Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Курсовая работа наглядные методы обучения | Иванова Екатерина Валентиновна. Работа №311870

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской Армией

 

Курсовая работа

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды, прадеды. 

 

Министерство образования и науки

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студенка 3 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО-3 (3)

ИВАНОВА

Екатерина Валентиновна

 

Использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской Армией

Курсовая работа

 

Руководитель: Т.Ю.Журавлева,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск - 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОСИЙСКОЙ АРМИЕЙ ….…………

 

 

7

 

1.1. Ознакомление с Российской армией детей дошкольного возраста. Анализ примерных программ дошкольного образования…………………………………………………………….

 

 

7

 

1.2. Роль наглядных методов обучения в дошкольном образовании………….……………………………………………….

 

13

 

1.3. Использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией ……

 

19

Выводы по главе 1………………………………………………………

25

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОССИЙСКОЙ АРМИЕЙ ..………….

 

 

27

 

2.1. Эффективный опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией ..…………….

 

 

27

 

2.2. Основные рекомендации участникам образовательного процесса по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией……...

 

 

30

Выводы по главе 2…………………………………………………………..

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....

38

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

41

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды, прадеды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. [1]

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

В содержании примерной программы «От рождения до школы» предлагается формировать представления детей о защитниках Родины, об армии, о родах войск, об особенностях военной службы, воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, вызвать чувство гордости за Российскую Армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов. [7]

Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались Н.В. Алешина, О.Н. Баранникова, И.А. Виноградова, А.В. Домникова, О.В. Коваленко, Е.О. Мышкина, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Н.В. Алешина считала, что для эффективного процесса патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нужно правильно систематизировать и объединить все задачи всестороннего воспитания дошкольников в единое целое. [3, с.56]

Анализ идей О.В. Баранниковой показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. [5, с.76]

В настоящее время дети имеют недостаточные представления о Российской Армии, о людях военных профессий. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе формирования представлений о Российской армии.

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребёнку дошкольного возраста качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с Российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей.

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность детей, возрастает их активность, формируется положительное отношение. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

Такие ученые как: Я.Л.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, рассматривали использование наглядных средств, для создания у дошкольников образных представлений, для формирования понятий, для понимания связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма.

Наряду с основоположниками дошкольного воспитания крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого.

В   воспитательно – образовательном процессе с детьми    используют разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы.

Из всего вышесказанного можно определить противоречия: несмотря на большое количество наглядных материалов для детей дошкольного возраста, ознакомление детей с Российской Армией проходит эпизодически.

С учетом вышеперечисленного была определена проблема исследования: при каких условиях наглядные методы обучения будут способствовать эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Российской Армией?

Объект исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с Российской Армией при использовании наглядных методов.

Предмет исследования: использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской Армией.

Цель исследования: теоретическое изучение и обоснование использования наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской Армией.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть процесс ознакомления с Российской армией детей дошкольного возраста на основе анализа примерных программ дошкольного образования;

2. Раскрыть роль наглядных методов обучения в дошкольном образовании;

3. Рассмотреть использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией;

4. Проанализировать эффективный опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией;

5. Составить рекомендации участникам образовательного процесса по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы: анализ научной и методической литературы с целью изучения и обобщения опыта, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОСИЙСКОЙ АРМИЕЙ

 

Ознакомление с Российской армией детей дошкольного возраста. Анализ примерных программ дошкольного образования

 

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

В настоящее время важным является возрождение, сохранение и развитие национальных традиций, формирование у подрастающего поколения уважения к истории родной республики, готовность к служению своему отечеству. Сегодня многие начали забывать, что не быть нашему государству вообще, если бы не победа в Великой Отечественной войне. Воспитание молодого поколения на примере подвигов известных и малоизвестных героев Великой Отечественной войны – одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться и которыми можем гордиться.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов нашего учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события Великой Отечественной войны. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы взрослые должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских людей, их мужество.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники, им посвящались стихи и песни.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания традиций своего народа. Нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам без знания историй своей страны.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

От того, какими глазами ребенок увидит окружающий мир, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечет из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином, патриотом.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитание любви к Отчеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славен наш Донбасс, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Вот почему важно знакомить ребенка с историей нашей Родины[3, с.65].

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события тех лет по-прежнему свежи в памяти народа, и играют огромную роль в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников[7, с.48].

В силу своих лет детям сложно воспринять рассказы о войне. Однако, о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста через интерпретацию героического подвига, истинного патриотизма, посещение мини-музея на базе нашего детского сада.

К сожалению, современные дети больше знают о звездных воинах, суперменах и космических рейнджерах. И совсем мало знают о настоящих героях, героях, воевавших за свою Родину. Так, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч детей.

Подвиг всего народа – подвиг, неподвластный времени. С каждым годом отдаляясь во времени от военных событий, мы не только не утрачиваем духовной связи с памятью о них, но все глубже осознаем героическое прошлое тех дней и его значение для всего, чем мы живём и чем занимаемся сегодня.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы потом передать их детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек, участник тех тяжелых лет. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше и меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

В контексте процессов модернизации дошкольного образования, сегодня уделяется большое внимание разработке программ и технологий по вопросам патриотического воспитания детей, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности, развитие её нравственных основ.

В возрасте 4—5 лет, ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, поэтому речь может идти не о воспитании идентичности, а об ее основах.

Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него.

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если...»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.

Основным средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.

Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей.

Перед педагогами и воспитателями дошкольных учреждений в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» ставятся следующие задачи [1]:

– расширить и обогатить знания детей среднего дошкольного возраста о родном крае, о народах, его населяющих, его природе; о России;

– воспитать чувство гордости на свою страну, бережное отношение к окружающей природе;

– формировать личность, владеющую национально-культурными нормами речевого поведения в разных ситуациях, то есть нормами культуры речи и общения;

– создание условий для развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала личности;

– воспитание гражданина, патриота.

Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери... Любовь к Матери-Родине»«Любовь к отцу... Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родным краем – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Необходимо знакомить детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном; рассматривать иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Кузбасс –большой и красивый край.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы «ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту» [22, с. 86].

Для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Между тем в большинстве федеральных комплексных программ нет специального раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя современные программы переработаны в соответствии с ФГОС ДО, тем не менее, задачи по патриотическому воспитанию решаются в очень обобщенном виде.

Таким образом, необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «От рождения до школы»«Детство»«Истоки»«Из детства в отрочество»«Я — человек»«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 

1.2. Роль наглядных методов обучения в дошкольном образовании

 

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу.

Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий [22, c.18].

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

1. Метод иллюстраций

2. Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации

в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы).

Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике [12, c.20]

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия.

Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в воспитательно-образовательном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом являются комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время занятия быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей.

К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на занятии.

Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой образовательной, воспитательной задачи занятия.

Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу различных анализаторов.

Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности.

Ю.К. Бабанский утверждал, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности.

Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание детей, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет о детях не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью» [18, c.12].

Эффективность применения средств наглядности в образовательном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на занятии и разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и

других источников знания, в частности слова воспитателя.

Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову педагога.

Одна из задач совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в широком использовании на занятии наглядных пособий как самостоятельных источников информации.

Это предполагает самостоятельную работу детей с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

Познавательная эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности детей, в переработке содержащейся в ней информации.

Развитию теоретического мышления помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий.

Эти возможности средств наглядности хорошо описаны в трудах А.М. Пышкало, который отмечал, что общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, дети выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса [12, c.23].

Рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.

Применение наглядных пособий позволяет абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений.

Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном занятии, также обеспечивает выделение наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков.

В современном прогрессирующем мире, увеличилось число наглядных средств. Особое место в системе обучения занимают технические средства, являющиеся носителями новых информационных технологий: компьютеры, интерактивные и мультимедийные средства, обеспечивающие оптимальные возможности для работы с видеограммой в условиях аудиторной и самостоятельной (дистантной, с помощью интернета) работы по овладению языком.

Применение традиционных и инновационных наглядных средств в обучении детей дошкольного возраста повышается мотивацию обучения, и создает благоприятные возможности для овладения языком, и формирования языковой личности, развитии устной и письменной речи и словесного отвлеченного мышления.

Для построения учебно-воспитательного процесса необходима преемственность основных принципов: доступности, системности, принцип развивающего обучения и т.д., основная роль в котором принадлежит принципу наглядности.

Реализация принципа наглядности как в дошкольном образовании , так и в специальном дошкольном образовании способствует:

- повышению познавательной активности;

- развитию зрительного (сенсорного) восприятия;

- скоординированности крупной и мелкой моторики;

- формирование и 0закрепление элементарных математических умений и навыков;

- совершенствование речевых возможностей (расширение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, предложно-падежных конструкций, развитие связной речи)

- закрепление навыкам по обучению грамоте, тренировка навыков самостоятельного послогового и слитного чтения;

- обучение играм на развитие памяти, внимания, логического мышления;

- расширение диапазона учебно-игровых моментов.

При обучении детей дошкольного возраста используются разнообразные средства наглядности, это обусловлено тем, ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающей действительности без каких – либо специальных условий.

При этом 90% - этой информации – зрительная.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности воспитатель раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала.

Отсутствие средств наглядности приводит к затруднению чувственного восприятия многих предметов и явлений окружающего мира.

Таким образом, комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, активизируя мыслительную и речевую деятельность. Поэтому применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью на занятиях является необходимым.

 

 

 

1.3. Использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией

 

Детство для человека - это пора развития основных психических функций. В этот период формируется психический пол его личности. Проблема воспитания маскулинных качеств (качеств присущих мужскому полу) у мальчиков является одной из важнейших проблем детской психологии, так как без ее решения невозможно воспитать настоящего мужчину. Качества мужественности не возникают сами по себе, мужчиной в социальном плане не рождаются, им становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать уже с дошкольного возраста.

Воспитание маскулинных качеств у мальчиков более эффективно в процессе ознакомления с российской Армией. Дети узнают о мужестве, героизме солдат, об их доброте, о красоте армейских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание детей подражать военным, создает благоприятные условия для формирования у ребенка мотива «Хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».

Можно выделить три направления по ознакомлению детей с Российской армией:

«В старину в Отечестве нашем»;

«Великая отечественная война»;

«Современная Российская Армия».

Следует подчеркнуть, что для дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к этой теме. Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически.

В работе следует использовать различные методы и приемы: беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок. Что позволит уточнить представления детей о своей стране, о ее столице, о жизни людей разных национальностей. Знакомить детей с особенностями военной службы в мирное время, с особенностями службы разных военных профессий: ракетчиков, летчиков, моряков, танкистов, радистов. Рассказать детям о разных странах, которые не всегда живут дружно. Подвести детей к выводу о необходимости защищать родину.

Активно в работе используют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту дошкольников;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

В процессе ознакомления с Российской Армией использовать военные игры. Они углубляют симпатии к российским солдатам и вызывают желание подражать им, быть выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на выручку друг другу.

Эффективными формами работы по ознакомлению детей с армией являются - посещение музеев боевой славы, памятников и обелисков, возложение детьми цветов к ним.

Серия проектов таких, как «Богатыри земли русской», «Награды России», «Отчизны верные сыны», «Военные профессии», «Русский военный костюм», «Армия вчера, сегодня завтра». С целью уточнения и обогащения представлений детей о своей стране, знакомства детей с государственной символикой России, вызвать познавательный интерес к истории Российской Армии.

Беседы о службе отцов детей группы в армии, просмотр фотоальбомов их армейских фотографий, будет способствовать положительным эмоциям у детей, восторгу и желанию действовать.

Особую роль отводиться музыке, так как она в силу своего эмоционального воздействия, может вызвать желание подражать полюбившимся героям, помочь детям в нравственной оценке тех или иных явлений действительности.

Обогащать предметно-развивающую среду группы материалами об Армии: фигурками солдат и моряков, разных войск; атрибутами для сюжетно-ролевой игры мальчиков, а также наглядными пособиями, иллюстрациями, дидактическими играми.

С большим интересом мальчики будут складывать мозаику, на которой изображены солдаты, военная техника, разгадывать загадки военной тематики.

В работе с семьей дошкольников необходимо сделать родителей своими помощниками. Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей можно использовать папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи и т. д.

Посоветуйте им совершить с детьми прогулки по памятным местам. Это могут быть разные объекты, с учётом места жительства семьи. Желательно посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике города.

К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир».

Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

С этой целью так же привлекаем родителей воспитанников. Рекомендуем им побывать с ребенком у определенного памятника, расположенного в районе проживания, или посмотреть другие памятники города, посвященные ВОВ.

Предлагаем родителям показать детям (если есть) хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет, и рассказать кем, и за что получены: ребенок должен знать свои корни и гордится, что в их семье был близкий человек (прадедушка или прабабушка) участником ВОВ, благодаря которому страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. А такие предки есть практически в каждой семье, учитывая масштаб Великой Отечественной войны.

Читаем художественную литературу - рассказы о защитниках Отечества.

Рассматриваем старинные фотографии участников войны.

Встречи с ветеранами и детьми войны.

Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.

С каждым годом, неслышными шагами уходят воины - ветераны, которые отстаивали нашу жизнь и свободу на полях сражений. Всё меньше остаётся и тех, кто ковал победу на хлебных полях - тружеников тыла, которые трудились, не зная ни сна, ни отдыха. Своим героическим трудом на фронте и в тылу они приближали долгожданную Победу.

Среди множества дел мы обязаны постоянно помнить о тех, кто прошел войну, склонять головы в память о павших.

Таким образом, что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:

В большинстве федеральных комплексных программ нет специального раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя современные программы переработаны в соответствии с ФГОС ДО, тем не менее, задачи по патриотическому воспитанию решаются в очень обобщенном виде.

Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «От рождения до школы»«Детство»«Истоки»«Из детства в отрочество»«Я — человек»«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности воспитатель раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала.

Отсутствие средств наглядности приводит к затруднению чувственного восприятия многих предметов и явлений окружающего мира.

Комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, активизируя мыслительную и речевую деятельность. Поэтому применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью на занятиях является необходимым.

В процессе ознакомления с Российской Армией используются военные игры.

Эффективными формами работы по ознакомлению детей с армией являются - посещение музеев боевой славы, памятников и обелисков, возложение детьми цветов к ним.

Серия проектов таких, как «Богатыри земли русской», «Награды России», «Отчизны верные сыны», «Военные профессии», «Русский военный костюм», «Армия вчера, сегодня завтра» и др.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОССИЙСКОЙ АРМИЕЙ

 

2.1. Эффективный опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией

 

В данном параграфе нами будет рассмотрен опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией.

А именно рассмотрим опыт работы педагога первой квалификационной категории Мамшовой Екатерины Валерьевна МБДОУ «Детский сад №130» г. Брянск.

В рамках реализации блока «Армия России» деятельность педагога была направлена на решение следующих задач:

1. Формировать у детей представление об армии России, умение отличать, выделять виды войск, военные специальности, военную технику.

2. Формировать у детей чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины.

Решение данных задач осуществлялось через обозначенные темы.

Так, в процессе реализации темы «Нашей Родины войска» с детьми поводились беседы: «Рода войск», «Для чего в армии нужны погоны?».

Для совместного рассматривания и обсуждения предлагались иллюстрации, фотоальбомы о службе в армии: «Солдаты тренируются», «На полосе препятствий», «Будни армии».

Беседы, проводимые с детьми, показали, что им сложно рассуждать на военные темы, так как у них мало знаний и информации по данному вопросу. Дети называли военнослужащих, но не могли назвать войска и не знали какие границы они защищают. Поэтому для наглядности им предлагались видеоролики про военную технику.

С целью расширения и углубления знаний об армии, детям для совместного чтения и обсуждения предлагались художественные произведения о войне, которые так же сопровождались иллюстрациями (С. Барудин «Шел по улице солдат», Н. Иванова «Военные профессии», Л. Кассиль «Твои защитники», «Воздух», «Защитники наших морей», И. Туричин «Сердце солдата»).

Данные формы работы позволяли сформировать у детей представления об основном назначении армии – защите страны, охране ее границ. Дошкольники узнали, что виды войск: воздушные, сухопутные, водные выделяются в соответствии с видами границ, которые они защищают (воздух, суша, вода).

Закрепление полученных знаний осуществлялось в процессе дидактических игр с наглядным материалом: «Чья военная форма», «Найди свой род войск». Следует отметить, что дошкольники поняли принцип разделения войск и легко справлялись с дидактическими играми, в которых нужно было правильно подобрать картинки (к карточкам, на которых символами обозначены воздух, суша, вода необходимо подобрать картинки с изображением видов войск, защищающие воздушные, сухопутные, водные границы государства), но при этом испытывали трудности с речевым оформлением своих ответов (подобрав правильно картинку, забывали или путали название войск; детям требовалось время для обдумывания своего ответа, было видно, что дети «ищут, подбирают нужные слова»).

На заключительном этапе работы в рамках данной темы были организованы конкурс детских рисунков о Российской армии и изготовление совместно с родителями стенгазеты, рассказывающей о службе пап в армии. Реализуя тему «Виды техники в Российской армии», детям читали произведения Б. Никольской «Что делают танкисты», О. Риза «Мы мужчины», проводились беседы «История военной техники», «Какое значение имеет боевая техника в службе солдат», из которых дети познакомились не только с видами техники, но и узнали о ее возникновении и назначении.

Для расширения представлений и знаний детей о военной технике активно использовалась такая форма работы как рассматривание и совместное обсуждение рисунков, картин, иллюстраций, фотографий с изображением военной техники.

В группе, совместными усилиями детей, родителей и педагогов была представлена коллекция «Военная техника Российской армии».

Воспитатель Бараева Лариса Викторовна МБДОУ «Детский сад №11» раскрыла в своей работе тему праздников, а именно «Праздник 9 мая в моем городе», раскрывалась через различные творческие формы работы с дошкольниками, так как данная тема близка и достаточно знакома детям.

Дошкольники рисовали рисунки солдатам, поздравительные открытки ветеранам ВОВ.

С детьми организовывались творческие мастерские (рисунки, поделки своими руками) по темам: «Салют Победы!», «Парад Победы!». Лучшие рисунки и поделки были представлены на выставках детского творчества, посвященного Дню Победы (дети изображали салют над Красной площадью, ликующих от радости солдат – победителей, много цветов, солдат ведущих бой).

В группе при совместном участии детей и родителей был организован мини-музей «Слава героям!», где были представлены фотографии из семейных альбомов, хранящие память об участниках войны, тружениках тыла, различные предметы военного времени: военное обмундирование, предметы быта, сохранившиеся письма с фронта. Кроме этого наши дети приняли участие в акции «Цветы для ветеранов»: 9 мая, совместно со своими родителями, дети дарили цветы ветеранам нашего города, благодарили их за победу. Свои впечатления от празднования Дня Победы, дошкольники отразили в совместно изготовленной книге «Традиции празднования 9 мая в нашем городе», в которой представлены детские рассказы о праздновании Дня Победы в родном городе.

Таким образом, достижение положительных результатов стало возможным в результате того, что выбранные педагогами темы проходили в ходе разных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм работы с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры, экскурсии, коллекционирование, оформление выставок, мини-музеев, изготовление фотоальбомов, книг.

 

2.2. Основные рекомендации участникам образовательного процесса по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией

 

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные, патриотические основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – основная наша задача.

Рекомендации представляют собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеют большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

- В первую очередь для успешного осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию личности дошкольников необходимо создание развивающей среды с соответствующими условиями:

- В повседневной жизни ребенка должны присутствовать моменты «встречи с прошлым»: это и походы в музеи, на выставки, возложения цветов к памятникам, и встречи с ветеранами, просмотры фильмов и театральных постановок военной тематики, празднование народных календарных дат.

- Знакомство детей с устным народным творчеством (тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям). В пословицах и поговорках очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

- Участие детей и взрослых в праздничных программах, театрализованных представлениях, выставках рисунка и фоторабот, праздниках и конкурсах стихотворений о войне для ветеранов.

- Для эффективности проведения данной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду, можно разработать тематическую систему (цикл) комплексных мероприятий с детьми дошкольного возраста, которая включает в себя: музыкальное воспитание детей на основе народного материала, познавательное развитие детей согласно тематике и концертную деятельность детей. В цикл занятий включен исторический материал, представленный в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах, вызывающий у них яркие впечатления и эмоциональные переживания.

В данном параграфе представлены рекомендации для воспитателей по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией:

- В старшей группе необходимо более полно и глубоко раскрыть понятие «Российская  Армия - защитница нашей Родины».

- В свободное от занятий время детям можно еще раз прочитать книгу 3. Александровой «Дозор», предварительно объяснив ее название. В ходе беседы педагог задает детям вопросы, которые помогают им более глубоко осознать мотивы поступка мальчика. В заключение беседы педагог предлагает детям запомнить последнюю строфу произведения.

Свои представления о пограничниках дошкольники используют на занятии по рисованию. Вспоминая то, что они видели и слышали, Дети рисуют пограничную заставу, границу, пограничников в дозоре и т. д.

- В старшей группе воспитатель поощряет самостоятельные игры детей в пограничников, рассматривая их как одно из важнейших средств обогащения представлений и чувств. Игры получают дальнейшее развитие, что выражается в строительстве разнообразных сооружений (границы, пограничной вышки, госпиталя), в появлении новых сюжетных линий (проверка пропусков, медицинский осмотр, тренировки).

- Детей продолжают знакомить с особенностями военной службы солдат, моряков, летчиков. Основное внимание обращается на то, как готовятся воины к защите Родины, какие качества им для этого необходимы. Воспитатель, опираясь на опыт детей, на те жизненные впечатления, которые получены из окружающей жизни, предлагает рассказать о праздновании Дня Российской Армии в нашей стране.

В результате бесед, рассматривания иллюстраций, у дошкольников появляется желание подражать этим героям.

- Дети старшей группы активно готовятся к Дню Российской Армии.

- Воспитатель предлагает вниманию детей видеофильмы о Русской Армии.

- На занятиях педагог использует вынос картин. Например, на занятие вносят картину А. Худякова «Медсестра». Воспитатель предлагает всмотреться в картину и оценить обстановку: идет бой, кругом свистят пули, горит подбитый танк. Медицинская сестра одной рукой держит раненого, второй опирается на глубокий снег и ползет вперед. Вопрос педагога «О чем думает сейчас девушка?» направлен на то, чтобы дети поняли переживания медицинской сестры, ее стремление спасти раненого бойца.

- О героизме людей во время Великой Отечественной войны напоминает и окружающая жизнь: в День Российской Армии в детский сад приходит ветеран войны; дети идут на прогулку по улице, названной именем героя войны, и слушают о нем рассказ воспитателя; дети несут цветы к обелиску и память погибших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

В результате второй главы сделаны следующие выводы:

1. Проанализирован опыт работы воспитателей ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией, в ходе которого выделились эффективные формы работы, а именно создание мини – музеев, где были представлены фотографии из семейных альбомов, хранящие память об участниках войны, тружениках тыла, различные предметы военного времени: военное обмундирование, предметы быта, сохранившиеся письма с фронта.

Кроме этого интересно наблюдать, как дети приняли участие в акции «Цветы для ветеранов»: 9 мая, совместно со своими родителями, дети дарили цветы ветеранам нашего города, благодарили их за победу.

Свои впечатления от празднования Дня Победы, дошкольники отразили в совместно изготовленной книге «Традиции празднования 9 мая в нашем городе», в которой представлены детские рассказы о праздновании Дня Победы в родном городе.

2.Так же представлены рекомендации педагогам по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией.

 Окружающая жизнь дает богатый материал для работы с дошкольниками по указанной теме. Из фильмов узнают о современном вооружении и об особенностях службы в разных родах войск. Яркими и эмоциональными переживаниями сопровождаются непосредственные встречи ребят с воинами Российской Армии.

Программа воспитания и обучения указывает, какие представления о воинах Российской Армии должны быть сформированы у детей возрастной группы, и в соответствии с этим рекомендует художественные произведения и песни, сюжетные игры на военно-патриотические темы, экскурсии к памятным местам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате работы была достигнута ее цель: теоретически изучены и обоснованы использования наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской Армией.

Также решены задачи исследования:

1. Ознакомлены с Российской армией. Проанализированы примерные программы дошкольного образования;

2. Раскрыта роль наглядных методов обучения в дошкольном образовании;

3. Рассмотрено использование наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией;

4. Проанализирован эффективный опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией;

5. Составлены рекомендации участникам образовательного процесса по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией.

Подводя итоги, выделим следующие моменты.

В большинстве федеральных комплексных программ нет специального раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя современные программы переработаны в соответствии с ФГОС ДО, тем не менее, задачи по патриотическому воспитанию решаются в очень обобщенном виде.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности воспитатель раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала.

Отсутствие средств наглядности приводит к затруднению чувственного восприятия многих предметов и явлений окружающего мира.

Комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, активизируя мыслительную и речевую деятельность. Поэтому применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью на занятиях является необходимым.

Рассмотрен опыт работы педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов обучения при ознакомлении с Российской армией, который показал, что достижение положительных результатов стало возможным в результате того, что выбранные педагогами темы проходили в ходе разных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм работы с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, подвижные игры, экскурсии, коллекционирование, оформление выставок, мини-музеев, изготовление фотоальбомов, книг.

Так же по итогам образовательной работы, были сформулированы основные рекомендации участникам образовательного процесса по использованию наглядных методов обучения при ознакомлении старших дошкольников с Российской армией.

Это  говорит о том, что   наша   цель,   заявленная   в   начале   работы, подтвердилась.

Данная работа может быть использована педагогами ДОУ, студентами педагогического колледжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52 с. – ISBN 978-5-9949-0961-4. – Текст : непосредственный.

2. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – Москва: Учитель, 2007. – 207 с. - ISBN 978-5-534-08305-7. – Текст : непосредственный.

3. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алешина. – Москва: УЦ «Перспектива», 2011. – 296 с.ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст: непосредственный

4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2005. – 247 с.ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

5. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ : практическое пособие / О.Н. Баранникова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 144 с. ISBN 978-5-534-12708-9. – Текст : непосредственный.

6. Бережная, Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников / Л.Н. Бережная // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 3. – С. 116– 118. ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

7. Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 288 с.ISBN 978-5-534-12708-9. – Текст : непосредственный.

8. Виноградова, И.А. Метод проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников / И.А. Виноградова, Т.Н. Андреева // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2015. – № 19. – С. 40–48. ISBN 978-5-534-12708-9. – Текст : непосредственный.

9. Валиева, З.И. Воспитание патриотических чувств у дошкольников / З.И. Валиева // Диалог. – 2014. – № 1. – С. 12–14. ISBN 5-699-03524-9. – Текст: непосредственный.

10. Гусев, Д.А. Малая Родина в патриотическом воспитании дошкольников / Д.А. Гусев, К.В. Васильев // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 170–173. ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

11. Домникова, А.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки [Текст] / А.В. Домникова // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Редколлегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. – 2013. – С. 61–64. ISBN 5-699-03524-9. – Текст: непосредственный.

12. Дьякова, О.В. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников / О.В. Дьякова, И.М. Панарина // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Редколлегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. – 2013. – С. 64–67. ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

13. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет / М.Б. Зацепина. – Москва: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с. ISBN 5-699-03524-9. – Текст: непосредственный.

14. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России : старшая группа / Н.Г. Зеленова. – Москва: Скрипторий, 2003. – 109 с. ISBN 5-691-00254-6. – Текст : непосредственный.

15. Казаков, А.П. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. – Москва: ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.ISBN 5-691-00254-6. – Текст : непосредственный.

16. Комарова, Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н.Г. Комарова, Л.Ф. Грибова. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 98 с. ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

17. Коваленко, О.В. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной / О.В. Коваленко // Обучение и воспитание детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 113. ISBN 5-691-00254-6. – Текст : непосредственный.

18. Кофанова, С.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики / С.А. Кофанова // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. – № 1 (9). – С. 89–91. ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

19. Мышкина, Е.О. Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность / Е.О. Мышкина, И.В. Костина // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. – Т. 2. – С. 87–89. ISBN 5-691-00254-6. – Текст : непосредственный.

20. Новицкая, М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая – Москва: «Линка-Пресс», 2007. – 200 с.ISBN 978-5-09-05573-9. – Текст : непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРАЗДНИК 9 МАЯ В МОЕМ ГОРОДЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели мероприятия:

- познакомить детей с подвигом нашего народа, с героизмом нашего народа;

- развивать ловкость и внимание.

Задачи мероприятия:

- развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников;

- продолжить знакомить детей с праздником 9 мая;

- продолжать формировать у детей чувство патриотизма;

- развивать речь детей, обогащая словарный запас (герой, героизм, воинские звания, города-герои, орден);

- вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; чувство гордости за наших солдат, народ, за мужество и отвагу наших солдат;

- воспитывать уважение, гордость к защитникам Родины, любовь к Родине, закреплять знания о празднике 9 мая, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну

Актуальность:

работа по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении, уважительном отношении к защитникам Отечества, участникам ВОВ, героям труда, в стремлении быть похожими на них - очень актуально. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с историей страны, т способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества всегда важно.

Реквизит:

- бинты медицинские (4 пачки);

- красные флажки на деревянных палочках;

- сачок (2 шт);

- ориентиры в виде конусов (2 шт);

- «гранаты» (мешочки с наполнением) – 10 шт;

Музыкальное оформление:

- "День Победы" Л.Лещенко;

- "День Победы" В.Мясников;

- "Летят журавли" М.Бернес;

- "Идёт солдат по городу".

Действующие лица:

1 человек ведущий.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас на праздник, посвященный празднованию Дня Победы наших войск над фашизмом – именно 9 мая наступила долгожданная победа!

- Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

                          (М.Исаковский)

Вед.  Праздничный парад, посвящённый Дню Победы, считаю открытым!

- Отважным лётчикам ура! (Дети: Ура!)

- Юным морякам ура! (Ура!)

- Бравым солдатам ура! (Ура!)

- Труженикам тыла ура! (Ура!)

Чтение детьми стихотворений.

Вед. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. Поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня. Солдаты воевали, а женщины и растили детей, и работали на заводах, вязали носки, варежки и отправляли на фронт. Вот почему 9 мая всенародный праздник.

Фашисты бомбили города, жгли сёла, убивали людей. Четыре года воевал с врагом наш народ.

Труден был путь к победе,

Жесток был смертельный бой,

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной!

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Той великою весной,

Победителю - солдату

Сотни раз поклон земной!

Вед. Чтоб вырасти сильным и смелым солдатом надо много терпения, старания. Давайте мы сегодня с вами тоже будем солдатами, как наши дедушки и бабушки.

           (Игра "Перевяжи раненого бойца")

Вед.  Первая задача стоит перед солдатами - нужно перевязать раненого бойца.

Девочки-медсёстры должны оказать первую помощь раненому бойцу, перебинтовать ногу, руку, голову.

           (Игра "Помоги раненому добраться до больницы")

Вед.  Вторая задача: нужно помочь раненому бойцу добраться до больницы. Надо с двух сторон взять раненого и добежать до ориентира.

            (Игра "Обезвредить врага")

 Вед. Третья задача: нужно обезвредить врага (метание в цель).

            (Игра "Победа")

Вед. Четвёртая задача: Победа! Нужно добежать до ориентира, взять красный флажок и поднять вверх.

           (Игра " На разведку с командиром")

 Вед. Пятая задача: На разведку с командиром. Вам нужно доползти до ориентира и обратно вместе с командиром.

Вед.  Молодцы, ребята! С такими солдатами как вы, мы можем спать спокойно! С праздником! Ура!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФОТООТЧЕТ МИНИ МУЗЕЯ «СЛАВА ГЕРОЯМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×