Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Культурная практика Палочки Кюизенера | Лариса Александровна Пьянкова. Работа №334346

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность темы культурной практики определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально - творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Выбор данного дидактического средства актуален, так как работа с палочками Кюизенера универсальна, она может быть использована в сочетании с другими технологиями, дополняя их. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешному обучению ребенка в школе по математике.

Занятия проводятся в игровой форме с 3 до 7 лет в том числе воспитанники с ОВЗ.

 Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. Для обучения детей играм с палочками Кюизенера используются разнообразные методы: - игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); - наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); 9 - словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); - практические (упражнения, обследования, исследования). - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом); - исследовательский (самостоятельная творческая работа).

 

I. Культурная практика «Палочки Кюизенера»

II. Введение

Актуальность темы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально - творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Выбор данного дидактического средства актуален, так как работа с палочками Кюизенера универсальна, она может быть использована в сочетании с другими технологиями, дополняя их. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера способствует успешному обучению ребенка в школе по математике.

Занятия проводятся в игровой форме с 3 до 7 лет в том числе воспитанники с ОВЗ.

Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. Для обучения детей играм с палочками Кюизенера используются разнообразные методы: - игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры); - наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки); 9 - словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); - практические (упражнения, обследования, исследования). - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию); - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом); - исследовательский (самостоятельная творческая работа).

 

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через освоение логикоматематических представлений (свойства, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, группировка, классификация).

Задачи:

Образовательные: - формирование базисных математических представлений; - формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирования.

Развивающиеся: - активизировать умственную деятельность детей; - развивать основные умственные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение; - развивать пространственные представления, познавательные процессы (внимание, память, воображение), мелкую моторику рук и глазомер, способность к моделированию и конструированию. - развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: - повышать интерес детей к математике; - воспитывать интерес к интеллектуальным играм; - воспитывать нравственно – волевые качества личности, самостоятельность, инициативу.

 

 

Содержание работы педагога

 

 

 

 

 

Тематическое планирование культурной практики

 

Дата

Тема

Цель

Содержание ОД

 

 

Мониторинг знаний детей.

 

 

«Учит Буратино»

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами.

Совершенствовать умение называть  геометрические фигуры.

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивать логическое мышление.

Загадка о Буратино.

 Игра «Чудесный мешочек»

Упражнение «Посчитай сколько».

Пальчиковая гимнастика.

«Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать…»

Игра « Найди пару»

Игра «Найди недостающую фигуру»

Игра «Когда это бывает?»

 

 

«В гости к кукле »

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5с помощью разных анализаторов ( на ощупь, на слух).

Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек.

Закрепить умение сравнивать предметы по длине, результат сравнения обозначать выражениями.

Совершенствовать умение раскладывать палочки Кюизенера в определенном направлении, ориентироваться в пространстве.

Развивать воображение

Упр. « Отсчитай столько же»

Моделирование  «Построй слона»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки »

Упр. «Куда смотрит Слоненок»

Упр. «Коврик»

 

 

« В магазине игрушек»

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов, учить обобщать в понятие «игрушки».

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначая результаты сравнения словами: самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).

  Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

Закрепить у детей знания эталонов цвета.

Упр. «Поручение»

Моделирование «Построим лесенку для матрешки»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Упр. «Когда это было?»

Упр. «Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета»

 

 

«День рождения куклы»

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое и устанавливать зависимость  между целым множеством и его частями.

Учить делить целое на равные части, показывать и называть части; закрепить понятие «часть меньше целого, целое больше части»

Учить строить «Домик, развивать способность преобразовывать заданную конструкцию, закрепить умение измерять разными мерками.

Закрепить умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Упр. «Соберем игрушки для куклы»

Упр. «Угощаем тортом»

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»  Моделирование  «Строим дом для куклы»

Игра «Не ошибись»

 

 

«Гости из леса»

Учить считать в пределах 6, показать образование числа на основе сравнения 2 палочек Кюизенера, выраженных числами 5 и 6.

Закрепить умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах одного и двух, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические тела (шар, куб круг , квадрат) осязательно – двигательным путем.

Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнивать по высоте с помощью условной мерки.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, справа.

Упражнение на образование числа.

Игра «Найди и назови»

Пальчиковая гимнастика «Шар»

Игра «Волшебный мешочек»

Моделирование  «Лес»

 

 

 «Гости из леса»

Учить считать в  пределах 7,закрепить умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета.

Познакомить с цифрой 7,учить детей строить цифровой ряд от 1 до 7, находить соотношение цвета с числом.

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки.

Упражнение на образование числа. Упр. «Выкладывание цифры 7 из палочек»

Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики»

Упр. «Выложи по  порядку»

Моделирование «Строим мост через речку»

 

 

«На огороде»

Продолжать учить детей считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6,правильно отвечая на вопросы : «Который  по счету?», «На котором месте?»

Расширить представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Стихотворение  «Овощи» Тувим.

Упражнение на сравнение 2 множеств.

Игра «Собираем урожай овощей»

Физкультминутка «Сбор овощей»

Упр. «Выложи по цифрам»

Упр. «Назови соседей»

 

 

«В магазине»

Продолжать учить детей считать в пределах 7 по образцу и на слух.

Формировать у детей представление о составе числа 3  из единиц.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Упр. «Отсчитай столько же»

Пальчиковая гимнастика « Пальчик - мальчик»

Игра «Моя покупка»

Игра «Правильно пойдешь, клад найдешь»

 

 

«Книги на полке у Буратино»

Продолжать учить детей строить числовой ряд  в пределах 7,  соотносить цвет  палочек с числовым значением.

Учить детей определять числа соседи заданного числа, ориентируясь на цветовые палочки.

Закрепить умение детей подбирать слова противоположные по значению.

Загадка про Буратино.

Упр. «Выложи по порядку»

  Моделирование  «Книги на полке»

Физкультминутка  «Любопытная Варвара»

Упр. «Назови кто рядом?» , «Угадай , что я загадал?»

Упр. «Скажи наоборот»

 

 

«Мальвина  учит считать Буратино»

 Учить считать в пределах 8 , показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

Закрепить представления детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Продолжать определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Упражнение на образование числа.

Упр. «Посчитай сколько»

Пальчиковая гимнастика «Кукла»

Упр.« Найди предмет такой же формы»

Упр. «Что где?»

 

 

«Давайте поиграем»

Закрепить умение считать в пределах 8, продолжать знакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?»

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

Учить детей строить ряд в соответствии  заданным алгоритмам.

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Упр. «Сосчитаем по порядку»

Упр. «Угадай, что изменилось? Физкультминутка «Затейники»

Упр. «Лестница»

Моделирование «Делаем забор»

Игра «Найди отличия»

 

 

«Весёлые  карусели»

Закрепить знания детей цифр от 1 до 8 , закрепить умение называть числовой ряд в прямом и обратном порядке.

Упражнять в различении геометрических фигур

 ( квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить преобразовывать одну геометрическую фигуру в другую,  развивать память и внимание.

Закрепить представления о последовательности времен года.

Упр.  «Покажи палочку соответствующую числу и наоборот»

  Игра «Лесенка»

 Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик»

Моделирование «Как сделать другую фигуру при помощи одной палочкиУпр. «Когда это бывает?»

 

 

«В гостях у Петушка»

Познакомить с образованием числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9, учить считать в пределах 9,правильно  отвечать на вопрос «Сколько?».

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Совершенствовать представления о ромбе, его свойствах.

 Потешка про петушка Упражнение на образование числа. Упр. «Посчитаем сколько?»

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»

Игра  «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

Упр. «Не ошибись»

 

 

«В лес за ёлочками»

Продолжать учить считать в пределах 9, знакомить с цифрой 9. Закрепить умение выкладывать цифру палочками.

Учить сравнивать8 предметов  по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающей последовательности,  обозначать результаты сравнения выражениями.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Упражнять в умение преобразовывать геометрическую фигуру в предметы окружающего мира.

Упр. «Считай дальше».

Игра « Покажи, что назову»

Упр. «Выложи от 1 до 9»

Пальчиковая гимнастика «Кукла»

Упр. «Расставь ёлочки в ряд»

Игра « Идем по следам»

Упр. «Дорисуй предмет»

 

 

«Новый год у ворот»

Совершенствовать навыки счета в пределах 9 с помощью различных анализаторов и воспроизведение определенного количества движений.

Закрепить знание детей цифр в пределах 9, определять пропущенную цифру.

Познакомить с названием и порядком дней недели.

Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами

( строение, пропорции, соотношение частей), развивать воображение.

Упр. « Кто быстрее сосчитает»

Упр. «Сосчитай, сколько предметов в мешочке?»

Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»

Игра  «Какой цифры нет, поскорее дай ответ?»

Игра «Дни недели»

Моделирование  «Ёлочка»

 

 

«Сон Мишки, как разговаривают цифры»

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 9 и понимать отношение между ними.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Развивать умение составлять целостное изображение из частей.

Игра «Как разговаривают числа?»

Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»

Игра  «Дни недели, стройтесь в ряд»

Моделирование  «Зайка»

 

 

«Играем с Матрешками»

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить соотносить группы по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть их одним числом.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные условной мерки.

Формировать навыки моделирования предметов по образцу, развивать воображение.

Загадка о матрешке.

Упр. «Отсчитай столько же»  

Упр. «Расположи правильно»

Физкультминутка  

«Две лягушки»

Моделирование «Три подружки?»

Упр. «Найди ёлочку той же высоты»

 

 

«Давай поиграем»

Упражнять детей в количественном составе числа 4  из единиц.

Совершенствовать умение видеть в  изображении знакомые геометрические фигуры.

Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Упр. «Составим число»

Упр. «Назови предметы такой же формы?»

Пальчиковая гимнастика «Киска»

Моделирование «Киска в центре ковра»

Упр. «Клубочки раскатились»

 

 

«Неделька»

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 9.

Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на…, меньше на…»,Умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1.

Упражнять в решении простых арифметических действий.

Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять какой по счету день недели.

Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.

Упр. «Посчитай столько?»

Игра « Весы»

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»

Упр. « Назови день недели»

Упр. «Море волнуется»

 

 

«Игра с Вини - Пухом».

Учить считать движения в пределах 9.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные  части, учить называть части, сравнивать цело и часть.

Закрепить название дней недели.

Закрепить умение детей составлять геометрические фигуры из палочек (квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник).

Упр. «Сделай столько же»

Упр. «Угостим гостью»

Динамическая пауза «Зарядка»

Упр. «Цветная неделька»

Моделирование  «Сделай фигуру»

 

 

«Посылка из Простоквашино»

Закрепить умение отсчитывать предметы по заданному числу.

Закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине, раскладывая их  убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Расширить представления о частях суток.

Упр. «Найди  столько же»

Упр. «Я знаю 5 имен…»

Динамическая пауза  

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Игра « Разложи коврики по порядку»

Упр. «Наш день»

 

 

«Ковер самолет»

Закрепить умение выкладывать цифровой ряд с помощью палочек.

Закрепить представления о порядковом значении чисел до 10.

Учить называть «соседей данного числа».

Учить детей составлять образа человека по представлению, используя палочки разной длины в соответствии с пропорциями частей тела.

Упр. «Кто ушел»

Упр. «Назови соседей» Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»

Моделирование  «Автопортрет»

 

 

«Семья».

Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка).

Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета и числовым значением цифры, сравнивать предметы по величине.

Моделирование  «Взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Семья».

Упр. «Кто старше?»

 

 

«Накроем стол для чаепития»

Совершенствовать навыки счета в пределах 9. Закрепить представления , что результат счета не зависит от величины предметов и направления счета. Закрепить знание детей цифр,   и их соответствие цвету палочек.

Учить делить квадрат на две части, называть часть и сравнивать целое и часть..

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

Упр. «Разложи по коробкам»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Моделирование «Квадрат»

Упр. «Что получится?»

Упр. «Что спрятали?»

 

 

«Цветы в вазе»

Закрепить навыки в составлении числа 5 из единиц.

Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (строение, пропорции частей).

Учить сравнивать 9  предметов по длине,  обозначать результаты сравнения словами.

Упр. «Назови одним словом»

Упр. «Составь букет».

Пальчиковая гимнастика «Наши красные цветы»

Моделирование  «Твой любимый цветок»

Упр. «Чей стебелек длиннее?»

 

 

«Строим  новую площадку»

Закрепить знания детей о цветовом и числовом значении палочек. Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один.

Упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, разные по высоте)

Продолжать учить ориентироваться в пространстве, в умении пользоваться словами :внутри, снаружи.

Моделирование «Строим  ворота»

Д/ игра  «Найти сходства и различия»

Пальчиковая гимнастика «Шар»

Упр. «Игра в футбол»

 

 

«Кораблик»

Учить детей измерять с помощью условной мерки.

Находить палочки в соответствии цвета с числом.

Упражнять в счете предметов.

Закрепить навыки моделирования по замыслу.

Совершенствовать умение устанавливать часть суток по картинкам, изображающих определенное действие.

Моделирование «Кораблик»

Упр. «Посчитай сколько»

 Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Упр. «Когда это бывает?»

Д/ игра « Найди себе  пару»

 

 

«Полет в космос»

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах10).

Продолжать учить понимать отношение между рядом стоящими числами в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы, центр листа.

Учить соотносить форму предметов с геометрической фигурой.

Упр. «Посчитай сколько?»

Упр. «Пропущенное число»

Динамическая пауза игра с мячом  «Считай дальше»

Упр. «Определи правильно»

Д/ игра «Найди  свой космодром»

 

 

«Письмо от волшебника»

Закрепить представления о том, что результат счета не зависит от размера и цвета, расположения предметов.

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине , раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Развивать умение определять равенство и неравенство предметов.

Совершенствовать умение составлять число из единиц.

Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сейчас, был и будет.

 

Итоговое развлечение на основе дидактических игр и упражнений.

 

 

Мониторинг знаний детей.

 

 

IIIезультаты апробации практики

В результате воспитанники научатся:


1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 9,  составлять числа до 5 из единиц и двух меньших чисел.

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать от 5до 10  предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.), пользовать условной меркой для сравнения 3 предметов.

6. Умение узнавать и называть : квадрат, круг,  овал, треугольник, прямоугольник.

7. Умение называть части суток, времен года , устанавливать их последовательность .

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение делить целое на равные части ; умение измерять с помощью условной мерки.

10 Умение ориентировать в окружающем пространстве, обозначать словами местоположение предметов в пространстве.

 

 

Оценочные материалы

Организация ежемесячных фотовыставок детских работ для родителей. Ежемесячные отчёты в виде презентации

IVРесурсы необходимые для реализации практики:

Л. Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера? М.: 2008 В. П. Новикова, Л.И. Тихонова. Развиваю игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 - 7лет. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008 Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». СПб: 2000 Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (средний возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

4.Педагогический мониторинг реализации культурной практики

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×