Статья Контроль знаний учащихся на уроках математики с помощью тестирования.. Автор: Татаринова Варвара Дмитриевна

Автор: Татаринова Варвара Дмитриевна
На своих уроках я использую  тесты как одну из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. Правильное сочетание всех видов контроля позволяет  более качественно осуществлять учебный процесс. Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.


Автор: Татаринова Варвара Дмитриевна

Татаринова В.Д., учитель математики

МБОУ «Павловская средняя общеобразовавтельная

школа им.В.Н.Оконешникова»

 

Контроль знаний учащихся на уроках математики с помощью тестирования.

Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков. А с другой стороны - находить возможность интеллектуальных и творческих способностей учащегося.

Рассмотрим возможность контроля и оценки знаний учащихся с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным надо понимать обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предлагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций. То есть при выборе форм и методов проверки знаний надо понимать важность активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Деятельность на уроке рассматривается как последовательная цепь
действий: настройка ктуализация) целеполагание → определение критериев успеха планирование собственной деятельности → реализация плана →рефлексия оценивание коррекция собственной деятельности.

Для осуществления контроля в рамках личностно - ориентированного
образования необходимо, чтобы: уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учеников; цели, поставленные учителем были достигаемые; неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень; происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития; внимание акцентировалось на характере деятельности каждого ученика или на особенностях его личности; подчеркивалась возможность решения более трудных задач.

Процесс обучения математике не может быть эффективным без постоянной
обратной связи (ученик - учитель), дающий учителю информацию об уровнях усвоения материала, о знаниях, умениях и навыках учащихся, о возникающих у них трудностях, без преодоления которых невозможно сознательное и прочное усвоение школьного курса. Контроль как раз и позволяет учителю осуществить обратную связь и использовать ее для того, чтобы выяснить, достигнута ли цель обучения.

В настоящее время получил достаточно широкое распространение на всех уровнях образования такой вид контроля как тестирование.

На своих уроках я использую тесты как одну из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. Правильное сочетание всех видов контроля позволяет более качественно осуществлять учебный процесс. Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания в такой работе развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определённых  способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное  исправление ошибок и восполнение пробелов. Прежде всего, следует уточнить  суть понятий тест и тестовое задание. В переводе с английского  test – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К.Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.  

             Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп  деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и, особенно в индивидуальной работе.

              Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умению работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания.

                Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

               Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно даёт правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный: учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, что отрицательно скажется на его развитии, поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления изученного материала.

Анализ работы учителей математики и личный опыт использования тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний с применением тестовой технологии в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Тесты на уроках математики, как система оценки успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;

использовать тесты для компьютеризации;

обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Отрицательные характеристики тестирования

большая вероятность выбора ответа наугад,

проверка лишь конечных результатов действий;

затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

В своей работе я познакомлю на мой взгляд наиболее интересным способом создания тестов с помощью Google-формы. Тесты на Google-формах – конструктор оn-line тестов, удобный для контроля знаний учащихся. Можно использовать как для урочно-внеурочной работы,так и дистанционной.

Для контроля знаний и умений школьников я разработала тесты по всем разделам курса математики 5 класса. Использование этой технологии позволяет проводить коррекционную работу прямо на уроке или задавать дополнительные задания учащимся по вопросам, с которыми они не справились при написании теста.

Умножение на 11.
https://goo.gl/forms/JNv3mgdC4TvgnFXw2
Возведение в квадрат двузначных чисел, начинающихся с 5.
https://goo.gl/forms/sKpjMveEpxqPNGVM2
Квадраты чисел
https://goo.gl/forms/4uqJxBSNCAKV1X0A3
Углы. Измерение углов.
https://goo.gl/forms/yfRfkaQMKSKOXXOG2
Нахождение площади прямоугольника
https://goo.gl/forms/4b4jZMUdeM8b90fx1
Прямоугольный параллелепипед
https://goo.gl/forms/LFrooY2vTtSWm0iL2
Признаки делимости
https://goo.gl/forms/DiCddQbq2gTqMH7v2МКУ

Преимущества компьютерного тестирования:

1. Результат оценивается мгновенно, автоматически фиксируется, сохраняется на длительное время.

2. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом.

3. Легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.

4. Отсутствует необходимость в бумажных носителях и местах ответа, экономия средств и обеспечение секретности.

5. Повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надёжности оценивания.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета, что позволяет достигнуть беспробельных знаний.

Хочется отметить еще одну особенность тестов, хорошо известную тем учителям, которые уже давно пользуются ими, - тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. К тому же, хорошие результаты тестирования помогут учителю психологически подготовить учеников к контрольной или зачету, сняв ряд проблем, о которых говорилось выше. При тестовом контроле знаний не возникает конфликтов между учителем и учеником, даже при плохом результате у учащегося сохраняется положительный психологический настрой на обучение. Тест учит не только на правильном материале, но и на неправильном. Тестовый контроль объективен и беспристрастен, и именно в таком контроле заинтересовано современное общество. Тестовый контроль позволяет установить место каждого ученика по уровню знаний, это способствует развитию чувства состязательности, здорового честолюбия, что необходимо специалисту в современных условиях. Тестирование учащихся на всех этапах обучения позволяет учебному заведению достигнуть необходимого и обязательного стандарта знаний.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Обучениеценка.Отметка.–М.:Знание,1980.

3. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

4. Лисенкова С.М. Об использовании опыта учителей новаторов // Советская Россия. –1983. 23 августа.

5. Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x