Коррекция личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях. | Бухамер Наталья Геннадьевна. Работа №252537
Автор: Бухамер Наталья Геннадьевна
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекция личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.
(приемы и материалы)
Бухамер Наталья Геннадьевна
2020г.
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Соответственно, коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации детей к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально-психологическом и личностном уровне.
Основная задача развития состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития.
Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой, поэтому применительно к психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка к школе уместно пользоваться понятием "коррекционно-развивающая работа".
Выбор целей и направленности коррекционно-развивающей работы, то есть стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции "сверху вниз" и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционно-развивающей работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции и развития.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. "Возрастные нормы" младшего школьника могут быть представлены например, в виде "Психологических характеристик идеального первоклассника" или "Психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника"
Принцип коррекции "сверху вниз" ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекционно-развивающая работа должна строиться как целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции "снизу вверх", имеющей своей целью упражнение и упрочение того, что уже достигнуто ребенком, она носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. Это значит, что каждый ребенок находится как бы на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов:
а) на уровне благополучия, соответствующего нормативам развития;
б) на уровне "риска", то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, выражающихся в различных отклонениях от нормативного хода развития.
Деятельности принцип, коррекционно-развивающей работы, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционно-развивающих воздействий и, во-вторых, задает их способы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Коррекционно-развивающая работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Коррекционно-развивающий процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:
- развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития;
- профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
При составлении коррекционно-развивающих программ необходимо опираться на следующие принципы:
- единства диагностики, коррекции и развития;
- приоритетности коррекции причин отклонений перед симптоматической коррекцией;
- учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности;
- активного привлечения ближайшего социального окружения;
-комплексности методов, постепенного возрастания сложности, увеличения уровня субъектности ребенка.
Алгоритм составления коррекционно-развивающей программы:
- четкая формулировка цели коррекционно-развивающей работы;
- определение круга решаемых задач;
- определение методологии и содержания программы;
- выбор стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы;
- определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
отбор методик и техник работы;
- определение общего времени и графика встреч;
- подготовка оборудования, диагностических и стимульных материалов;
- определение критериев эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Цель коррекционно-развивающей работы на этапе адаптации детей к школе: формирование и развитие психических процессов и навыков детей, способствующих успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели возможно, как полагают многие специалисты, в процессе реализации следующих задач:
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной "Я-концепции" детей, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
В то же время существование различных моделей, объясняющих причины трудностей развития ребенка, опора на разные уровни организации психических процессов, а также конкретная диагностика уровня готовности детей к школьному обучению, выявление актуального уровня, зоны ближайшего развития ребенка и его ресурсов расширяют (углубляют), конкретизируют цели и задачи коррекционно-развивающей работы, тем самым определяя вариативность ее содержания, многообразия стратегий и тактик.
Так, например, коррекционно-развивающая работа в сфере когнитивного развития первоклассников может предполагать:
- развитие восприятия и сенсорных способностей;
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие воображения и творческих способностей;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций:
- умения выделять существенные признаки, анализа, сравнения;
- установления причинно-следственных связей, обобщения;
- коррекция и развитие речи и речевых функций;
- коррекция и развитие пространственной организации, координации движений и мелкой моторики;
- развитие познавательной мотивации и т.д.
Развитие произвольности психической деятельности может выступать как самостоятельная системообразующая задача в период адаптации к школе, так и являться сопутствующей задачей того же познавательного развития. В содержание коррекционно-развивающей деятельности (круг решаемых задач) могут быть включены вопросы:
- развитие основных качеств внимания: концентрации, устойчивости, объема, распределения, переключения;
- развитие умения работать по образцу и по по инструкции (взрослого или сверстника);
- развитие умения планировать и осуществлять контроль деятельности;
- совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
развитие умений подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания и т.д.
Каждый период детского развития начинается в сфере человеческих отношений. Любая деятельность не может развиваться, если она не встроена в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования, формирования доверия к окружающему миру через ситуации успеха как в основной учебной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.
Соответственно, программы работы с детьми в период адаптации включают, как правило, задачи развития и коррекции коммуникативных навыков, например:
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- становление умения владеть средствами общения;
- коррекция и развитие адекватного полоролевого поведения;
- формирование этически ценных норм взаимоотношений;
- коррекция агрессивности, развитие умения разрешать конфликтные ситуации;
- развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого;
- формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе;
развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.
Одной из важнейших проблем психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к школе является проблема принятия ребенком новой социального роли, развитие его позитивной Я-концепции, формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации. Решение этой проблемы связано с реализацией следующих задач коррекционно-развивающей работы:
- развитие эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования;
- коррекция страхов и снижение тревожности;
- формирование позитивного отношения к школе, учению;
- выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам;
- формирование эффективного адаптационного стиля и способности преодолевать трудности;
- формирование стремления к реализации своих способностей и другие задачи.
Основное содержание коррекционно-развивающих занятий составляют игры и психотехнические упражнения.
Требования-рекомендации по содержанию коррекционно-развивающей работы, разработанные М. Р. Битяновой.
(эти требования позволяют реализовать принцип системности и обеспечить комплексность коррекционно-развивающей работы).
Параметры психолого-педагогического статуса
Параметры к психолого-педагогическому статусу
Психологические требования к содержанию коррекционно-развивающей работы
1. Познавательная сфера
1.1. Произвольность психических процессов
Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе
Упражнения и приемы требующие:
четкого соблюдения правил и условий ("Запретное движение", "Четыре стихии");
ограничение непроизвольной речевой и двигательной активности ("Что слышно?", "Слушай и исполняй", "Совушка");
непродолжительного, но сильного концентрирования на определенном объекте ("Слушаем тишину", "Слова-невидимки";
выполнение функций ведущего;
межгрупповой конкуренции, требующей группового сплочения и принятия личной ответственности за групповой результат ("Эстафеты", "Совместный рисунок");
нахождение или придумывание предмета с определенными свойствами; установление типа связи между предметами: сходство, противоположность, род-вид ("Закончи предложение", "Четвертый лишний");
установление причинно-следственных связей ("Последовательные картинки", "Продолжи ряд");
способность домыслить, дорисовать, достроить нечто в уме ("Муха", "Внутренний мультфильм");
продолжить рассказ;
придумать ассоциацию;
придумать и изложить инструкцию к задаче или упражнению;
прохождение лабиринтов и обведение рисунков;
сборка конструкций из мелких деталей;
построение "хрупких конструкций"
Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий
Совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым
Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче
Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи
1.2. Развитие мышления
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению
Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности
Сформированность внутреннего плана умственных действий
Умение выполнять задание взрослого
1.4. Развитие речи
Понимание смысла текста или простых понятий.
Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)
1.5. Развитие тонкой моторики
Способность к сложной двигательной активности
при обучении письму и рисованию
2. Особенности поведения и общения школьников
2.1. Взаимодействие со сверстниками
Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем
Использование игр и групповых или парных упражнений, предполагающих:
организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности;
принятие детьми различных ролевых обязательств: исполнительных, лидерских, контролирующих (сюжетно-ролевые игры);
переживание общих чувств успеха и неудачи;
различные ролевые отношения со взрослыми;
принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому;
переживание общих чувств;
разработка и обязательное выполнение определенных игровых норм поведения и взаимодействия;
контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы;
проживание различных ситуаций в условиях соблюдения необходимых норм;
ограничение речевой активности и физической активности;
выполнение роли ведущего в игровой или реальной ситуации;
строгое выполнение правил группы;
поощрение активности: уважение мнений и решений ребенка;
использование обсуждения при решении всех важных вопросов группы
2.2. Взаимодействие с педагогами
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм
2.4. Поведенческая саморегуляция
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению
2.5. Активность и независимость
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
3. Особенности системы отношений ребенка к миру и самому себе
3.1. Отношение к себе
Позитивная "Я-концепция", устойчивая положительная самооценка
создание ситуаций успеха;
создание условий для осмысления ребенком себя, своих поступков и социальных отношений (этап рефлексии занятия);
организация ситуация позитивной обратной связи и продуктивной критики ("Горячий стул")
Перспективной задачей в содержании коррекционно-развивающей работы с первоклассниками является выработка у детей эффективного адаптационного стиля, способностей и умений самостоятельно справляться с проблемами.