Лес - наш общий дом | Корсакова Елена Юрьевна. Работа №234749
Автор: Корсакова Елена Юрьевна
«Лес - наш общий дом»
Цели:
V
1) Способность повышению познавательной активности детей;
2) Развивать их творческое воображение, коммуникативность, экологическую культуру;
3) Воспитание бережного отношения к природе.
Материалы к занятию:
1) Видеопроектор, подключенный к компьютеру.
2) Фильм о лесе.
3) Диски: «Волшебные голоса природы», аудиозаписи «Утро в лесу» Эдварда Грига, «Кукушка» П. И. Чайковского.
4) Карточки с загадками.
5) Ватман и вырезанные картинки животных и птиц, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей - на каждую команду.
6) Плакаты с надписями: «Древостой», «Подрост», «Кустарники».
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«Лес - наш общий дом»
Цели:
V
Способность повышению познавательной активности детей;
Развивать их творческое воображение, коммуникативность,
экологическую культуру;
Воспитание бережного отношения к природе.
Материалы к занятию:
Видеопроектор, подключенный к компьютеру.
Фильм о лесе.
Диски: «Волшебные голоса природы», аудиозаписи «Утро в лесу»
Эдварда Грига, «Кукушка» П. И. Чайковского.
Карточки с загадками.
Ватман и вырезанные картинки животных и птиц, фломастеры,
цветные
карандаши, ножницы, клей - на каждую команду.
Плакаты с надписями: «Древостой», «Подрост», «Кустарники».
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Михайлович
Пришвин более 50 лет назад писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для
нас - кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице -
воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу -
значит охранять Родину».
Отгадайте загадку:
«Весной всех веселит, летом холодит, летом и осенью всех питает, а зимой
согревает».
Верно, ребята, это наш замечательный лес. И сегодня мы с вами поговорим
об огромном лесном доме и некоторых его обитателях.
- Скажите, пожалуйста, если представить лес домом, сколько в нем будет
этажей? (ответ детей) Пять, пятый этаж называется «древостой». Назовите
обитателей 5ого этажа? (ответ детей) Да, это самые высокие деревья -
хвойные (сосна, ель, лиственница) и лиственные (береза, осина, рябина, клен,
дуб и др.)
Теперь перейдем к 4ому этажу, который называется «подрост». Объясните,
пожалуйста, что означает это слово, (ответы детей) Верно, это те хвойные и
лиственные деревья, которые еще только подрастают, но обязательно
вырастут и станут большими.
А вот на третьем этаже лесного дома мы видим «кустарники». Перечислите
их, пожалуйста (можжевельник, бузина, боярышник, малина, шиповник).
Есть у лесного дома и самые нижние этажи: 1 ый и 2ой. Они тоже населены
жителями: Кто же живет на этих этажах (грибы, цветы, ягоды, травы,
поваленные деревья и даже пни).
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы не просто разгадываете, но и
скажите, какому этажу лесного дома относится то или иное растение. I
Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина-к 5ому этажу)
Кто и летом, и зимой в рубашке одной? (ель-к 5ому этажу)
Сидит
рядом с нами, смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала. И
ребятам мила? (черника-к 1-2ому этажу)
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет
сапожка, шляпка есть - нет головы? (гриб-к 1-2ому этажу)
Синенький звонок висит, но никогда
он не звонит, (колокольчик-к 1-
2ому этажу)
Не пихта и не ель я. Но в родном лесном краю Круглый год я зеленею -
холодов не признаю, (брусника-к 1-2ому этажу)
На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом, рос цветок на
длинной ножке - Белый с желтень
ким глазком, (ромашка-к 1-2ому
этажу)
Темной он покрыт корой, лист красивый вырезной. И на кончиках
ветвей, много-много желудей, (дуб-к 5ому этажу)
Осень в лес к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды,
скворцы снуют, и, галдя, ее клюют, (рябина-к 5
ому этажу)
Я капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки и
лукошки, (земляника-к 1-2ому этажу)
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти -
дети, птицы и медведи, (малина-к Зому этажу)
- Хорошо, молодцы!
- И так, лес - это огромный дом, в котором кроме деревьев, кустарников, ягод
и грибов, есть и другие жители. Какие же? Верно, звери, птицы, насекомые.
Всю эту живность по отношению к лесу условно можно разделить на две
группы - «друзья» и «врачи». Одни помогают лесу, чистят его и лечат, а
другие, наоборот портят и калечат. Как разобраться, кого к какой группе
отнести?
Сейчас я дам вам задание.
На стене висит ключ к разгадке.
Это буквы алфавита, каждая буква имеет свой номер.
В кроссворде на место цифр вам нужно поставить буквы, таким образом
прочитать название друзей и врагов растений.
КЛЮЧ К РАСШИФРОВКЕ.
А
1
Б 2
В 3
Г 4
Д5
Е
6
Ё 7
Ж 8
39
ИЮ
Й11
К
12
Л 13
М 14
Н 15
О 16
П
17
Р 18
С 19
Т 20
У21
Ф22
X
23
Ц 24
4 25
III 26
Щ 27
Ъ
28
Ы 29
ЬЗО
Э31
Ю32
Я 33
«Друзья растений»
19
12
1
12
21
15
1
5
14
10
18
1
13
6
8
6
14
21
23
10
20
18
21
17
16
6
5
29
14
16
4
10
13
30
27
10
12
10
1 строка: СКАКУН (жуки, контролирующие численность вредителей,
развивают скорость 2 м/с)
2строка: АДМИРАЛ (бабочки, украшающие лес. Не приносят никакого
вреда)
Зстрока: ЕЖЕМУХИ (регулируют численность насекомых-вредителей:
колор. жук, майский жук, клопы, бабочкши др. вредители)
4строка: ТРУПОЕДЫ (являются санитарами леса, питаются поедая падаль,
тем самым очищая лес)
5строка: МОГИЛЬЩИКИ (являются санитарами леса, питаются поедая
падаль, тем самым очищая лес)
«Враги растений»
12
16
14
1
18
19
13
16
15
10
12
12
16
18
16
6
5
29
14
6
5
3
6
5
12
1
9
13
1
20
16
4
21
9
12
1
1 строка: КОМАР (сосущий кровь животных и повреждающий нервы)???
2строка: СЛОНИК (за счёт того, что у него вытянутый хоботок, он
прогрызает каналы в растениях, орехах, древесины, там откладывает яйца.
Питаются зелеными частицами растений, пыльцой, корешками, грызут
древесину)
Зстрока: КОРОЕДЫ (повреждают древесину и деревья постепенно
отмирают)
4строка: МЕДВЕДКА (подгрызают корни растений)
5строка: ЗЛАТОГУЗКА (гусеница, вредитель садов, лесов, поедает листву)
Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Скажите, пожалуйста, а кто
из вас любит гулять в лесу? (Стук в дверь, входит Баба- Яга).
Здравствуйте, мои, дорогие!
Здравствуйте! Ребята, я хочу представить вам хозяйку лесного дома Бабу-
Ягу.
Б.Я - Любите, говорите в лесу гулять. Костры разжигать, цветы охапками
рвать, гнёзда разрушать, деревья ломать, ягоды рвать с кустами?
(Лответы детей)
-Да, нет Баба-Яга дети у нас хорошие любят природу, заботятся о ней.
Б.Я.-Для чего человеку нужен лес?
-Лес- это удивительный мир.
Человек приходит в лес, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать
пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в
лесу! «Совсем другой воздух»,-говорите вы, входя в лес.
Б.Я.-Человек месяц может прожить без пищи, неделю без воды, а вот без
воздуха- всего минуты. Леса- это «легкие планеты». Дерево «вдыхает» тот
воздух, который выдыхаем мы, а «выдыхает» дерево «живой воздух»,
который мы называем кислородом и которым мы дышим. Без леса мы просто
бы задохнулись. Вот почему надо беречь каждое дерево, каждое растение.
Б.Я.- Что еще дает человеку лес?
Ответы детей- грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, строительный
материал. А у вас что сделано из дерева? (Ответы детей)
Б.Я.- Мы еще можем много говорить о пользе леса для человека, но вы дети
должны запомнить раз и навсегда: Лес наш друг и помощник, и относиться к
нему надо, как к другу, бережно и внимательно. Будьте защитниками
природы!
Б.Я.-И на последок я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.
«Нигде и никогда не ссорите. Это вредно и вам и природе».
«Собирая грибы, лекарственные растения и цветы, не берите у природы
лишнего и благодарите ее за щедрость»
«Без нужды не топчите траву, не ломайте веток, не жгите костров. Не
обижайте птиц и животных.»
«Берегите зеленый наряд леса, города, своей улицы».
-Ребята вы все являетесь учениками и наверняка знаете стихи о природе,
давайте поблагодарим нашу гостью, рассказав стихи. То желает?
(Дети читают стихи)
Б.Я,- спасибо огромное. Берегите природу. И всем до свидания!
- А сейчас я предлагаю вам коллективное задание. Давайте разделимся на две
подгруппы, у каждой подгруппы на столе лежит 0,5 листа ватмана, на нем вы
должны изобразить лес, населив его таким количеством животных и
растений, какое бы вы хотели в нем видеть. Ваша задача состоит в том,
чтобы этот лес был как живой и, может быть, несколько загадочным. Вы
можете приклеивать готовые образцы и рисовать что- либо, согласуя со
своим воображение. Фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы в
вашем распоряжении. На работу дается 8-12 мин. (Включается музыка.
Работы оцениваются всеми детьми, обращают внимание на успешные
варианты решения поставленной задачи)
V
- Помните, в начале занятия я прочла вам небольшую цитату из
М.М.Пришвина, которая начиналась словами: «Мы- хозяева природы...» Вы
согласны с тем, что люди -хозяева природы? (Ответы детей)
-Правильно, человек - это никакой не хозяин, а часть природы, и так как он
имеет разум и волю, то должен изучать природу и заботиться о ней. Ведь
выпуская миллионы автомашин, строя фабрики и заводы, человек губит леса,
а с ними исчезают животные, мелеют реки, изменяется климат. А в
результате начинает страдать сам человек, имея автомобили, компьютеры и
стереосистемы, он все-таки не становится счастливее.
Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам в гости, а вас, ребята, я благодарю
за то, что вы имеете уже столько знаний и в связи с этим, никогда не будете
обижать птиц, зверей, рыб. И закончить наше занятие я хочу стихотворением
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде!
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес!
Чтоб не застили небес
Тучи копоти и пыли,
Чтоб прозрачны реки были,
Будь здоров, зеленый лес!
Чтоб навеки не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший
Будь здоров, зеленый лес.
Жук-скакун
Бабочка-адмирал
Ежемухи
Трупоеды
Могильщики
Комар
Слоник
Короеды
Медведка
Златогузка
Лес
Лес - наш друг и помощник!
Будьте защитниками природы!