Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кто такой Будда | Бондаренко Дмитрий Александрович. Работа №148798

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бондаренко Дмитрий Александрович
Методическая разработка конспекта урока для 4 класса по предмету "Основы религиозных культур светской этики" на тему "Кто такой Будда", на базе учебника «Основы религиозных культур народов России», для 4-го класса, авторы А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров под общей редакцией А.Н. Сахарова.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

для 4 класса по предмету

"Основы религиозных культур и светской этики"

 

Конспект урока

"Кто такой Будда"

 

Бондаренко Дмитрий Александрович

 

 

 

 

 

 

Томск 2018

Пояснительная записка

 

Данный урок разработан по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" на базе учебника «Основы религиозных культур народов России», для 4-го класса, авторы А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров под общей редакцией А.Н. Сахарова.

В соответствии с рабочей программой разработанной авторами учебника данный урок является пятнадцатым, следующий урок шестнадцатый "Во что верят буддисты".

Данный модуль предполагает изучение нравственных основ традиционных религий России, их роли в истории и культуре нашей страны. Обучающиеся узнают, как на протяжении столетий христианство, ислам, иудаизм и буддизм способствовали сохранению и развитию духовности народов России, в том числе ценностей патриотизма, семьи, гуманного отношения к человеку. Одна из основных целей курса – воспитать уважение ко всем традиционным религиям нашей страны. Учебник полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев. 

Цели урока:

1. Образовательные: изучение мировой религии - буддизм, биографии Сидхартхи Гаутамы;

2. Воспитательные: восприятие духовной культуры буддизма, религиозной толерантности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

3. Развивающие: развитие логического мышления и воображения.

В начале урока учитель проводит организационный момент, направленные на заинтересованность темой урока учениками, призыва к дисциплине и утверждении авторитета, так же необходимо выявить уже имеющиеся знания у учеников.

Для более полного освоения материала ученикам представляется медиа материал (презентация), позволяющая логически связывать урок по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" другими изучаемыми ими предметами, и делать вывод, что история, культура, литература, религия связаны на прямую.

В заключении урока проводится рефлексия как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции, важность темы по методике "неоконченное предложение".

Обучающий материал подготовлен с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся:

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Клавиатура

Мышь

Презентации к урокам по ОРКСЭ для 4 класса

 

Результаты урока:

Личностные: развитие гуманистического отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

Предметные: формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре других народов;

Метапредметные: самостоятельный поиск, отбор, анализ и сохранение необходимой информации.

 

План урока:

1. Проверка домашнего материала.

2. Объяснение нового материала

Введение в тему урока

Рассмотрение на картах локализации религии Буд

д

изм

История Будды

Истины открытые Буддой.

3. Закрепление

4. Рефлексия

5. Д/З

 

Конспект урока

1. Приветствие.

Доброе утро/ Добрый день. Прошу садиться.

2. Проверка домашнего задания.

Предшествующий урок был посвящен Иудаизму - Обычаи и обряды иудеев.

В качестве домашнего задания, было задано прочитать статью "Еврейский календарь". Изучить информацию о празднике Шаббат воспользовавшись дополнительной литературой.

Проверка домашнего задания, с учетом пожелай ответить с места или перед классом.

 

3. Вводное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока "Буддизм". А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?

Слушаем ответы учеников, принимаем во внимание их мнение и поощряем тех кто был прав.

Изучение материала подкреплено визуальным восприятием.

1 Слайд. (Буддизм)

Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Записываем определение

2 Слайд. (карта)

Распространена религия Буддизм на территории Монголии, Индии, Китая, Кореи и Японии, но и Россию не обошла стороной, у нас на территории Бурятии, Тувы и Калмыкии.

Записываем страны на территории которых по большему счету проповедуется Буддизм.

Учитель указывая на карте, еще раз проговаривает в слух страны.

3. Слайд (История появления Будды)

Есть легенда о том, что за пятьсот лет до христианской эры царице Майе, матери Будды, в Непале приснился вещий сон, предвещавший рождение сына. В этом сне в ёё опочивальню вошел маленький белый слон с Золотой Горы и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного мальчика, который станет владыкой земли и спасителем рода человеческого. Так и произошло.

4. Слайд (История появления будды)

Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.

5. Слайд (История появления будды)

Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»

6. Слайд (Странствия Будды)

С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедать, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.

7. Слайд

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки.

4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь:

8. Слайд

Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь. Восьмеричный пусть всегда изображался в виде колеса или штурвала корабля. где каждая спица имела свой смысл. Записываем

1. Иметь правильные взгляды, т. е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней.

2. Говорить правду, т. е. принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что-то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком.

3. Правильное поведение, т. е. жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди.

4. Принять правильное решение, т. е. твердо решить отказаться от чувственных стремлений и желания нанести боль другому человеку или живой твари.

5. Правильный выбор, т. е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда.

6. Правильно направленное усилие, т. е. сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния.

7. Правильное созерцание, т. е. стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свободным от желаний и печали.

8. Правильная медитация, т. е. правильное применение четырех степеней медитации, которые достигаются путем концентрации.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Пока учитель рассказывает у учеников есть возможность самостоятельно изобразить колесо/штурвал.

9. Слайд

40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:

Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.

10. Слайд

Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену приходящего и отличать одно от другого. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример. Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить все, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.

Закрепление

1. После пройденного изменилось ли ваше представление о буддизме?

Слушаем ответы

2. К чему же призывает буддизм?

- Учение Будды призывает не делать зла, не воровать, не врать, не наносить ущерба ничего живому, не употреблять спиртного, не прелюбодействовать.

- Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.

3. А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «восьмиричный» путь? С чем у вас ассоциируется это понятие?

- В христианстве есть заповеди, а в буддизме восьмеричный путь.

 

Рефлексия:

На уроке я узнал….

На уроке я научился….

Я чувствовал себя на уроке….

Ответы с учетом пожелай. Ответ с места.

 

Домашнее задание: дифференцированное- творческая работа.

Подготовить доклад на тему: описание буддийских праздников или традиций, что Вы видите в них необычного.

 

Всем спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×