Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая». | Мартынова Дарья Сергеевна . Работа №334005
Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая».
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 11 по 15 марта 2024 г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Ø Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Ø Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Ø Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Ø Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;
· Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;
· Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».
Ø Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Ø Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;
• Приготовление блинов для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».
Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала:
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Тематическое планирование
Понедельник
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Просмотр мультфильмов: «Царевна –лягушка» и «Масленица»
Вторник «Заигрыш»
Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица»
Загадки о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»
Среда «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Чтение русских народных сказок «Маслена»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Чаепитие с блинами
Четверг «Разгуляй»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Развлечение «Здравствуй, Масленица!»
Слушание песни «Как на Масленые недели»
Рисование «Масленица»
Народная игра - забава «Ручеёк»
Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»
Пятница «Тёщины вечера»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки», «Бояре»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»
Народная игра - забава «Снежный тир»
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины», масленичных закличек.
· Приложение
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»
Вид деятельности:
Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Совместная деятельность родителей с детьми старшего возраста «Весенняя тарелочка для блинов».
Цель: Создать условия для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
-Познакомить с техникой «декупаж».
Задачи: Познакомить с простейшими приёмами начального этапа салфеточной техники «декупаж».
-Развивать познавательный интерес.
-Воспитывать художественный вкус
Материалы:
v Бумажные тарелки
v Салфетки
v Клей ПВА
v Кисти плоские
v Ножницы
Содержание:
Педагог: Здравствуйте гости, милости просим
Масленицу широкую встречаем
Блинами угощаем.
Педагог: Хотела Масленица вас порадовать, приготовила красивые тарелочки для блинов, но Зимушка - зима решила пошутить с Масленицей и послала своих помощников белые вьюги и метели. Выкрасили они все тарелочки в белый цвет. Расстроилась Масленица. Давайте её порадуем и украсим тарелочки красивым весенним солнечным узором. Сделать это я предлагаю необычным способом в стиле «декупаж».
Появился этот стиль в далёком древнем Китае. Как только в Китае научились производить тонкую бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - «декупаж». Это слово переводится с французского языка «вырезать». С помощью «декупажа» китайцы украшали разные предметы, и даже мебель, впоследствии декупажем заразились в Европе. Женщинам настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.
В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила.
v «Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
v В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, клейстером.
v Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком.
v Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки.
v Приклеивание следует начинать от середины мотива. Двигайте кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуете солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Педагог: Я предлагаю вам начать осваивать новую технику «декупаж»
Родители с детьми выбирают элементы для декорирования из салфеток.
Вырезают элементы для декорирования.
Наклеивают узор на тарелку.
Красочно оформляют работу.
В конце оформляется выставка работ.
Тема:Широкая масленица
Типпроекта: познавательно - творческий,краткосрочный.
Участникипроекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализациипроекта: с 11 по 15 марта 2024 г.
Возрастдетей: 5-6 лет.
Актуальностьпроекта:
Внедрение методапроектовв воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема впроектерассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что впроекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
ТемапроектаШирокая масленицаявляется актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, иМасленица– один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.Масленицанавсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этогопроектадети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа(праздникМасленица).
Задачи:
Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Формы реализациипроекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализациипроекта
Подготовительный:
• Разработка содержанияпроекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализациипроектных мероприятий(народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Изготовление стенгазетыСмасленицей;
Памятка и буклеты Традиции празднования Масленицы в России;
Папка-передвижка Масленица-проводы зимы.
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучиваниерусских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельностиМасленица;
• Оформление и выпуск сборника рецептовБлинный пир на весь мир;
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборникаБлинный пир на весь мир!;
• Приготовление блинов для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по темеМасленица.
Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниямимасленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции(интерес, удивление, восхищение)при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала:
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Тематическое планирование
Понедельник
Тематическое занятиеГоспожаМасленица
Разучивание Народная игра - забаваРучеек
Чтение стихотворения Д. КузнецоваБлины
РисованиеТарелочка для блинов(хохломская роспись)
Просмотр мультфильмов: Царевна –лягушкаи Масленица
Вторник Заигрыш
ИзготовлениеМасленичного солнышка
Народная игра – забаваПеретягивание каната
Хороводная играЕдетМасленица
Загадки о весне и зиме
Слушание песниОй, блины, мои блины
Народная игра - забаваКто быстрее на метле?
Чтение русских народных сказок Как весна зиму поборола
Среда Лакомка
БеседаЗначение и символика блинов
Чтение русских народных сказок Маслена
Лепка из солёного тестаОй, блины, блиночки
Народная игра – забаваБлинная эстафета
Чаепитие с блинами
ЧетвергРазгуляй
Чтениемасленичных закличек
Хороводная играЗаинька, попляши
РазвлечениеЗдравствуй,Масленица!
Слушание песниКак наМасленые недели
РисованиеМасленица
Народная игра - забаваРучеёк
Чтение русских народных сказок Соломенная Масленица
ПятницаТёщины вечера
Беседа:Что мы узнали оМасленице
Исполнение русских народных песен Народная игра - забаваГорелки
Игры вснежки, Бояре
Чтение рассказа Т. НуждинойБлины
Просмотр мультфильмаСмешарики.Масленица, Секрет Матрешки
Народная игра - забаваСнежный тир
БеседыЗначение и символика блинов,Что мы узнали омасленице?
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. КузнецоваБлины, рассказа Т.НуждинойБлины,масленичных закличек.
Приложение
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) Масленичные забавы
Вид деятельности:
Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева Масленица, В.Сурикова Взятие снежного городка, разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова Взятие снежного городка, рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева Масленица, иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова Взятие снежного городка, иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение Весёлый хоровод
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Совместная деятельность родителей с детьми старшего возраста Весенняя тарелочка для блинов.
Цель: Создать условия для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
-Познакомить с техникой декупаж.
Задачи: Познакомить с простейшими приёмами начального этапа салфеточной техники декупаж.
-Развивать познавательный интерес.
-Воспитывать художественный вкус
Материалы:
Бумажные тарелки
Салфетки
Клей ПВА
Кисти плоские
Ножницы
Содержание:
Педагог: Здравствуйте гости, милости просим
Масленицу широкую встречаем
Блинами угощаем.
Педагог: Хотела Масленица вас порадовать, приготовила красивые тарелочки для блинов, но Зимушка - зима решила пошутить с Масленицей и послала своих помощников белые вьюги и метели. Выкрасили они все тарелочки в белый цвет. Расстроилась Масленица. Давайте её порадуем и украсим тарелочки красивым весенним солнечным узором. Сделать это я предлагаю необычным способом в стиле декупаж.
Появился этот стиль в далёком древнем Китае. Как только в Китае научились производить тонкую бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - декупаж. Это слово переводится с французского языка вырезать. С помощью декупажа китайцы украшали разные предметы, и даже мебель, впоследствии декупажем заразились в Европе. Женщинам настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.
В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила.
Для вырезаниямотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
В первую очередьдля приклеиванияиспользуются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, клейстером.
Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком.
Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки.
Приклеивание следует начинать от середины мотива. Двигайте кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуете солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Педагог: Я предлагаю вам начать осваивать новую технику декупаж
Родители с детьми выбирают элементы для декорирования из салфеток.
Вырезают элементы для декорирования.
Наклеивают узор на тарелку.
Красочно оформляют работу.
В конце оформляется выставка работ.