Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ | Галина Васильевна Мельникович. Работа №324123

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о методических рекомендациях при работе над процессом чтения с учащимися начальной школы и  среднего звена с ОВЗ общеобразовательной школы. Основными принципами организации помощи учащимся с трудностями формирования навыка чтения или нарушения процесса чтения являются раннее начало коррекционно-педагогической работы, преемственность содержания работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога, привлечение родителей к сотрудничеству во время проведения коррекционной работы с ребёнком.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа № 3»

 

 

 

 

 

«Коррекция процессов чтения

у обучающихся с ОВЗ»

 

 

 

Автор:

Мельникович Галина Васильевна

учитель-логопед

МБОУ ЕСШ № 3

 

 

 

 

г. Елизово

2020 г.

 

Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В современном информационном обществе задачи, требующие для решения коммуникативных и когнитивных компетенций, становятся приоритетными. От подрастающего поколения требуются определённые читательские умения: извлекать и обрабатывать необходимую информацию из текстов, определять в них основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться в текстах различных стилей и воспринимать их. Это указывает на социальную значимость проблемы процессов чтения не только в школьной жизни, но и в реальных жизненных ситуациях.

При беседе с педагогами и родителями учеников в своей школе была отмечена неготовность к обучению чтению отдельной группы детей на уровне дошкольного общего образования (предшкольный период) и стойкие трудности формирования навыка чтения в период школьного обучения. Главной проблемой у детей педагоги и родители считают трудности понимания прочитанного (смысловой компонент), трудности при овладении продуктивными способами чтения, и как следствие – низкий темп чтения (техническая сторона), отсутствие у детей желания читать.

По результатам исследования готовности к обучению, 15-20% детей могут испытывать трудности, связанные с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. К чтению не готовы около 40% первоклассников, имеют нарушения звукопроизношения 46 %, испытывают трудности в общении 10-15 % детей. Несмотря на век цифровых технологий, большое число современных детей попадают в категорию группы риска - дети «со специальными потребностями», « с трудностями обучения», «часто болеющие дети».

При обследовании техники чтения у учащихся 2-4, 5-8 классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) распространённость нарушения чтения имеет тенденцию к увеличению 5-7 % (2018 -2019 уч. г), 5,5-10 % (в 2019-2020 уч. году). При переходе из начальной школы в основную 46 % испытывают трудности при понимании прочитанного, 24 % учащихся находятся на этапе перехода от слогового чтения к чтению словами. Важным условием для успешного обучения учащихся с ОВЗ, к которым относятся и дети с нарушением процессов чтения, является организация коррекционно-развивающей работы.

Актуальность проблемы современной коррекции нарушения процессов чтения у учащихся с ОВЗ указывает на необходимость апробации и реализации вариативных учебно-методических, дидактических разработок, коррекционно-развивающих методик, программно-методических материалов.

В рамках логопедического сопровождения учащихся начальных классов я использую программно - методические материалы О.А. Ишимовой «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение», предназначенные для применения в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального образования. Это учебно-методический комплекс предназначен для учащихся с трудностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, а также учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Основными принципами организации помощи учащимся с трудностями формирования навыка чтения или нарушения процесса чтения являются раннее начало коррекционно-педагогической работы, преемственность содержания моей работы и специалистов сопровождения, включение родителей в сотрудничество с ними во время проведения коррекционной работы с ребёнком.

Программно-методические материалы разработаны с учётом того, что в функциональной системе чтения тесно связаны речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение при формировании определённых операций чтения (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Поэтому в коррекционно-педагогической работе учитываю не только исправление речевых недостатков речи, но и коррекцию трудностей формирования зрительных (гностических и моторных) функций, препятствующих овладению навыком чтения.

Учитывая взаимосвязь между уровнем сформированности навыка чтения, устной речи и зрительных функций, в коррекции нарушения процессов чтения традиционно выделяют два основных направления.

Первое направление - устранение нарушения чтения, обусловленного несформированностью устной речи. Цель – коррекция и развитие компонентов устной речи (фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связная речь). Данное направление традиционное, которое реализуется на логопедических занятиях. Основное содержание работы коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное речевой недостаточностью. Разные аспекты содержания коррекционно-педагогической работы раскрыты в пособиях В.К.Воробьёвой,О.Е.Грибовой,Л.Н.Ефименковой,Р.И.Лалаевой,Г.Г.Мисаренко,И.Н.Садовниковой,Г.В.Чиркиной.

Второе направление – устранение нарушения чтения, обусловленное несформированностью зрительных функций. Цель - создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения. Основное содержание работы – предупреждение и преодоление нарушения процессов чтения, обусловленного преимущественно несформированностью зрительных (гностических и моторных) компонентов чтения. Разные аспекты раскрываются в пособиях О.Б. Иншаковой, А.Н. Корнева, М.Н. Русецкой.

Разработка программно-методических материалов основана на принципах системно-деятельностного подхода, индивидуализации темпов коррекционно-развивающей работы, соблюдения последовательности и поэтапного формирования умственных действий, овладения операциями и способами чтения, систематического контроля динамики автоматизации навыка у детей с трудностями его формирования.

Реализация программно-методических материалов способствует повышению качества освоения содержания метапредметной программы «Чтение. Работа с текстом» и в целом успешному освоению основной образовательной программы начального общего образования обучающимися, у которых есть трудности процессов чтения.

В коррекционно-развивающей работе используются коммуникативный, познавательный, систематизирующий и контрольный методы.

Программно-методические материалы могут использоваться в работе с группой учащихся или в индивидуальной работе при организации коррекционно-развивающей работы.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

предупреждение трудностей формирования первоначального навыка чтения. К устно-речевым предпосылкам относятся развитие фонемного анализа и синтеза, фонематического восприятия, коррекция звукопроизношения. К операциональным предпосылкам

относятся начальные действия, входящие в состав чтения как деятельности (опознание буквы в связи с её фонемой, перевод зрительных образов печатных бу

кв в зв

уки, определение букво -

звуковых соответствий, узнавание буквы в контексте слога). К функциональным предпосылкам относятся зрительные процессы, обеспечивающие базу для формирования процесса чтения (коррекция и развитие гностических и моторных функций).

Формирование обобщённых представлений (зрительно-пространственных, зрительно-двигательных, речедвигательных, речеслуховых), необходимых для овладения навыком чтения вслух. Овладение осознанными и произвольными операциями и способами

Для преемственности в содержании основной образовательной программы начального общего образования по предметам «русский язык», «литературное чтение» и содержания коррекционных занятий на методическом объединении «Службы комплексного сопровождения» с учителем и специалистами психолого-педагогического сопровождения договариваемся о создании щадящих условий обучения в классе для обучающихся с ОВЗ (на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии).

Родителей информирую о результатах обследования процессов чтения, о целях, ожидаемых результатах, предполагаемых сроках коррекционной работы. Основная задача родителей – выполнение домашних заданий для закрепления навыков, усвоенных ребёнком на коррекционных занятиях.

Литература:
1.Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л., 1955; Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространств. Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 86.
2.Дудьев В.П. Психомоторика: словарь - справочник, 2008.
3. Леонтьев, А. А. Психолингвистика. А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.
4. Каморина Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству. Журнал «Логопед» № 2, 2007-14с.
5. Кондракова О.Г. «Готовность к школе: зрительно-моторная координация» , 2012.
6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
7. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Дизайн обложки А. С. Андреев.- СПб.: ИД»МиМ», 1997.
8. Леонтьев, А. А. Психолингвистика . А. А. Леонтьев. — Л.: Наука, 1967. — 360с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×