Краеведение в работе педагогов с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи | Бакулина Светлана Анатольевна Репина Антонина Сергеевна. Работа №328730
Использованиет краеведческого материала с детьми дошкольного возраста с ТНР в коррекционной работе.
Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, у каждого свое. Все мы родом из детства. Для юного человека село, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует воспитанию личности, активизирует познавательный интерес.
Краеведение включает в себя знакомство с природой,
животным миром родного края, изучение особенностей быта и культуры
народов, живущих рядом, традиции народной педагогики. На этом богатом
материале педагог может решать как воспитательные и образовательные
задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников.
При общем недоразвитии речи у детей нарушается формирование всех
компонентов речевой системы. Бедность словарного запаса, большой разрыв
между пассивным и активным словарём, ограниченность представлений об
окружающем мире, является как основным диагностическим признаком
данного нарушения, так и основным направлением работы в его
преодолении. Краеведческий материал позволяет логопеду расширять объем
словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего окружения,
истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический
строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного
языка.
Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему
коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом»,
«Моя семья», так как этот материал личностно значим для каждого ребёнка.
Имена на Руси возникли давно, считалось, что они предопределяют судьбу: Борис - «борец за славу», Ярослав - «обладающий большой силой».
Рассказывая, какое значение несёт имя каждого из них, логопед учит
детей гордиться своим именем и стараться соответствовать ему.
Давая дошкольникам некоторые исторические сведения, педагог побуждает их задавать вопросы о происхождении своей родословной взрослым, окружающим его дома, невольно вовлекая всех в интересный и полезный процесс познания себя. С этих вопросов начинается
патриотическое, гражданское воспитание, формирование умственного
потенциала ребёнка.
Воспитание любви к «малой» родине начинается с ближайшего
окружения ребёнка. Лексическая тема «Семья» предполагает разговор о
семейных традициях, взаимоотношениях между родными людьми. Важно
подвести детей к мысли – не только общий дом объединяет людей, но и
взаимовыручка, забота друг о друге, общий труд.
Раскрывая каждую последующую лексическую тему, логопед
количественно и качественно пополняет словарь детей, расширяет их
языковые возможности, а также формирует нравственные качества своих
воспитанников.
Игрушки всегда являлись предметом гордости, к ним относились бережно, так как они несли тепло рук родителей, их изготовивших, отпечаток душевной среды конкретной семьи.
Темы «Наша улица», «Наш город», «Наша страна» позволяют дать
дошкольникам систему знаний по истории и культуре родного края,
которую важно выстраивать с соблюдением принципа историзма, т.е.
сохранения хронологического порядка: прошлое – настоящее – будущее.
Чтобы рассказать о «своей» улице, ребята вместе с родителями исследуют её. Рассказ составляется по плану, который дает педагог.
Знакомство с историческим наследием города начинается в городском
краеведческом музее, который располагает обширным фондом. Есть
уникальные экспонаты, интересные и доступные вниманию дошкольников.
При завершении каждого коррекционного периода с детьми организуется
конкурс стихов в форме фольклорных праздников.
. Такая форма работы позволяет не только автоматизировать поставленные звуки у детей но и воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в природе, осмысливать взаимозависимость явлений в окружающем мире, сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.
Краеведение позволяет привлечь к работе родителей, образовательная
деятельность педагога приобретает комплексный, многоплановый характер
и способствует зарождению истинной духовности детей, развитию их
интеллектуального, эмоционального и социально – нравственного зд
Краеведение в работе
педагогов с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, у каждого свое. Все мы родом из детства. Для юного человека село, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует воспитанию личности, активизирует познавательный интерес.
Краеведение включает в себя знакомство с природой,
животным миром родного края, изучение особенностей быта и культуры
народов, живущих рядом, традиции народной педагогики. На этом богатом
материале педагог может решать как воспитательные и образовательные
задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников.
При общем недоразвитии речи у детей нарушается формирование всех
компонентов речевой системы. Бедность словарного запаса, большой разрыв
между пассивным и активным словарём, ограниченность представлений об
окружающем мире, является как основным диагностическим признаком
данного нарушения, так и основным направлением работы в его
преодолении. Краеведческий материал позволяет логопеду расширять объем
словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего окружения,
истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический
строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного
языка.
Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему
коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом»,
«Моя семья», так как этот материал личностно значим для каждого ребёнка.
Имена на Руси возникли давно, считалось, что они предопределяют судьбу: Борис - «борец за славу», Ярослав - «обладающий большой силой».
Рассказывая, какое значение несёт имя каждого из них, логопед учит
детей гордиться своим именем и стараться соответствовать ему.
Давая дошкольникам некоторые исторические сведения, педагог побуждает их задавать вопросы о происхождении своей родословной взрослым, окружающим его дома, невольно вовлекая всех в интересный и полезный процесс познания себя. С этих вопросов начинается
патриотическое, гражданское воспитание, формирование умственного
потенциала ребёнка.
Воспитание любви к «малой» родине начинается с ближайшего
окружения ребёнка. Лексическая тема «Семья» предполагает разговор о
семейных традициях, взаимоотношениях между родными людьми. Важно
подвести детей к мысли – не только общий дом объединяет людей, но и
взаимовыручка, забота друг о друге, общий труд.
Раскрывая каждую последующую лексическую тему, логопед
количественно и качественно пополняет словарь детей, расширяет их
языковые возможности, а также формирует нравственные качества своих
воспитанников.
Игрушки всегда являлись предметом гордости, к ним относились бережно, так как они несли тепло рук родителей, их изготовивших, отпечаток душевной среды конкретной семьи.
Темы «Наша улица», «Наш город», «Наша страна» позволяют дать
дошкольникам систему знаний по истории и культуре родного края,
которую важно выстраивать с соблюдением принципа историзма, т.е.
сохранения хронологического порядка: прошлое – настоящее – будущее.
Чтобы рассказать о «своей» улице, ребята вместе с родителями исследуют её. Рассказ составляется по плану, который дает педагог.
Знакомство с историческим наследием города начинается в городском
краеведческом музее, который располагает обширным фондом. Есть
уникальные экспонаты, интересные и доступные вниманию дошкольников.
При завершении каждого коррекционного периода с детьми организуется
конкурс стихов в форме фольклорных праздников.
. Такая форма работы позволяет не только автоматизировать поставленные звуки у детей но и воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в природе, осмысливать взаимозависимость явлений в окружающем мире, сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.
Краеведение позволяет привлечь к работе родителей, образовательная
деятельность педагога приобретает комплексный, многоплановый характер
и способствует зарождению истинной духовности детей, развитию их
интеллектуального, эмоционального и социально – нравственного здоровья.