбери тот, который тебе подходит больше всего. Вопросы представлены в Приложении 1.

Анкета для родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова [21]. Анкета включает в себя 20 вопросов (Приложение 2).

Методика выявления уровня освоения образовательной программы [20]. Обследование детей проводилось по результатам основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: по следующим направлениям:

«Речевое развитие» (

Гербова

В.

В. «Развитие ре

чи в детском саду», Максаков А.И. «

Правильно ли говорит ваш ребенок», Денисова Д. Развитие речи у малышей).

«Познава

тельное развитие» (

Веракса

Н.

Е.,

Куцакова

Л

.В.,

Помораева

И.А,

Дыбина

О.

Б.).

«Социально–

коммуни

кативное развитие» (Губанова Н.

Ф.,

Петрова В.

И.,

Стульник

Т.Д.,

Куцакова

Л.В.,

Комарова Т.С, Павлова Л.

Ю., Авдеева Н.Н., Князева О.Л.,

Стеркина

Р.Б.)

«Художественно–

эстетическое развитие» (Баранова Е.

В., Савельева А.

М.,

Комарова Т.

С.,

Зацепина

М.

Б.).

Примеры описания инструментария по образовательным областям представлены в Приложении 3.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все параметры оценки самостоятельно.

 

2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей освоения образовательной программы старшими дошкольниками с компьютерной зависимостью

 

Исследование по методике определения компьютерной зависимости О.Л. Кутуевой показал, что в группе старших дошкольников имеют компьютерную зависимость 11 детей (37,93%), компьютерной зависимости нет, но дошкольники обладают предрасположенность к ней у 6 детей (20,69%) и не имеют компьютерной зависимости – 12 детей (41,38%)

Проведенное анкетирование родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова позволило выявить, что у 11 (37,93%) дошкольников есть компьютерная зависимость, у 18 детей (62,07%) такой зависимости нет

Результаты двух методик на определение компьютерной зависимости, проведенные среди дошкольников и их родителей полностью совпали, что говорит о достоверности полученных результатов выявления компьютерной зависимости.

Таким образом, в экспериментальную выборку вошло 11 детей (7 мальчиков, 4 девочки), в контрольную выборку -18 детей (8 мальчиков, 10 девочек).

Далее проводилась диагностика и сравнительный анализ результатов освоения образовательной программы старшими дошкольниками экспериментальной и контрольной выборок.

При выявлении уровня освоения образовательной программы по 4 модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», были получены следующие результаты:

1. Модуль «Познавательное развитие».

Высоким уровнем развития по данному модулю обладает 17 дошкольников (58,63%), средним – 8 (27,58%) и 6 дошкольников низким (19,79%)

2. Модуль «Социально-коммуникативное развитие».

Высоким уровнем развития по данному модулю обладает 19 дошкольников (66,51%), средним – 3 (10,35%) и низким – 7 (24,14%)

3. Модуль «Речевое развитие».

Высоким уровнем развития по данному модулю обладает 16 дошкольников (55,17%), средним – 3 (10,35%) и низким – 10 (34,48%)

4. Модуль «Художественно-эстетическое развитие».

Высоким уровнем развития по данному модулю обладает 14 дошкольников (51%), средним – 10 (37%) и низким – 3 (12%)

Проанализируем особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью. Для этого необходимо сравнить результаты, полученные по методике выявления уровня освоения образовательной программы у дошкольников, имеющих компьютерную зависимость (11 детей), и дошкольников, не имеющих компьютерную зависимость (18 детей).

По модулю «Познавательное развитие» дошкольники, обладающие компьютерной зависимостью, имеют в основном средний уровень развития, но в то же время 5 дошкольников обладают низким уровнем. В группе дошкольников, не обладающих компьютерной зависимостью, преобладает высокий уровень развития.

Для подтверждения значимости различий по уровням развития в двух группах дошкольников обладающих компьютерной зависимостью и с отсутствием ее, сравним полученные результаты статистическим методом с помощью критерия Манна-Уитни.

Критерий Манна-Уитни рассчитывается по формуле

По модулю «Социально-коммуникативное развитие» дошкольники, имеющие компьютерную зависимость, обладают низким уровнем развития, в то время как дошкольники, не обладающие компьютерной зависимостью, имеют высокий или средний уровень развития.

По модулю «Речевое развитие» все дошкольники, обладающие компьютерной зависимостью, имеют низкий уровень развития, в то время как дошкольники, не обладающие компьютерной зависимостью, имеют высокий или средний уровень развития.

По модулю «Художественно-эстетическое развитие» дошкольники, обладающие компьютерной зависимостью, имеют в основном средний уровень развития, но в то же время 5 дошкольников обладают низким уровнем. В группе дошкольников, не обладающих компьютерной зависимостью, преобладает высокий уровень развития по данному модулю.

Таким образом, особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью заключаются в более низком уровне развития по всем модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в то время как дошкольники, не обладающие компьютерной зависимостью, имеют, в основном, высокий уровень по этим же модулям. Полученные результаты свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования компьютеров, планшетов и телефонов дошкольниками на освоение образовательной программы и на общее развитие старших дошкольников.

 

Выводы по главе 2

 

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей освоения образовательной программы старшими дошкольниками с разным уровнем компьютерной зависимости.

Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:

тест определения компьютерной зависимости О.Л.

Кутуевой

;

анкета для родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова;

методика выявления уровня освоения образовательной программы по 4 модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Результаты двух методик на определение компьютерной зависимости, проведенные среди дошкольников и их родителей полностью совпали, что говорит о достоверности полученных результатов выявления компьютерной зависимости.

Таким образом, в экспериментальную выборку вошло 11 детей (7 мальчиков, 4 девочки), в контрольную выборку -18 детей (8 мальчиков, 10 девочек).

Далее проводилась диагностика и сравнительный анализ результатов освоения образовательной программы старшими дошкольниками экспериментальной и контрольной выборок.

Особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью заключается в низком уровне развития по всем модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в то время как дошкольники, не обладающие компьютерной зависимостью, имеют в основном высокий уровень по этим же модулям. Полученные результаты свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования компьютеров, планшетов и телефонов дошкольниками на освоение образовательной программы и на общее развитие старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Дошкольное развитие – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей.

Возникают эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Например, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями  (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; эмоциональная холодность; отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

Проведенное исследование показало, что особенности освоения образовательной программы старших дошкольников с компьютерной зависимостью заключается в низком уровне развития по всем модулям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в то время как дошкольники не обладающие компьютерной зависимостью имеют в основном высокий уровень по этим же модулям. Полученные результаты свидетельствуют о негативном влиянии чрезмерного использования компьютеров, планшетов и телефонов дошкольниками на освоение образовательной программы и на общее равитие старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы

 

Авдонина, Е.И. Особенности профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста / Е.И. Авдонина [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://kristall-deti.ru/kompyuternaya-zavisimost/

Дата обращения 2.09

.2018

Батюта

, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б.

Батюта

, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.

Болескина

, Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры / Е.Л.

Болескина

// Социологические исследования. – 2015. – №9. – С. 80-87.

Борытко

, Н.М. Досуг в пространстве воспитания / Н.М.

Борытко

// Внешкольник. - 2017. - № 6. – С.15-22

.

Войскунский

А.Е.

.

Психология интернета

:

Психологические

исследования феномена интернет-аддикции / Москва, 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. - С. 251-253..

Гринблат

, А.Г. Компьютерная зависимость дошкольников / А.Г.

Гринблат

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.art-talant.org/publikacii/rabota-s-roditeljami/6152-kompyyuternaya-zavisimosty-doshkolynikov.html

.

Дата обращения 2.09

.2018

Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 6-17.

Ермоленко, А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности / А.В. Ермоленко // Психология. – 2014. – №2. – С. 22-26.

Жичкина

, Е.А. Интернет-зависимость / Е.А.

Жичкина

// Научно-популярный журнал «Ломоносов». – 2016. – №7. – С. 17-25.

Зайцев, В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / В.В. Зайцев // Вестник психотерапии. – 2015. – №40. – С. 24-32.

Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В.

Томанов

, О.А.

Драганова

. - М.: Форум, 2011. - 400 c.

Козлова, А.М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А.

Скопинова

. - М.: ЦГЛ, 2017. - 958 c.

Корнеева, Е.А. Компьютерная зависимость: "бермудский треугольник" за углом / Е.А. Корнеева // Мир семьи. - 2014. - № 7. - С. 13-17.

Краснова С.В

. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков /

С.В.Краснова

,

Н.

Р.

Казарян

, // Компьютерные игры.

Эксмо

– 2008.

– С.

45 -50

.

Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости. Методические комментарии к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования / Н.М. Крылова. - М.: Сфера, 2016. - 112 c.

Малыгина, М.А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости / М.А. Малыгина. – 2-е изд. – М.:

Авант

, 2017. – 170 с.

Микляева

, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического

бакалавриата

/ Н.В.

Микляева

, Ю.В.

Микляева

, Н.А. Виноградова. - Люберцы:

Юрайт

, 2016. - 411 c.

Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев // Директор школы. - 2017. - № 9 – С. 13-18.

Носс

, И.Н. Психодиагностика: Учебник для

академического

бакалавриата

/ И.Н.

Носс

. - Люберцы:

Юрайт

, 2016. - 500 c.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического

бакалавриата

/ Л.Ф. Обухова. - Люберцы:

Юрайт

, 2016. - 460 c.

Селякова

, И.М. Эффективные практики взаимодействия с детьми в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО / И.М.

Селякова

// Дошкольная педагогика

:

журнал. - 2017. - №4. - С. 25-28.

Скоролупова

, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ / О.А.

Скоролупова

. - М.: Скрипторий, 

2017

. - 172 c.

Суть термина: компьютерная зависимость [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://zdorov-today.ru/sut-termina-komp-yuternaya-zavisimost/

Дата обращения 23.08.18

Сыромятников, И.В. Психодиагностика: Учебное пособие / И.В. Сыромятников. - М.: Альянс, 2016. - 640 c.

Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.

Хухлаева

, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического

бакалавриата

/ О.В.

Хухлаева

, Е.В. Зыков, Г.В.

Бубнова

. - Люберцы:

Юрайт

, 2016. - 367 c.

Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для

академического

бакалавриата

/ И.В. Шаповаленко. - Люберцы:

Юрайт

, 2016. - 576 c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

Тест определения компьютерной зависимости О.Л. Кутуевой

 

Инструкция: внимательно прочитай вопрос, на каждый вопрос представлено три варианта ответа, выбери тот, который тебе подходит больше всего.

 

Вопросы:

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

- ежедневно – 3 балла;

- один раз в два дня – 2 балла;

- только когда нечего делать – 1 балл.

2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

- более 2-3 часов – 3 балла;

- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;

- не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;

- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;

- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

- конечно, на компьютер – 3 балла;

- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;

- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

- да, было такое – 3 балла;

- пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;

- нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

- почти все время думаю об этом – 3 балла;

- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;

- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

- компьютер — для меня все – 3 балла;

- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;

- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;

- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;

- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

 

 

Приложение 2

 

Анкета для родителей на определение компьютерной зависимости у ребенка С.А. Кулакова

 

Ответы на вопросы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

Вопросы:

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования планшетом/телефоном/компьютером?

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в планшете/телефоне/компьютере?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в планшете/телефоне/компьютере вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети? 

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в планшете/телефоне/компьютере? 

6. Как часто другие занятия Вашего ребенка страдают из-за количества времени, проведенном ребенком в планшете/телефоне/компьютере? 

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим? 

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими? 

9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в планшете/телефоне/компьютере? 

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли? 

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за планшетом/телефоном/компьютером? 

12. Как часто Ваш ребенок играет в непонятные для Вас интернет-игры? 

13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в планшете/телефоне/компьютере? 

14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета? 

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении к планшету/телефону/компьютеру, когда он находится вне сети? 

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в планшете/телефоне/компьютере? 

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в планшете/телефоне/компьютере? 

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в планшете/телефоне/компьютере? 

19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в планшете/телефоне/компьютере? 

20. Как часто Вы чувствуете подавленность ребенка, упадок настроения, он/она нервничает, когда находится вне планшета/телефона/компьютера, а по возвращении в планшет/телефон/компьютер все это исчезает?

 

Приложение 3

 

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости»

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились?» Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?

3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно – печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься»

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/ маму? Кем они работают?»

2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди, что к чему подходит по форме»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/ несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопросы взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Вырежи так, как нарисовано».

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×