Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Коррекция развития коммуникативных умений у детей 5 лет с общим недоразвитием речи» | Коновалова Елена Олеговна. Работа №210135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Коновалова Елена Олеговна

Развитие коммуникативных умений давно привлекало внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями.

Обоснование необходимости развития коммуникативных умений и навыков можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Мещерякова, Н.М. Таланчука.

Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию в процессе языкового общения.

 

Статья

на тему: «Коррекция развития коммуникативных умений у детей 5 лет с общим недоразвитием речи».

В настоящее время возрос интерес к личности ребёнка, к возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. В XX веке этот вопрос разрабатывали психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие. Они рассматривали личность как продукт деятельности и опыта ее общения с другими людьми, а Л.С. Выготский выделял общение как главное условие личностного развития и воспитания детей.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности, оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Проблема коммуникации у детей с общим недоразвитием речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
У таких детей, по данным Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпуна, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них невозможно, или осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности возникают в коллективных видах деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Развитие коммуникативных умений давно привлекало внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями
(И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.).

Обоснование необходимости развития коммуникативных умений и навыков можно найти в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Сухомлинского,
Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Мещерякова, Н.М. Таланчука.

Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию в процессе языкового общения.

Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной, требует специфических знаний и умений, которыми ребёнок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Признание само ценности дошкольного возраста и отношения к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу изучения особенностей развития коммуникативных умений у детей 3-7 лет. В разработке этого вопроса педагогическая практика опиралась на концепцию деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и психолого-педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.Г. Нечаевой,
Я.Л. Коломинского, А.И. Аржановой, М.И. Лисиной.

М.И. Лисина, А.Г. Рузская, З.М. Богуславская - и др. исследовали взаимосвязь между развитием коммуникативных умений и психическим развитием дошкольника и влияние их на общий уровень развития деятельности. Г.Г. Кравцов, В.А. Петровский, Е.Е. Шулешко изучали готовность детей 6-7 лет к школьному обучению и отмечали, что развитие коммуникативности является одним из важных условий успешного обучения в школе. Содержание и характер общения дошкольников с взрослыми исследовали М.И. Лисина, А.Г. Рузская, З.М. Богуславская, СВ. Корницкая, со сверстниками - Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк. Общение, включенное в разные виды деятельности дошкольников, изучали Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина.

Общее недоразвитие речи является тяжелой, часто встречается с наиболее разнообразным проявлением речевого дефекта у детей. Работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено. Требуется выявление закономерности процесса детской речи в норме и патологии. В современных исследованиях отмечается, что работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учёта конкретных данных системного процесса речевого развития ребенка, а также без учёта своеобразных закономерностей дизонтогенеза речи (Н. С. Жукова и др.).
В основу формирования правильной устной речи дошкольников положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерностей его синтаксического и аналитического развития.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×