Коррекция звукопроизношения . ☼
Автор: Еремина Галина Владимировна
Коррекция звукопроизношения .
Анализ состояния функций фонематического слуха первоклассников нашей школы показал,
что 53% имеют несомненные предпосылки к акустической дисграфии. Это значит, что обеспечена неуспеваемость по русскому языку. Дети с недоразвитием фонетико-фонематических функций заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. И в этой ситуации встал вопрос о возможности устранения выявленных у детей предпосылок дисграфии до начала изучения русского языка.
В своей работе я использую методики Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.. Работа по развитию фонематических функций проводилась целенаправленно пошагово (поэтапно), в соответствии с выявленной акустической дисграфией.
Занятия начинались с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребенок помнит нетвердо. Называется звук (фонема), ребенок пишет букву.
Были созданы условия, при которых, производя звуко-буквенный анализ, ребенок имел возможность сравнивать сходные звуки, сопоставлять их, различать по звучанию. Поэтому большее количество упражнений было направлено на дифференциацию сходных звуков (звонких, глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких). Одним из условий развития письменной речи является сознательный анализ составляющих ее звуков, без которого процесс письма является невозможным.
Первый шаг. Прежде всего, ребенка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных «у», «о», «ы», «а». Ребенку называется ряд, а когда он услышит нужный звук, то должен хлопнуть в ладоши, или поднять карточку с буквой «а». Первое время звуки должны быть в ударной позиции, можно при этом использовать картинки.
Если ребенок не понимает задания или не различает звуки в слове, то следует подсказать, какой это звук. Нужно повторять задания, варьируя разные картинки, разные слова. Постепенно, в процессе упражнений он научится различать гласные.
Второй шаг. Переход к различению и выделению согласных звуков. Ребенок должен научиться различать согласные звуки в различных словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определенный звук.
Например, из слов мама, каша, дом, мука, рука, мост, мак, маяк, чашка, мыло, кот, мышь, … ребенок должен выделить те, которые начинаются на звук «м». Произносить слова нужно четко, не торопясь, лучше подкреплять слово картинкой, которую выбирает и кладет перед собой ребенок.
Если ребенок справляется с заданием на различение звуков, то можно перейти к следующему этапу – выделению звуков из слов.
Ребенку предлагается узнать, какой первый звук в словах: Аня, Оля, Ася, Алик и так далее. Затем попросить выделить гласный звук в середине слова: суп, мак, дым и так далее. Выделенный звук должен находиться в ударной позиции. После того, как это усвоено, можно переходить к выделению согласного звука, который находится в конце слова.
Проводя такую работу, можно использовать следующие варианты:
1) Показать ребенку картинку и попросить назвать первый или последний звук.
2) Можно подобрать картинки на заданный звук. Затем дать слова для сравнения по звуковому составу. При этом спросить – чем отличаются эти пары слов и составить эти слова из разборной азбуки (кассы).
3) После этого можно перейти к дописыванию недостающих букв или слогов по картинкам.
Третий шаг. Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха) часто пропускают гласные звуки. Одним из условий для акцентирования внимания на гласных звуках является деление слов на слоги. При этом необходимо показать, что без гласных нет слога и отработать на упражнениях правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Усвоив это, можно провести анализ слов различной слоговой структуры.
Задания:
- записать название предмета по картинкам;
- дописать в каждом слове слог;
- назвать слова с данным количеством слогов и составить эти слова из букв разрезной азбуки;
- посмотреть на рисунки и прочитать слова парами;
- составить имена из слогов верхней и нижней строчек;
- игра «Буквы разбежались, помоги собрать их» (используя разрезную азбуку или магнитные
буквы).
Четвертый шаг. Большую роль в процессе формирования фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза играет работа над предложениями. В начале коррекционной работы можно использовать разбор предложений по вопросам, установить связь слов в нем по смыслу. При этом используется:
- договаривание предложений по картинкам;
- составление схемы целого предложения, предложение анализируется по составленной схеме: слова – слоги – звуки, все это называется по порядку.
Пятый шаг. Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают звонкие и глухие согласные, заменяют звонкие согласные глухими. Поэтому с детьми проводится:
А) работа по сравнению оппозиционных звуков;
1 занятие. Произнести звуки «б-п» и сравнить их по артикуляции.
- звук «б» - звонкий, проверим это – положим руку (тыльную сторону ладони) на гортань – горлышко дрожит.
- при звуке «п» - не дрожит , он глухой.
- затем проговорим звуки по слоговой таблице;
- сравнить слова и дать ребенку смысловое различие слов с изменением одной буквы (бочка -почка). Затем составить с этими словами предложения:
«В саду стояла почка с водой. На дереве распустилась бочка.» Ребенок отгадывает где ошибки, затем записывает эти слоги под диктовку.
2 занятие. Звуки «б-п» в слоге, слове, предложении. Повторяем первое занятие.
- сравнить звуки «б-п» по артикуляции;
- работа со слоговой таблицей;
- чтение этих слогов ребенком и запись под диктовку;
- работа по карточкам: прочитать слоги и запомнить их, затем карточки перевернуть и ребенок должен вспомнить и назвать этот ряд слогов;
- работа с картинками, на которых изображены слова с буквами «б» и «п», разложить их на две кучки:
в одну – с буквой «б», в другую с буквой «п» и записать их.
3 занятие.1) Повторить артикуляцию звуков «б-п»;
2) Повторить слоговую таблицу и записать её под диктовку;
3) Записать слова под диктовку, в которых есть данные звуки;
4) Выполнить упражнение, вставляя пропущенные буквы.
Б) работа по дифференциации звонких и глухих согласных звуков.
Виды работ:
1) Предметное лото. Следует отобрать картинки на заданные звуки, определить место звука в словах (начало, конец, середина слова), затем положить картинки над отрабатываемыми буквами, выборочно записать слова и подчеркнуть буквы цветными карандашами.
2)Буквенный диктант. Записать слова одной буквой, затем восстановить словесный ряд. Диктуем слова, ребенок их записывает одной буквой, а затем называет слово.
3)Списывание текста с заданием. Вставить в предложение вместо слова – рисунок, выделить звонкие и глухие согласные.
4)Работа с фишками разного цвета (синие, зеленые, красные, желтые). Помогает ребенку усвоить, какие гласные звуки пишутся после твердых
согласных, а какие – после мягких согласных. Синяя фишка – твердые согласные, зеленая – мягкие согласные, красные – гласные.
Шестой шаг. Очень часто дети с несформированным фонематическим восприятием с трудом усваивают правописание гласных после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Основным затруднением является то, что дети не могут запомнить данное правило и это, безусловно, отражается на письме. Поэтому ребенку сразу необходимо объяснить, что «люди договорились о том, что после шипящих Ж, Ш будут писать буквы «И», а после «Ч» и «Щ» - «У» или «А»: ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА».
Начинать работать надо с одной пары шипящих звуков. Например, жи-ши. Положим перед ребенком буквы Ж, И, Ш, И, Ы. Называем слог «ЖИ», при этом ребенок должен составить данный слог. Первое время он может брать букву «Ы». В этих случаях вы терпеливо каждый раз напоминаете ему о нашем правиле. После того как ребенок начал ориентироваться в этой работе, ему можно дать следующее упражнение: называете предметы: кувшин, машина, ужи, уши.
1 задание. «Подпиши мне гласную, которую ты напишешь после «ш» (даны буквы и, ы, а, о, у)».
2 задание. Подпиши картинки.
3 задание. Допиши слово, слог «жи», «ши» подчеркни: МАЛЫ.., КАМЫ.., СТРИ…
Закрепив данное правило в слове, мы переходим к предложению.
Дана сюжетная картинка (ель, под елью ежи).
Задание:
- Что нарисовано на картинке?
- Кто сидит под елью?
- Запиши предложение, подчеркни «ЖИ» или «ШИ».
- Спиши стихотворение, вставь пропущенную букву цветным карандашом.
Белый снег пуш.стый
В воздухе круж.тся
И на землю тихо
Падает, лож.тся.
- Спиши это стихотворение по памяти.
- Прочитай, измени слово по образцу. Гласную после шипящей подчеркни.
Уж - ужи
Ерш -…
Мышь -…
Нож - …
Камыш - …
Аналогичные задания проводятся при работе с другими сочетаниями (чу-щу, ча-ща).
При закреплении этого правила можно использовать игру-лото. Попросите ребенка отобрать картинки, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, повторите правило и разложите картинки на две кучки: где используется ЖИ и где – ШИ.
Для закрепления материала можно использовать небольшой диктант: «Пушистый заяц стал на задние лапки. Люди должны дружить. В мастерской дети учатся шить». Если ребенок ошибся, пусть попробует сам найти ошибку.
При недостаточном развитии и нарушениях фонетико-фонематического восприятия очень эффективна работа с карточками. Эту работу можно проводить на дополнительных занятиях во второй половине дня, можно рекомендовать её (после соответствующего объяснения) родителям.
Приготовьте чистые карточки и три небольших ящика. На одном напишите (пусть напишет ребенок): «пишу с ошибками», «сомневаюсь», «пишу правильно». Выпишите на чистые карточки все слова, в которых ребенок делает ошибки и обведите красным фломастером то место (буквы) в слове, где ребенок делает ошибку. «Играя» с карточками, разберите и проанализируйте звуковой и буквенный состав слова. Проверьте, напишите несколько раз слово (если при этом допускается ошибка, не исправляйте, пусть ребенок зачеркнет все слово и напишет его заново). Занятия должны быть непродолжительными (10-15 минут), но систематическими, лучше ежедневными. Постепенно перекладывая карточки из одного ящичка в другой, не забывайте время от времени повторить даже то, что было хорошо усвоено.
В процессе коррекции при трудностях обучения письму, как показывают наши наблюдения, весьма эффективным может быть педагогическая и методическая проработка различных теорий, согласно которым:
Если ребенок имеет лучшее зрительное, чем слуховое восприятие, упор при обучении должен быть сделан именно на зрительное восприятие целых слов, их запоминание, и идти нужно от запоминания слов к их фонетико-фонематическому анализу;
Если же страдает (или менее развито) зрительное восприятие, зрительная память, то в основе должен быть фонетико-фонематический анализ.
Проведенная коррекционная работа привела к устранению акустической дисграфии у учащихся. Нет сомнений в том, что профилактика дисграфии может быть гораздо более эффективной. Начинать целенаправленную профилактику дисграфии нужно не в младшем школьном возрасте, а в младшей группе детского сада, то есть необходимо развивать фонематические функции.