Статья Культурологическая составляющая познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Автор: Чубукина Елена Владимировна

Автор: Чубукина Елена Владимировна
презентация опыта работы по теме: "Использование методов активации познавательной деятельности учащихся на уроках истории".


Автор: Чубукина Елена Владимировна

«Культурологическая составляющая познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Мы с вами знакомы с тем, на что сегодня ориентированы большинство современных детей. В основном это потребительский образ жизни, связанный с прилагающейся программой, навязываемой средствами массовой информации и поп-культурой.

Поэтому заинтересовать современных школьников той или иной темой предмета довольно затруднительно.

Поскольку моя первая профессия – культуролог, я много внимания уделяю именно культурной составляющей нашего предмета истории и внеурочной деятельности. Считаю, что нужно повышать интерес детей к нашим родным русским корням, и этот интерес я взращиваю на своём собственном примере.

Если мы спросим среднестатистического школьника, как он относится к нашей традиционной песенной культуре, то ответ получим предсказуемый, народная песня сегодня не заслуживает их внимания. Но вот многие мои воспитанники думают иначе. Уже много лет я являюсь участницей нескольких народных вокальных коллективов нашего города. Это не просто моё хобби, я живу этим, и не представляю свою жизнь без традиционной песни, обрядов. Стараюсь увлечь этим и детей, чтобы и они впитывали культуру наших предков, с уважением и благоговением относились к нашей русской старине.

Вначале дети были слушателями моих, надо сказать, увлекательных рассказов о моей деятельности. С некоторыми из них мы побывали на одном из фестивалей, проходящих в нашей области постоянно. Фестиваль «12 ключей», который проходит ежегодно в Венёвском районе принял уже международные масштабы. Там дети имели возможность проникнуться атмосферой наших традиций, услышать живых исполнителей (как детей, так и взрослых), поучаствовать в различных мастер-классах (от изготовления гончарных изделий до плетения кружев), обучиться езде на лошадях, поводить хороводы вокруг ночного костра. И конечно же они увидели и своего преподавателя в другом амплуа. В общем, впечатлиться было чем.

После мы с детьми провели исследовательскую работу по изучению песенной русской традиции. И работа, надо сказать, была проведена масштабная: это были и материалы с фестиваля, и интервью народных руководителей коллективов нашего города, и, конечно же, сбор информационных данных.

Впоследствии мы пошли ещё дальше. Представили конкурсную работу, создав небольшой вокальный коллектив, исполнив песню «Шелкова-ковыль». Заняли первое место. Это был региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2016».

Мы изучаем не только песенные традиции нашей Родины. Одна из учениц так же заняла призовое место, представив творческую работу (фото), посвящённую Дню Тульской области и города-героя Тулы, в номинации «Красота и гордость Тулы». Она запечатлела в Тульском кремле один из ансамблей, фотография получилась довольно колоритная, что говорит о том, что ученица прониклась данной тематикой.

Когда мы с детьми изучали обрядовую сторону вопроса, попробовали изготовить своими руками обережных кукол – так называемую куклу-крупеничку. Этот процесс очень увлёк детей, поскольку всё это делалось, что называется по старинке, аутентично. без использования современных технологий.

Так же мы изучали традиции русской национальной одежды, в частности историю традиционного костюма крестьянок Тульского края. Была проведена большая исследовательская работа, которая была представлена на одной из городской конференций. А так же вошла в один из сборников «Материалы IV областных краеведческих чтений».

А затем школьники заинтересовались не только традициями нашей культуры. Начались исследования культуры и традиций других стран. И на одной из школьных конференций мы представили костюмы народов мира, в изготовлении которых ученики тоже принимали самое активное участие. Мы изучали и традиции народов Индии, Кореи, Японии. Как эти традиции оказывали влияние на национальный костюм. Был сделан немаловажный акцент на связи с современностью. И это был один из важных моментов - дети увидели, как жители этих стран сегодня относятся к своим традициям, национальной одежде. Для них это было настоящим открытием.

Мне бы очень хотелось разбудить в детях дремлющее самосознание, обратившись к прошлому, жизненному укладу наших далёких предков. Проводя работу с детьми по возрождению давно забытого, я показываю детям, что свои родные корни, свои истоки забывать нельзя. Народное творчество – это огромный пласт культуры, народная песня, народный костюм – это не только предмет материальной культуры, но и составная часть культуры духовной, художественно-эстетической, нравственной религиозной. И я вижу, что нахожу отклик в их душах, и в этом мне во многом помогает их вовлечёность в сам процесс поиска утраченного. И я надеюсь и в дальнейшем продолжать наши исследования по возрождению традиций нашего народа.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x