Статья литературное чтение 2 класс Ф.И. Тютчев "Зима недаром злиться". Автор: Своровская Римма Николаевна

Автор: Своровская Римма Николаевна
 Урок знакомства с новым материалом.Творчеством Ф.И. Тютчева на примере стихотворения "Зима недаром злиться".Приход весны можно встретить не только  в поэзии, но и в музыкальных произведениях,каринах различных художников.


Автор: Своровская Римма Николаевна

МБОУ «Колыванская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злиться»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов первой

квалификационной категории

Своровская Римма Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Цели: знакомство детей с жанром «лирическое стихотворение», его особенностями на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного; развивать эмоциональную сферу детей, навык сознательного, выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас языка учащихся.

Вид урока: изучение нового материала

 

Ход урока

 

Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Пусть эти слова помогут нам справиться со всеми заданиями. (СЛАЙД: «Хотим всё знать!»). Прочитайте все вместе!

- Молодцы! Теперь у вас всё обязательно получится! Тихонько садитесь!

Речевая разминка

- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

 

Пёстренькая сойка,

О весне мне спой-ка.

Просит заинька косой-

Спой мне песню, сойка, спой!

 

Прочитайте хором четверостишие медленно, быстро, грустно, весело.

2. Проверка домашнего задания (Выставка детских работ)

- Ваши работы замечательные. Наш класс наполнился весенним настроением, яркими цветами и ароматом весенней природы.

 

3. Постановка темы и цели урока.

 

Учитель. Назовите весенние месяцы.

Дети. Март, апрель, май.

Учитель. Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?

Дети. Мы заметили, что появились сосульки, стало

теплее, солнце светит ярче.

День становится длиннее, а ночь – короче.

Учитель. О чем это говорит?

Дети. Это говорит о том, что скоро наступит весна.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам прослушать два небольших музыкальных

произведения П.И. Чайковского «Март» и «Апрель». слайд4

(Звучит запись произведений П. И. Чайковского «Март» и «Апрель».)

 

Учитель. Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании

первого произведения?

Дети. При прослушивании первого произведения – «Март» - грустные,

печальные.

Учитель. Почему грустные?

Дети. Потому что в марте ещё лежит снег, и бывают морозы.

Учитель. А какие картины возникли при прослушивании второго произведения?

Дети. При прослушивании второго – «Апрель» - радостные, светлые.

Учитель. А почему теперь радостные?

Дети. Потому что в апреле уже растаял снег, птицы прилетели. И у людей радостное настроение.

Учитель. При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?

Дети. Композитору удалось передать настроение через музыкальные звуки.

Учитель. Совершенно верно.

Учитель. Мы с вами знаем, что композитор П.И.Чайковский жил давно, но почему мы до сих пор можем наслаждаться его замечательной музыкой?

Дети. Потому что музыку записывают на бумагу, и потом по нотам можно

её исполнять на музыкальных инструментах или голосом.

Учитель. Совершенно верно. А выглядит это, примерно так.

 

(учитель показывает ученикам лист с нотами)

 

 

 

Учитель. Вспомните, как передаёт художник настроение природы.

Дети. Художник передаёт настроение при помощи кисти и красок.

Учитель. Для того, что бы передать настроение, художник использует целую

палитру красок. Посмотрите, какими красками изобразил начало весны художник И.Левитан.

(учитель демонстрирует ученикам репродукцию И.Левитана «Март») слайд5

Учитель. Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете?

Дети. Весну любили и поэты.(Слайд)

– Постарайтесь правильно соединить слоги, чтобы узнать имя поэта, с произведением которого мы познакомимся.

 

 

 

( Фёдор Иванович Тютчев).

 

– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

Учитель. Любил весну и замечательный поэт Ф. И. Тютчев. (учитель демонстрирует ученикам портрет поэта) слайд6

 

Учитель. Давайте послушаем о поэте.

( рассказывает о поэте ученик) слайд7

– Фёдор Иванович Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг под Орлом. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. В 15 лет он уже был студентом Московского университета. Закончив его в 18 лет, он уехал за границу работать послом. 22 года он прожил там, но не переставал любить свою родину, писать стихи о ней. Однажды его стихи показали А.С.Пушкину. И они ему очень понравились.

Тютчев воспел все времена года. В отличие от Пушкина – поклонника осени – Тютчев больше любил весну и лето, чаще посвящал им свои стихи.

Тютчев умел наблюдать первые признаки каждого времени года: первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады, первые снегопады.

Поэт почти по-детски восторженно делится своей радостью первооткрывателя.

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”.

Сам Тютчев сумел до конца жизни, вопреки всем жизненным бедам и разочарованиям, сохранить веру в чудеса.

– У нас на выставке представлены сборники с произведениями Тютчева. С ними вы можете познакомиться поближе на перемене или в школьном читальном зале.

На доске представлена выставка книг Ф.И. Тютчева.

 

- Сформулируйте тему урока. (Стихи о весне. Ф. Тютчев)

- Запись на доске..

- Используя опорные слова, сформулируйте цели урока.

1. Познакомиться с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева

2. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю через поэзию.

Динамическая пауза

Б) Словарная работа

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.

СЛАЙД Карточка №1.

хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

взбесилась назло

наперекор очень сильно разозлилась

трезвон еще больше

пуще заниматься чем-то очень усердно

недаром не напрасно, не зря

пора время

нудит заставляет

горя мало о беззаботном, не унывающем человеке,

Проверим. СЛАЙД

Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение?

– Где можно выяснить значение слова? (в толковом словаре)

В словаре С.И.Ожегова ребята смотрят слово, которое не смогли объяснить– наперекор (не согласен с кем-нибудь, переча кому-нибудь)

 

В) Первичное восприятие стихотворения. Аудиозапись.

 

Проверка первичного восприятия стихотворения.

Вопросы учителя.

1) О каком времени года это стихотворение?

2) О начале или о конце весны говорится в этом стихотворении? Докажите.

3) Почему зима злится?

4) Как вы представляете себе, что «Весна стучится и гонит Зиму»? Расскажите.

5) Сразу ли Зима ушла, увидев Весну? Что же она делала? Прочитайте.

6) Как вела себя Весна? Расскажите, как вы себе представляете картину борьбы Зимы с Весной. Обратите внимание на то, что поэт изображает Весну и Зиму как живые существа.

7) Еще раз прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, которые показывают действия Весны и Зимы.

 

7. Анализ стихотворения

 

- Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев.

- Ребята, посмотрите на экран. Кто изображён? (Зима и Весна) СЛАЙД

- Как вы догадались кто из них кто? (дети объясняют)

- Давайте найдём в тексте как называет каждую из них Тютчев? (Ведьма злая и прекрасное дитя).

- Почему поэт называет зиму ведьма, а весну дитя? (зима уже заканчивается, старая, весна только начинается, как маленькое дитя).

- Давайте посмотрим в тексте, с какой буквы написаны названия героинь стихотворения? (С большой)

- Как вы думаете почему?

- Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратились в людей, поэтому их имена написаны с большой буквы. У Тютчева они ведут себя как люди. Найдите тому доказательства в тексте.

- Работаем в парах. Выполните задание на карточке. Найдите и прочитайте, что делает зима. Какие действия совершает весна.

(Одна пара работает у доски)

(Слайд)

Весна Зима

Хохочет хлопочет

Шумит ворчит

Умылася взбесилась

Румяней стала пустила снежок

- Проверяем по образцу.

- И Зима и Весна ведут себя как люди. То есть что делает поэт. Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как же он называется? В этом вам помогут ласточкины подсказки. Поскорее открываем конверт. Ваша задача: среди нескольких определений выбрать только то, о котором мы сейчас говорили.

 

(Дети открывают конверт и читают определение олицетворению)

 

-Как же называется этот поэтический приём? Верно. Молодцы. СЛАЙД

- Что вы заметили? Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы. (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.

- Как Тютчев относится к Зиме, Весне?

- Такое яркое противопоставление - называется контрастом. СЛАЙД

- Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст. Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

- Какие средства выразительности использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Анализ стихотворения

1 – строфа

- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

- Почему?

2 – строфа

- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?

(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» аставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

3 – строфа

- Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).

- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

Динамическая пауза

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, 
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели – встали
И на месте побежали.

4 – строфа

- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ).

- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).

- А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).

- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.

5 - строфа

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

 

- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

9. Работа над фонетическим уровнем текста

- А сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

- Что значит читать выразительно? (Соблюдать паузы, выделять голосом нужные слова, определять темп чтения)

- В каком темпе мы будем читать стихотворение? ( В среднем, потому что Зима не хочет уходить, пытается задержаться, а Весна спешит к нам). В тексте много глаголов, они придают динамику стихотворению.

 

Памятка « Готовимся к выразительному чтению»

 

1. Правильно ставь ударение;

2. Соблюдай паузы;

3. Выбери силу голоса (громко, тихо);

4.Определи темп (быстро, медленно);

5. Читай эмоционально;

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

 

10.Выразительное чтение стихотворения учениками и оценка их деятельности

 

11.Создание проекта (работа в группах)

- Объединитесь в группы.

- Заглянем ещё раз на страницу учебника.

- Отразил ли художник содержание стихотворения? Понятно ли из иллюстраций, о чём

речь?

- Сейчас мы поможем художникам нашего учебника. Оформим стихотворение сами.

- Сколько строф в нашем стихотворении? (5).

- Каждой группе достаётся своя строфа.. Вот, ласточкины подсказки. В конвертах лежит 1строфа из стихотворения. - Кому какая строфа досталась. Прочитайте её. А теперь совместно сделайте рисунок к этой строфе.

(Дети на фоне музыки готовят своё выступление).

Каждая группа представляет свою работу.

 

5. Итог урока.

Учитель. Наш урок подошёл к концу.

С каким произведением мы сегодня работали?
– Кто его написал?
– Что на уроке показалось очень трудным?
– Какое задание было интересным? 

- Что нового узнали на уроке? (Новый прием – олицетворение)

Рефлексия ( под музыку )

Закройте глазки, представьте - бегут ручьи, птички поют, солнышко пригревает, нам тепло и хорошо, и так хочется, чтоб скорей пришла - Весна. А вы хотите, чтобы настоящая весна пришла в гости? Давайте позовём.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою. ( Заходит весна )

Весна

Я Весна - красна,
Бужу землю ото сна
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу 
Людям радость я несу.

 

Пришла я к вам не с пустыми руками, а с подснежниками ( сделаны из бумаги - раздаёт детям и гостям ).

Оцените свою работу с помощью символов.

-Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на доске цветочек.

- Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на доску снежинку.

 

15. Домашнее задание. Нацеливание на следующий урок.

- Мы ещё не раз соприкоснёмся со страницами Поэтической тетради и встретимся с прекрасными весенними мгновениями.

- А я предлагаю вам выбрать для себя вариант домашнего задания:

* Выучить стихотворение Тютчева «Зима недаром злится..»

* Сочинить сказку о весне.

- Всем большое спасибо!

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x