Логопедический проект " Мы, играя, изучаем,говорим и понимаем". | Евсюкова Татьяна Александровна. Работа №207354
Автор: Евсюкова Татьяна Александровна
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Ручеёк».
Логопедический проект
«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».
Выполнила:
учитель-логопед
Евсюкова Т.А.
Содержание:
Раздел I Информационная часть
1. Паспорт проекта
Раздел II Содержательная часть
1. Аннотация проекта
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
3. Цели и задачи проекта
4. Новизна проекта и практическая значимость
5. Предполагаемые риски
6. Ожидаемый результат
7. Эффективность данных результатов
8. Участники проекта
9. Продолжительность проекта
10. Этапы работы
11. План-схема проекта
12. Список литературы
Паспорт проекта
Название проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»
Тип проекта долгосрочный, практико-ориентированный
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем » носит открытый характер: изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на начало учебного года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей, их родителей и педагогов.
Цель:
Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.
6. Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.
Новизна:
Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Предполагаемые риски:
1. Администрация не поддержит идею реализации проекта, так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.
2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта.
3. Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.
Ожидаемый результат:
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
Эффективность данных результатов:
- положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи);
- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
- положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
Продолжительность: 9 месяцев
Этапы работы
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями
4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
План-схема работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта:
№
Наименование деятельности
Сроки
Ответственные
1.
Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (родительское собрание)
сентябрь
учитель-логопед
2.
Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов
октябрь
учитель-логопед
3.
- Консультация для педагогов
« Комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации»
ноябрь
учитель-логопед
4.
Совместно с детьми и их родителями изготовление игровых материалов для занятий дыхательных тренажеров
ноябрь
учитель-логопед,
воспитатели
5.
Корректировка и проведение индивидуальных и фронтальных логопедических занятий по внесению игрового характера, использование упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук
декабрь-март
учитель-логопед
6.
Методическая подборка «Гимнастика для глаз»
март
учитель-логопед
7.
Практическая консультация для родителей: Развитие тонкой моторики рук».
апрель
учитель- логопед
8.
Создание памятки для родителей «Поучай, играя»
апрель
учитель-логопед
9.
Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем, развиваемся»
май
учитель-логопед, воспитатели
10.
Подведение итогов реализации проекта на педсовете
май
учитель-логопед
11.
Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании
май
учитель-логопед
Список литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004
3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2000
9.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.-С.П.:Детство-Пресс,2018.