Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекционно-развивающие технологии работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью | Трусова Анжелика Михайловна, руководитель:Бойко С.З, . Работа №207048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Трусова Анжелика Михайловна, руководитель:Бойко С.З,
В статье описываются "Коррекционно-развивающие  технологии работы с младшимм школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. 

Статья по теме: «Коррекционно-развивающие технологии работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

В статье 42 ФЗ «Об образовании» указывается, что «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. [7, с.66]

«В коррекционной работе с детьми и подростками с СДВГ должны учитываться их возрастные особенности, но на первый план выходит необходимость учёта особенностей индивидуального развития ребёнка», - утверждает И.И. Мамойчук. [4, с. 27].

В целом процесс коррекционно-развивающего обучения детей с СДВГ можно условно разделить на несколько блоков, каждый из которых имеет свою наиболее значимую цель и задача взрослого создать условия для:

формирования у учащихся мотивационной обусловленности обучения;

развития познавательной сферы ребёнка, непосредственно значимой для усвоения учебного материала;

постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю;

снижения уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижению уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма.

«Центральным направлением в работе с детьми с СДВГ является создание условий для осмысления каждым учеником используемых им способов успешного выполнения учебных действий, своего стиля усвоения учебного материала и для перехода учащихся к самоуправлению собственной деятельностью, к самоконтролю», - отмечает Г.Б. Монина.[5,с.67].

Работа педагога на начальном этапе опирается на активное использование сильной стороны учащихся, а не на устранение недостатков.

Симптомы СДВГ могут проявляться при увеличении нагрузок на нервную систему, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения. Потому желательно не перегружать ребенка занятиями с репетиторами и, бесконечным переписыванием неаккуратных работ, длительным выполнением домашних заданий. По этой причине, выбирая школу для ребенка с СДВГ, лучше остановить свой выбор не на гимназии с усложненном программой, а на обычном классе с базовом программой. [5, с.68]. Находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3-4 года) при соответствующем режиме обучении работа мозга полностью нормализуется. В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребенок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям.

В.М.Астапова отмечает то, что сам ребёнок с СДВГ зачастую не способен структурировать: свое время, поэтому на первых этапах обучения взрослые должны помочь ему рационально распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены. В некоторых случаях, даже отдавая изрядную долю ответственности за обучение самому ребенку, родители всё же должны контролировать выполнение им домашние заданий на протяжении всех лет обучения в школе. Недостаток понимания и помощи со стороны взрослых может привести к проявлениям агрессивности со стороны ребенка к отказу выполнять учебные задания или к выполнению их только под страхом наказания. Следует заметить, что занятия с гиперответственным родителем, которому хочется добиться идеального выполнения ребенком домашних заданий, тоже может привести к агрессивным вспышкам, к снижению мотивации и к конфликтам в семье [1, с.7].

Коррекция детей с СДВГ может включать функциональные упражнения (развитие произвольности и самоконтроля, элиминация импульсивности), дыхательные, глазодвигательные упражнения. Часть упражнений можно отрабатывать на занятиях с психологом, часть - на уроке со всем классом, часть - в домашних условиях. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у таких детей отсутствует учебная мотивация, поскольку мотивационный уровень обучения обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

По мнению И.И. Мамойчук, коррекционно-развивающее обучение младших школьников с СДВГ оказывается эффективным, если педагоги и психологи следуют некоторым принципам, вытекающим из особенностей учащиеся данной категории. [4,с.28]. Целенаправленная совместная деятельность специалистов и родителей необходима ребенку, которому гораздо легче выполнять единообразные требования взрослых, окружающих его, находящихся в едином воспитательном пространстве, чем приспосабливаться к разноречивым, а иногда и взаимоисключающим указаниям, неизбежно приводящим к стрессу. Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ модно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала.

Принцип поэтапности в работе с гиперактивными учениками предполагает, что, учитывая их индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время установления контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкций, подчиняться правилам); отработку (поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе в классе. Данный принцип является одним из основополагающим в работе школьного психолога, осуществляющего коррекцию. [4, с.31]

В.М.Астапова, считает, что опираясь на сильные стороны ребенка, психолог начинает с работы с одной отдельной функцией (например, контроль двигательной активности). Когда в процессе занятия будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например к устранению дефицита внимания и контролю двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают три дефицитарные функции одновременно (в случае комбинированного типа СДВГ). Реализация данного принципа предполагает, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер, что очень важно сообщать родителям и педагогам.[1, с.17]

Г.Б.Монина трактует, что индивидуализация обучения - важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков, и предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого ребенка. Это не только принятие и понимание ребенка, это система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса.[5,с.15]

И.В. Дубровина пишет, что традиционно индивидуализация процесса обучения предполагает не только принятие и понимание каждого отдельного ребёнка, но и систему мероприятий, которые учитель сознательно внедряет в ходе педагогического процесса, образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Безусловно, педагог стремиться, учитывая особенности ребёнка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения.

Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включенности ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы усилия учителя могут оказаться неэффективными. Тогда становятся необходимыми усилия учителя, направленные на создание условий для "самоидивидуализации" ученика на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции.[3, с.437]

Таким образом, специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, и в необходимости осуществления индивидуализации. Выбор конкретных мер педагогического воздействия конкретного ученика будет обусловлен как особенностями самого ученика, так и возможностями учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребенку или экстренная реакция на непредвиденное событие. [4, с.41]

Часто такие дети мучимы чувством вины перед взрослыми, расположение которых они очень хотели бы завоевать своим дисциплинированным поведением. И так как у них это не получается, они сникают, теряют доверие к самим себе, что ещё более усугубляет их нервозность.

Поэтому в соответствии с концепцией коррекции психомоторики гиперактивные мальчики и девочки на первой её фазе должны получить возможность "выпустить пар". Только унявшись после этого, они готовы шаг за шагом обучаться овладению собой:

"К дисциплине и послушанию нельзя приучить извне, они должны вырасти изнутри". Гиперактивные дети любят такие виды движений, как бег, раскачивание, вращение вокруг своей оси. На эти элементарные проявления активности отвечают возбуждением определенные участки головного мозг. Многие современные исследователи придерживаются мнения, что гиперактивность, собственно говоря, представляет собой отчаянную попытку взбодрить хронически пассивную нервную систему. По их мнению, это объясняет кратковременное умиротворяющее действие такого стимулятора, как кофе, или фармакологических психостимуляторов типа риталин. Если же маленькие сорванцы - на 90 % это мальчики - застревают на этой фазе компенсации, то они лишены возможности приобретать важные навыки: они не могут сосредоточиться на слушании или внимательном восприятии зрительной информации. Они явно неловки в воспроизведении мелких и тонких движений. Они поглотают зрительную" слуховую и тактильную информацию, чтобы утолить сенсорный голод, не умеряя при этом своей двигательной активности.[1,с.46]

Концентрация внимания дается гиперактивным детям с трудом, потому что они постоянно реагируют на зрительно воспринимаемые впечатления. Поэтому в качестве одного из упражнений дается им задания исследовать помещение с закрытыми глазами, опираясь только на свой слух и осязание. Или он рассказывает им историю, сидя в пещере, построенной из матов, - тут они навостряют уши и начинают слушать. Зрительные восприятия используются в процессе занятий только после того, как дети явно успокоились. В начале этого труднейшего периода работы детям предлагается, к примеру, опознать предметы, которые показываются им лишь на несколько секунд. Только после этого в программу коррекции включается фиксация зрительного внимания на движении, когда, например, по знаку руки следует принять определенное положение.[2, с.17].

В книгах выделяют коррекционную помощь родителям для гиперактивных детей.

Обучение детей с СДВГ должно проводиться с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекцию и психотерапию с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. [6,с.74] В семье ребенка с синдромом дефицита внимания неизменно наблюдается тяжелое нарушение отношений между родителями и ребенком. Непредсказуемость, неадекватность поведения таких детей и его тяжелые последствия, в частности школьная неуспеваемость, становятся поводом для непрекращающихся бессистемных попыток родителей принять жёсткие меры и наказанием принудить к послушанию. Окружение не принимает детей, они страдают из-за невозможности: обрести самостоятельность четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. [2,с.30]. В результате одни все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, иногда к их поведению примешиваются элементы клоунизма. Испытываемый детьми стресс часто вызывает у них головные боли, иногда тики и заикание.

При этом дети хотят быть принятыми в обществе, найти друзей, иметь хорошие отношения с родителями и учителями. Благодаря сохранным интеллекту и эмоциям им часто удается уже с 8 - 9 лет вполне внятно выражать это свое желание. В ходе индивидуальных бесед с такими детьми также выясняется, что они достаточно рано чувствуют и осознают свои недостатки. Дети переживают свою неспособность адекватно обстоятельствам регулировать свое поведение.

Л.В. Строгонова пишет: "Родителям необходимо помнить о том, что в виду своей гиперчувствительности эти дети личностно ориентированы и сразу же чувствуют, нравятся ли они человеку, и есть ли возможность общения с ним на равных. Кроме того, у них ярко выражено чувство справедливости, причем не, только в отношении себя, но и применительно другим: они сразу, же протестуют против проявлений несправедливости".[6, с.54]

Родительский тренинг проводится в группах, состоящих из 5 - 8 родительских пар, дети которых примерно одного и того же возраста. Методика групповой работы хорошо зарекомендовала себя. Занимаясь вместе, родители убеждаются, что они не одиноки в своей беде, создается основа для обмена опытом, в их душевном состоянии наступает облегчение. Родителей следует целенаправленно обучать распознаванию и пониманию характерных симптомов у своих детей. В силу своей впечатлительности дети "слышат, как растёт трава", они за всем успевают следить, быстро и спонтанно стремятся к контакту (со стороны это выглядит как отсутствие чувства дистанции), быстро во всем разбираются. Родителям важно понять, что колебания настроения могут быть вызваны ассоциациями, внезапно возникающими у детей в процессе восприятия, что сила проявления нарушений у детей может иметь колеблющийся, фазовый характер. Определенный стимул приобрести для детей значение важного раздражителя. В этом случае, очевидно, мобилизуется вся их энергия, внимание их концентрируется и, кажется, что они регулируют свое поведение. Но это относится только к одному раздражителю, который они субъективно воспринимают как очень важный. [6, с.55]

Для того чтобы избегать ситуаций, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. [2, с.51]

Кроме того, родители, помнят о необходимости почитать учащемуся книгу, дополнительно позанимаются с ним дома. Обучающийся, в свою очередь получит необходимую дозу родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

Учитель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы. По своему усмотрению также учитель может поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей.

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, тикая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями. [6, с.50]

Таким образом, при выборе коррекционно-развивающих технологии для работы с СДВГ в младшем школьном возрасте нужно учитывать их возрастные особенности, уровень развития познавательной сферы ребенка, эмоциональное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астапова, В.М., Микадзе, Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушением психического развития. [Текст]/Общая редакция. - СПб.: Питер. 2008. - 384с.

Брязгунов, И.П. , Касатикова, Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. [Текст]/ - М.: Издательство Института Психотерапии, 2008г. - 96с.

5.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред.И.В.Дубровиной.-2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.-464 с.

10.Мамойчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] /- СПб.: Речь, 2016. - 400с.

11.Монина, Г.Б., Лютова, Е.К., Чутко, Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. [Текст] / Монография. - СПб.: Речь, 2014. - 186с.

15.Строгонова, Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. [Текст] /- М., Центр педагогического образования,2017.-112с.

16.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Текст]/ М.: ТЦСфера,2017.-192с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×