Консультация на тему: Структура физкультурного занятия | Кошелева Надежда Геннадьевна. Работа №302393
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
Консультация для воспитателей
тема « Структура физкультурного занятия»
Подготовила: Кошелева Н.Г.
Магнитогорск
2022г.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.
Структура и содержание физкультурного занятия. Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,
Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.
Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.
В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.
Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.
Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью обще-развивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.
В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.
Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.
В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.
После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и др.).
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
Цели и задачи физкультурных занятий в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Группа
Задачи
Первая младшая группа
(1,5–3 года)
учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).
Вторая младшая группа (3–4 года)
учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной;
тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
учиться выполнять условия подвижных игр;
воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.
Средняя группа (4–5 лет)
тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.
Старшая группа (5–6 лет)
пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
привлекать к подготовке и проведению спортивных
досуговых
мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).
Подготовительная группа (6–7 лет)
тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более
активных
к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
учиться подтягиваться, используя опору;
приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.
Разновидности физкультурных занятий в детском саду.
В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:
традиционные
, которые строятся на упражнениях
общеразвивающего
характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
сюжетные, в
которых
ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
спортивные
(плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).
Приёмы на физкультурных занятиях
Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.
Наглядные приёмы
Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:
демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.
Атрибуты для занятий физкультурой
Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:
мячей;
скакалок;
кеглей;
гимнастических палок;
больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
атрибутов, выполненных своими руками.
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть:
Цель: повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к к нагрузкам основной части;
Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики
плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.
Основная часть:
Общеразвивающие
упражнения
для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника.
Цель:
обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.
Обучение детей основным видам
движений.
Цель: способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.
Подвижная
игра.
Цель: обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку.
Заключительная часть:
Цель: восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия.
Содержание: малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.
Способы обучения основным видам движений.
Поточный способ:
Предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а в основном для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.
Фронтальный способ
Предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен.
Групповой способ
Формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Преимущество способа состоит в возможности разделения детей на подгруппы с учетом их двигательной подготовленности, что в известной мере индивидуализирует занятия. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
Определение физической нагрузки на физкультурном занятии.
Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением:
- после вводной части не менеe чем на 20-25 %,
- после развивающих упражнений - не менее чем на 50%,
- после обучения основным движениям – не менее чем на 25 %,
- после подвижной игры – до 70-90 %.
В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % .
Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной – прирост пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшается двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой , и реагирует на неё перевозбуждением пульса.
Определение частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части занятия, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.
В группе 3-4-х летнего возраста тренирующий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не более 130- 140 ударов,
В старших группах (5-7 лет) – не менее 140-150 ударов.
Прогноз моторной плотности физкультурного занятия
Вводная часть
Основная часть
Заключитель-
ная часть
Ходьба, бег, корригирующие упражнения,
Ориентировка в пространстве
Общеразвива-
ющие упражнения
Основные движения
Подвижная игра
Ходьба, малоподвижные игры
Длительность:
2-3 мин.
3-4 мин.
4-5 мин.
5-6 мин.
3-4 мин.
4-5 мин.
5-6 мин.
6-7 мин.
8-9 мин.
9-10 мин.
10-12 мин.
12-13 мин.
мин
.
мин
.
мин
.
мин
.
1-2 мин.
2 мин.
2-3 мин.
3 мин.
младшая гр.
средняя гр.
старшая гр.
подготовите
льная
моторная
95-100%
60-80 %
50-60 %
60-75%
90-100%
плотность
(при
разучивании
движений);
60-100%
(при
повторениии
и совершенст-
вовании
движений).
Общая плотность физкультурного занятия: в зале – не ниже 80-85 %, занятия на воздухе – не ниже 90-100%.
Моторная плотность физкультурного занятия: младшие группы – не ниже 60%, старшие группы – не ниже 80
Практические умения, необходимые для проведения физкультурных занятий.
В нижеследующей таблице показано, что необходимо предусмотреть при проведении занятия по физкультуре, а вот как это обеспечить, нужно решать самому.
Основные элементы и задачи
На что обратить внимание
Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить
конечные результаты
Учесть этапы обучения. Предусмотреть
достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобное расположение пособий.
Разминка – подготовить организма к нагрузке, вызвать интерес к
занятию, продумать игровую мотивацию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, способу
выполнения, нагрузке
Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие указания, продумать
ритмическое сопровождение (счет, бубен, музыкальное сопровождение)
Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма: правильная осанка, исходное положение, дыхание, дозировка упражнений и т.д.
Предусмотреть названия упражнений, смену, исходное положение для каждого, их
разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.), различное ритмическое сопровождение.
Выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить их детям.
Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач:
научить выполнять в целом – на 1 этапе, элементам технике – на 2 этапе.
Поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание
выполнять упражнение.
Подвижная игра –
совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнения в поведении.
Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли; использовать всю
возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку.
Заключительная часть –
восстановить пульс и дыхание
Не допускать резкой остановки после бега, и
других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с
постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Игра малой подвижности.
Обязательное условие проведения уроков физической культуры в детских садах – обеспечение медицинско-педагогического контроля, при котором большое внимание уделяется следующим факторам:
профилактика травматизма;
наличие условий для проведения физ. занятий и обеспечение их соответствия санитарным требованиям и нормам гигиены;
контроль внешних признаков утомления, а также соответствия физических нагрузок уровню развития и здоровью дошкольников;
дифференцирование нагрузки для каждого подопечного;
контроль соответствия одежды и обуви погодным условиям и нормам гигиены.
Согласно ФГОС, занятия физической культурой в детских садах проводятся 3 раза в неделю. Из них: 2 раза в помещении (спортивном зале или группе) и 1 раз на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях). Уроки ведет либо инструктор по физ. подготовке, либо воспитатель (если в детсаду не предусмотрена штатная единица учителя по физкультуре). Для подготовки к занятиям специалист использует конспект урока по физкультуре в детском саду.
Длительность занятий: в младшей группе – 15 минут, в средней – 20, в старшей – 25-30, в выпускной – 30 минут. Моторная плотность урока должна составлять минимум 80%. Предпочтительным вариантом считается деление дошкольников на две подгруппы: 1 - с низким и средним уровнями двигательной активности, 2 – со средним и высоким. Такое распределение позволяет применять индивидуальный подход к воспитанникам и рационально использовать как спортивный инвентарь, так и рабочее пространство.