Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной умственноу отсталостью | Вагнер Татьяна Гергардовна. Работа №252536

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Вагнер Татьяна Гергардовна
В статье описаны методы диагностики  по формированию графомоторных навыков у воспитанников с УУО,система помощи детям в г.Троицке.

Формирование и развитие графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление

Введение

Глава 1. Актуальные вопросы организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.1.Система помощи детям с умеренной умственной отсталостью в Троицке.

1.2. Теоретические исследования в области графомоторных навыков.

1.3. Этапы формирования графомоторных навыков.

Глава 2. Методы диагностики графомоторных навыков.

Глава 3. Классификация упражнений по коррекции графомоторных

навыков.

Глава 4. Анализ результатов.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Цель моего исследования: создание эффективной системы формирования графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.

Объект исследования: дети с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования: формирование графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

Рассмотреть

особенности

формирования

графомоторных

навыков

у детей с умеренной умственной отсталостью.

О

характеризовать составляющие коррекционного воздействия.

На основании имеющейся психологической, педагогической литературы по проблеме развития и коррекции

графомоторных

навыков составить систему игр и упражнений для индивидуальных занятий, направленных на развитие

графомоторных

навыков у

детей

с умеренной умственной отсталостью

.

Глава 1. Актуальные вопросы организации специальной помощи детям с умеренной умственной отсталостью

Си

стема помощи детям с умеренной умственной отсталостью

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Для этих детей существует особая система специального образования.

Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

В июне 2007 года Государственная дума РФ внесла поправку в Закон об образовании: вместо термина «дети с отклонениями в развитии» теперь нужно говорить «дети с ОВЗ» с расшифровкой – имеющие нарушения психического или физического развития.

Основными задачами школы-интерната VIII вида г. Троицка являются:

- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития;

- обучение родителей (законных представителей), специалистов

государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

- помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

В данной работе анализируется формирование графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.

Моими воспитанниками являются дети возрастом от 8 до 18 лет с диагнозами (ранний детский аутизм, умственная отсталость различной степени тяжести, детский церебральный паралич) и дети со сложной структурой дефекта.

1.2 Теоретические исследования в области графомоторных навыков

М.М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых умственно отсталых учащихся моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее .

Т.М. Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости .

Приступая к новому заданию, по мнению Л.В. Занкова ,ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

Как считает Б.И. Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.

По данным исследованиям И.А Грошенкова, нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности .

По мнению Т.А. Власовой, М.С. Певзнер данное нарушение связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Пинский Б.И. отмечает, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно . В исследованиях педагогов было отмечено, что многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.

Как считает С.Д. Забрамная ,при поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Т.Н. Головина пришла к выводу, что особые затруднения ребята испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе .

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Таким образом, особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

Правильное развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы.

Нарушение развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.        Мелкая мускулатура пальцев

-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2.        Зрительный анализ и синтез

-   Упражнения на определение правых и левых частей тела.

-   Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

-   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3.        Рисование

-   Занятия по штриховке по контуру, обводка.

-   Срисовывание геометрических фигур.

-   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

-   Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4.        Графическая символика

-   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Глава 2. Методы диагностики графомоторных навыков

Для первичного диагностического обследования уровня мелкой моторики малыша рассматривается выполнение системы упражнений. Таких как:

Покажи 1 указательный палец (при этом, мы смотрим ориентировку малыша на образец на пальцах педагога, а не четкую ориентировку в правильности названий каждого из отдельных пальцев);

Покажи 2 пальца (указательный и средний) – обязательно предъявляем наглядный пример;

Покажи 3 пальца (

указательный

, средний и безымянный);

4) Покажи большой палец;

5) Покажи мизинец;

6) Сложи руки в замок;

7) Распрями ладони и сложи пальцы так, чтобы они все прилегали друг к другу;

8) От прямых ладоней отогни только большой палец;

9) Сомни лист бумаги (формат А5);

10)Нарисуй горизонтальную линию (предъявляем образец);

11) Нарисуй круг (предъявляем образец).

8-10 выполненных упражнений свидетельствуют о достаточном уровне развития мелкой моторики;

5-7 – средний уровень;

Менее 5 выполненных упражнений – низкий уровень развития мелкой моторики.

Данных упражнений достаточно для определения первичных представлений об уровне развития мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью .В возрасте 7лет ребенок должен выполнять не менее 7 предложенных упражнений. Выполнение только 5 упражнений свидетельствует о недостаточном уровне развития мелкой моторики, затруднения, связанные с большим количеством упражнений говорят о крайне низком уровне развития мелкой моторики.

По результатам диагностики, на начало года уровень развития мелкой моторики 34 % (2воспитанника) – имели средний уровень развития мелкой моторики, 66 % (4 воспитанника) – низкий уровень развития мелкой моторики.

Для преодоления нарушений в развитии мелкой моторики у воспитанников необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, направленной на совершенствование моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики обеих рук, дифференцированности, силы, точности, сочетаемости движений.

Коррекция графомоторного навыка включает в себя 2 составляющие:

Корре

кционные занятия с педагогом;

Массаж, направленный на укрепление мышц руки.

Алгоритм занятия педагога представляет собой выполнение упражнений из разных блоков, при этом последовательность чередования различных блоков определяет индивидуальные показания ребенка, а именно конкретный уровень развития мелкой моторики.

Система игр для индивидуальных занятий с ребенком направленных на развитие графомоторного навыка.

Массаж. Очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу совершенствовать координацию движений.

Гимнастика для пальчиков. Направлена на улучшение координации движений пальцев, тренировка мышц, ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Апельсин.

Замок.

Сорока-белобока

.

Дождик.

Пальчики.

Игровые тренажеры/ Пальчиковые тренажеры. Способствуют развитию координации пальчиков, пространственного ориентирования, ловкость, развитие глазомера.

Собери бусы

Развя

жи узелок, расплети косичку

Перекатывание карандаша

Веселые дорожки. Пальчики «шагают».

Работа с пластилином /Работа с разнофактурными наполнителями

Способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорного восприятия и сложной координации движений пальцев и кистей рук.

Сенсорные подушечки

Месим «тесто»

Работа в песочнице

Выбери фасоль

Работа с бумагой направлена на развитие точности движений, сложнокоординированных движений пальцев и пространственного ориентирования

Аппликация

 

Глава 3. Классификация упражнений по коррекции графомоторных навыков.

Средства работы на коррекционном занятии включают в себя:

Массаж для пальчиков

.

Пальчиковая гимнастика

.

Игровые тренажеры (работа с мозаикой, шнуровкой, шнурком).

Пальчиковые тренажеры (графические

ил

и сенсорные).

Графическая работа с рисунком

(штриховки, обводки, раскрашивание)

(См. приложение 1)

Работа с пластилином и тестом

.

(

С

м

.

приложение 2)

Работа с

разнофактурными

наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы).

(См

.

приложение 3)

Работа с бумагой (аппликация

,

квиллинг

). (См. приложение 4)

Массаж для пальчиков.

Правила проведения массажа.

Если мы хотим, чтобы ребенок благополучно развивался, был активным, любознательным и поскорее начал говорить (что часто актуально для детей с ОВЗ), то кроме обычного массажа для тела обязательно необходимо проводить массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу совершенствовать координацию движений. Однако если ребенок сопротивляется при попытках отвести его ручки от туловища, то не следует делать это насильно. В этом случае можно поглаживать ручки малыша, не меняя его позу, дожидаясь, когда он сам спонтанно отведет их от туловища.

Запомним основные правила проведения массажа. Одной рукой мы производим массирующие движения, а другой придерживаем ручку ребенка.

Основные приемы массажа такие:

Поглаживание (время от времени поглаживаем ладошки ребенка с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой).

Разминание (вращательными движениями массируем пальчики от кончиков, к запястью; в завершение обязательно погладим кисти ручек и напоследок проведем пассивную гимнастику для пальчиков).

Комплекс упражнений для массажа:

Поглаживание тыльной стороны кисти ребенка от кончиков пальцев до середины предплечья (движения всей ладонью);

Поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами);

Растирание каждого пальчика по

ладонной

и боковым поверхностям от кончиков, к основанию (спиралеобразные движения несколькими пальцами);

Растирание тыльной и ладонной поверхностей кисти от основания пальчиков до запястья (совершая прямолинейные и спиралеобразные движения костяшками пальцев);

Повторное поглаживание;

Вибрация – постукивание кистей ручек ребенка (движения кончиками пальцев);

Повторное поглаживание;

Завершаем массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.

Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса – 3-5 минут, курс – 10-12 сеансов. Через 10-30дней курс можно повторить.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика или «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Способствуют овладению ребенком простейшими движениями и положениями пальцев. Концентрация малыша на движениях собственных ручек.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Малыши хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Дети постарше осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Малыши могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Игровые тренажеры можно разделить на работу со:

- шнуровкой;

- шнурком;

Работа с шнуровкой представляет собой упражнение, когда ребенку необходимо «заплести» в фигуру с дырочками шнурок. Обучение ребенка шнурованию начинается с объяснения техники работы. Показываем ребенку как продевается шнурок в специальные отверстия, учим проталкивать шнурок в отверстие и вытаскивать его с другой стороны. С помощью шнуровки по заранее приготовленным схемам можно «вышивать» разнообразные «узоры», фигурки людей и животных, силуэты домов и замков. При этом тренируется и умение зашнуровать ботинок и ловкость и умелость пальчиков. Работа со шнуровкой развивает точные и координированные действия пальцев и рук, знакомство с понятиями «выше», «ниже», «правее», «левее», развивает глазомер, внимание и усидчивость.

Упражнение 1.

Ребенок проводит пальчиком по дорожкам и собирает на основу страницы книги, подаваемые педагогом.

Упражнение 2.

Ребенок проводит пальчиком по дорожкам, озвучивает цвет и форму дорожки педагог. Ребенок собирает на основу страницы книги, соотнося страницы по цветам и точкам на основании книги.

Упражнение 3.

Ребенок проводит пальчиком по дорожкам, озвучивая цвета и форму дорожки самостоятельно. Собирает на основу страницы книги, соотнося страницы по цветам и точкам на основании книги.

Упражнение 4.

Ребенок катит шарик, соответствующий цвету по дорожкам, озвучивая цвета и форму дорожки самостоятельно. Собирает на основу страницы книги, соотнося страницы по цветам и точкам на основании книги.

Работа с пластилином представляет собой 2 вида упражнений: пластилинография и основы лепки. В течение одного занятия возможен только один из приемов работы с пластилином: или пластилинография или лепка.

Заданное графическое изображение (животное, машина, цветок – в зависимости от интересов ребенка) покрывается пластилином путем надавливания и размазывания его на изображении.

Лепка с ребенком способствует развитию воображения, ребенок учится координировать движения рук, приобретается новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Наиболее подходящими материалами для лепки для работы с детьми с умственной отсталостью являются пластилин и соленое тесто. Что бы дать ребенку представление о приемах лепки, необходимо познакомить его с приемами работы с пластичными материалами на практике. Для этого педагог берет руки ребенка и производит нужное движение его руками, при этом подробно комментируя все этапы работы. В дальнейшем, при усвоении, ребенок действует по показу и словесной инструкции.

Разминание.

Даем ребенку кусочек пластилина среднего размера и предлагаем с ним поиграть – помять, сделать «булочку». Сопровождаются действия словами:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй!

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

«Шлепанье».

Выкладывается пластилин на пластмассовый поднос. Разминается, пошлепывается по нему ладонью, осторожно подводятся детские ручки к пластилину. Действия сопровождаются словами:

Шлеп, шлеп, шлеп моя ладошечка!

Получилась тонкая лепешечка!

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Отщипывание

. (Покормим птичку)

Начинается занятие с игры. Показываем игрушечную птичку с демонстрацией, как она летает и прыгает. Предлагается покормить ее крошками.

Небольшой кусочек пластилина – это хлеб. Показываем, как от куска можно отщипывать маленькие кусочки – это «крошки». Просим малыша отщипывать крошки от большого куска и складывать их на поднос, чтобы получилось много «крошек». Птичка клюет крошки и благодарит ребенка.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Отщипывание

. (Цветочная поляна)

Положим на середину стола основу для мозаики – лист формата А4 или А3. Ребенку предлагается выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем показываем, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к плоской основе. Предлагается малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику (на первых порах используем 2-3 цвета пластилина, в дальнейшем количество цветов может быть увеличено). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки – траву, солнце, цветы и т.п.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Сплющивание. (Готовим блинчики)

Перед началом занятия подготавливаем из желтого пластилина шарики диаметром 2-2,5 см, куколка, тарелочка.

Показываем ребенку, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого берем в руки пластилиновый шарик и начинаем сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая его по кругу. Вместе с ребенком рассматриваем готовый блинчик. Обращаем внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Предлагаем ребенку самому сделать «блинчики» для куколки, при необходимости показываем еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуем его руками. Готовые блинчики выкладываем на тарелку, угощаем куколку.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Сплющивание. (Готовим котлеты)

Перед началом занятия подготавливаем из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см, куколка, тарелочка.

Показываем ребенку, как из шарика можно сделать «котлету»: положим пластилиновый шарик на доску, накрываем прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавливаем.

Вместе с ребенком рассмотрим готовую «котлету». Предлагаем ребенку самому сделать «котлету» для куколки. При необходимости показываем еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуем его руками. Готовые «котлеты» выкладываем на тарелку, угощаем куколку.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Надавливание. (Покормим курочку)

Перед началом занятия приготовим лист формата А4 или А5, пластилиновые шарики диаметром около 5 мм желтого или коричневого цвета и игрушечную курочку.

Положим на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложим малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогаем ему, взяв его руку и действуя его рукой. Обращаем внимание ребенка, что шарики должны находиться на равном расстоянии друг от друга. После выполнения задания игрушечная курочка поклюет на поляне зернышки и поблагодарит ребенка.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Надавливание. (Снег идет)

Перед началом занятия приготовим лист формата А4 серого, синего или фиолетового цвета, пластилин белого цвета, скатанный в шарики диаметром около 7 мм.

Предложим ребенку положить шарики на лист на нужном расстоянии друг от друга. При необходимости, корректируем. Ребенок надавливает на них указательным пальчиком.

Испачканные руки вытираются влажной салфеткой или тряпочкой.

Графическая работа с рисунком включает в себя:

1. Графические упражнения целесообразно начинать с проведения карандашом прямых горизонтальных линий, ограниченных шириной «дорожки». Если сначала «дорожка»достаточно широкая, то впоследствии она становится все уже и уже. В усложненном варианте предлагаем ребенку прохождение несложных лабиринтов, проводя карандашом по бумаге.

2. Обводка. Для начала предлагаем ребенку бумагу, карандаш и фигурки от дидактической игры «рамки-вкладыши». Ребенок пробует обвести эти фигурки карандашом, прижав их к листу бумаги. Другой вид обводки – это обведение уже готовых рисунков по намеченным точками линиям. Чтобы научить ребенка проводить длинные извилистые линии, предложим ему обвести рисунок точно по линии, стараясь не отрывать карандаша от бумаги;

3. Штриховка представляет собой заготовленные образцы, которые необходимо заштриховать в заданном направлении и соблюдая заданный интервал между штрихами. Штриховка вырабатывает у ребенка навык равномерного движения руки, развивает глазомер, приучает регулировать силу нажима на карандаш. Когда ребенок научится штриховать контурный рисунок с помощью прямых параллельных линий, дадим ему задание посложнее: заштриховать рисунок вогнутыми, выпуклыми или волнистыми линиями;

4. Рисование по клеткам. Напоминает рисование орнаментов, но теперь на столе перед ребенком лежит лист бумаги в клетку и все наносимые на него рамки должны быть точно вписаны в определенные рамки. Данный вид упражнений потребует от ребенка не только усидчивости, но и большого внимания и аккуратности.

Графическая работа выполняется карандашом на белой бумаге.

Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы) способствует сенсорному развитию, зрительному восприятию и сложной координации кистей и пальцев рук.

Выполняя ручками мелкую работу, воспитанник вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны: сортировка и перебирание крупы, создание вместе с родителями мозаики, панно из природных материалов.

 

 

Глава 5. Анализ результатов.

Диагностическое обследование, проведенное на конец года показало положительную динамику: 34% (2 воспитанника) имеют высокий уровень развития мелкой моторики, 51% (3воспитанник) имеют средний уровень развития мелкой моторики и 17% (1воспитанник) имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Можно сделать вывод, что в следующем, занятия по развитию мелкой моторики с данным воспитанником будут носить более продуктивный характер.

Как показала проведенная работа, положительная динамика наблюдается только при систематической работе во всех 3-х направлениях, при этом, если какая-либо составляющая из блока «выпадает», то значительно снижается эффективность коррекционного воздействия.

Рассмотрим 2 случая коррекционного воздействия из практики.

Дима И. 8 лет поступил в школу-интернат с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость). Ребенок поступил с низким уровнем развития мелкой моторики, что подтверждалось диагностическим обследованием. Наблюдалась слабость кистевых и пальцевых мышц, слабость нажима при выполнении графических упражнений, не сформирован правильный захват карандаша. Была проведена коррекционная работа по развитию графомоторных навыков по трем направлениям:

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистом.

Были проведены комплексы пальчиковой гимнастики и массажа, направленные на укрепление кистей и пальцев рук.

В результате проведенных занятий ребенок научился правильному захвату карандаша, в результате укрепления кистевых мышц, стали четче и уверенней движения пальцев. Запланированные занятия были проведены в полном объеме, но домашние рекомендации выполнялись не должным образом, зачастую не выполнялись вообще, и, к сожалению, значительной динамики достигнуть не удалось.

Владик А . 9 лет поступил в поступил в школу-интернат с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость). Ребенок поступил с низким уровнем развития мелкой моторики, что подтверждалось диагностическим обследованием. Наблюдалась слабость кистевых и пальцевых мышц, слабость нажима при выполнении графических упражнений, не сформирован правильный захват карандаша. Была проведена коррекционная работа по развитию графомоторных навыков по трем направлениям:

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистом.

Были проведены комплексы пальчиковой гимнастики и массажа, направленные на укрепление кистей и пальцев рук.

Оба воспитанника после курса занятий научились правильно захватывать карандаш, выполнять диагностические упражнения, научился нанизывать бусы, повысилась концентрация на движениях пальцев, улучшилась координация движений пальчиков.

Другой ребенок Коля С. 10 лет с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость) и аутизм. Ребенок поступил с низким уровнем развития мелкой моторики, что подтверждалось диагностическим обследованием. Наблюдалась слабость кистевых и пальцевых мышц, не сформирован правильный захват карандаша, графические упражнения не выполнялись вовсе.

После проведенной коррекционной работы ребенок научился правильному захвату карандаша, в результате укрепления кистевых и пальцевых мышц, движения пальцев приобрели четкость и уверенность. Улучшилась координация пальцев и концентрация ребенка не только на занятиях по развитию графомоторных навыков, но и на занятиях психолога. Продвинулось речевое развитие ребенка, появилась фразовая речь. Все это в комплексе показало существенную положительную динамику.

Таким образом, следует вывод, что полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии постоянного тесного взаимодействия всех участников сопровождения: педагога, психолога, воспитателей.

Кроме того, развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память.

Заключение

Актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании малыша складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. К сожалению, очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена именно функция речи, что, безусловно, осложняет общение малыша с близкими и коррекционную работу с педагогом.

Развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память.

В процессе работы была достигнута цель данного исследования: создание эффективной системы формирования графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения. А именно: специальной коррекционной помощи педагога, психолога и воспитателей.

 

Список литературы:

Белая А. Е.

Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ:

Астрель

:

Профиздат

, 2007. - 46 с.

Сиротюк А. Л.

Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2001. – 48 с.

Новиковская

О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М.: АСТ; СПб

.;

Сова, 2008. – 235 с.

Стребелева

Е. А.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.

Папка дошкольника: Послушный карандаш. – Киров: Весна Дизайн, 2008. - 16с.

Папка дошкольника:

Волшебные картинки

. – Киров: Весна Дизайн, 2008. - 16с.

Гаврина

С. Е.,

Кутявина

Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с.

Войлокова

Е. Ф.,

Андрукович

Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное

воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб

.:

КАРО, 2005. – 304 с.

Рузина

М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей. – СПб

.:

Речь, 2003. – 16 с.

Земцова

О. Н. Послушный карандаш. – М.: ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008. – 16 с.

Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ.

Астрель

, 2006.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1990, – 120 с.

Грошенков

 И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе

VIII

вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.

Забрамная

 С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1990, –55 с.

Забрамная

 С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: 1998, –94 с.

Занков

 Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988.

Исследование познавательных процессов детей-

олигофренов

: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.

Лурия

 А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.

Пинский

 Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – Минск. «Парадокс». 1999.

Понарядово

 Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. // Вопросы психологии. – 1982. – №2. – С. 51–52.

Практикум по

олигофренопсихологии

. – Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980, – 80 с.

Папка дошкольника: Знакомимся с клеточками. – Киров: Весна Дизайн, 2008. - 16с.

Папка дошкольника:

Пропись раскраска

. – Киров: Весна Дизайн, 2008. - 16с.

Папка дошкольника:

Лабиринты

. – Киров: Весна Дизайн, 2008. - 16с.

Янушко

Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3года). М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.

Колдина

Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.

Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.

Земцова

О. В. Послушный карандаш. М.: ООО «Издательская группа Аттикус», 2007. – 16 с.

Гаврина

С. Е.,

Кутявина

Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития. 2007. – 192 с.: ил.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×