Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Логопедическое сопровождение детей с ЗПР» | Троян Лидия Викторовна. Работа №207571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Троян Лидия Викторовна
Проектирование индивидуального маршрута сопровождения  для детей с ЗПР осуществляется с учетом требований ФГОС ДО во взаимодействии  со службой сопровождения и всеми участниками образовательных отношений ДОО. Одним из важных направлений работы является возможная коррекция недостатоков речи учителем -логопедом.

Статья: «Логопедическое сопровождение детей с ЗПР»

 

Подготовила учитель – логопед Л.В.Троян

МБДОУ детский сад «Журавушка» гянтор

Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством того или иного языка. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей – детей с речевыми нарушениями. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.

Характерные особенности детей ЗПР:

- Повышенная истощаемость.

- Неустойчивое внимание.

- Своеобразное поведение.

- Недостаточность произвольной памяти.

- Отставание в развитии мышления.

- Дефекты звукопроизношения.

- Бедный словарный запас слов.

- Низкий навык самоконтроля.

- Незрелость эмоционально-волевой сферы.

- Ограниченный запас общих сведений и представлений.

- Нарушенное звукопроизношение.

- Трудности в счёте и решении задач по математике.

- Неустойчивое внимание.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОО.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР.

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОО по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности.

1.Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх. Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?», «Почему ты это нарисовал?», «Как бы ты назвал свой рисунок?». Сформировать речевую инициативу и самостоятельность: Игра «Зоологический музей». Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным. Сформировать умение говорить от лица другого персонажа, «Игровой диалог». Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами. Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения. Игра - «Телефонный разговор». Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор.

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОО ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, сенсорное развитие, познание окружающего мира. Педагоги ДОО определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР.

Основные принципы сопровождения:

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

Организация коррекционно-развивающего обучения;

Консультирование детей, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам

арт

- терапии,

сказкотерапии

,

пескотерапии

и др.);

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

выявление проблем в ходе массовой диагностики;

обращение родителей за консультациями;

обращения педагогов, администрации;

обращение специалистов других социальных служб.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×