Мастер – класс для родителей: «Умелые пальчики». | Костицына Наталия Владимировна. Работа №240233
Автор: Костицына Наталия Владимировна
Участники мастер-класса, родители, познакомятся с эффективными приёмами использования пальчиковой гимнастики в домашних условиях.
Сведения об авторе: Костицына Наталия Владимировна
Мастер – класс для родителей:
«Умелые пальчики».
Цель:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей с ТНР.
Задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей с ТНР.
2. Познакомить участников мастер-класса с эффективными приёмами использования пальчиковой гимнастики в работе с детьми ТНР.
3. Вызвать у родителей желание применить полученные знания на практике в домашних условиях.
4. Создать эмоционально-положительную атмосферу.
Оборудование:
по 2 фломастера на одного участника мастер-класса, шаблоны для рисования на бумаге формата А4 по количеству участников; аудиозапись "Лезгинки" и танцевальной музыки; 1 плакат с участками головного мозга, отвечающими за речевой и двигательный отделы; мячи Су-Джок, эспандеры; выставка пособий по развитию ММР, используемых в группе; памятки о развитии мелкой моторики в домашних условиях по количеству участников.
Продолжительность: 15 мин.
Структура мастер-класса:
1 Вводная часть (3 минуты)
2 Основная часть (10 минут)
2.1.Пальчиковые игры без предметов:
2.1.1. Пальчиковые игры в сопровождении стихов;
2.1.2.Проведение кинезиологических упражнений.
2.2. Пальчиковые игры с предметами:
2.2.1. Двойной дудлинг.
2.2.2. Массаж с помощью шарика Су-Джок.
2.2.3. Использование детского кистевого эспандера
2.2.4.Демонстрация разнообразных пособий на развитие мелкой моторики.
3. Заключительная часть (2 минуты)
Ход мастер-класса:
Вводная часть
-Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Если оставить научные термины и сказать коротко и ясно, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Внимательно присмотревшись вокруг, мы заметим, что нас окружает множество взрослых людей, у которых всё валится из рук, их движения неуклюжи и сами они кажутся неповоротливыми. Причины такого явления, как правило, уходят в раннее детство человека, когда развитию мелкой моторики не уделялось должного внимания. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой схватывают всё буквально на лету, им легко учиться, они успешны в школе.
-Почему так происходит?
Дело в том, в коре головного мозга двигательный отдел расположен рядом с речевым отделом мозга. (ПОКАЗ ПЛАКАТА) Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому, если у ребёнка плохо развиты пальчики, то у него будет страдать речь и наоборот. Наши далекие предки не зная всех анатомических особенностей строения головного мозга, на интуитивном уровне, взяв детскую ладошку в свою, массировали пальчики ребенка , напевая при этом "Сороку-белобоку". Мы с вами живем в современном мире, поэтому просто обязаны воспользоваться тем опытом, которое накопило человечество по развитию мелкой моторики.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»
Сегодня мы с вами будем пробовать традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в коррекционной работе с детьми ТНР.
Основная часть:
2.1.Пальчиковые игры без предметов:
Все пальчиковые игры можно условно разделить на 2 группы - это игры с предметами и без.
Пальчиковая гимнастика-это различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности в сопровождении стихов, потешек.
(ПРИМЕР)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
-Вы, наверно, слышали о кинезиологии- науке о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Максимальная эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий, поэтому применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить межполушарное взаимодействие. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
(ПРИМЕР)
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Упражнение «Колечки»
Соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
Упражнение «Лезгинка»
Левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте .
Упражнение «Крюки»
Скрестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть.
2.2.1. Пальчиковые игры с предметами:
-А сейчас, самое интересное. Я приглашаю вас порисовать необычным способом в технике двойной дудлинг. Двойной дудлинг - это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол лист бумаги. Возьмите в обе руки по фломастеру, поставьте их кончики рядом, в одной точке в центре бумаги. Начните рисовать двумя фломастерами одновременно.
2.2.2.Следующая нетрадиционная техника -это массаж специальным шариком, который называется Су – Джок (ПОКАЗ).Его изобрел в XX веке корейский профессор, поэтому такое необычное название. В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. Если покатать шарик между ладонями – тут же можно ощутить прилив тепла и лёгкое покалывание. Воздействуя на биологически активные точки с помощью мячика, вы улучшаете самочувствие, снимаете стресс, усталость, повышаете общий тонус организма.
ПРИМЕР)
-Показался шар в окошке(перекладываем мячик из правой руки в левую, сжимая)
Покатился по дорожке(катаем по ладони)
Покатался , покатился
На мизинце очутился (прокатываем мячик к пальцу)
Поколол ему головку ("колим" мизинец на левой и правой руке)
И в ладонь спустился ловко...(начинаем сначала, для каждого пальца )
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
2.2.3.Использование детского кистевого эспандера
Упражнение «Силачи»
Зажимание и разжимание эспандера в ладони под счет от 1до 10 и обратно от10 до 1.(правая, левая рука попеременно).
2.2.4.Хочу обратить ваше внимание на те игры и пособия, которые мы используем в работе с детьми: (Демонстрация пособий с выставки)
Заключительная часть:
-Итак, я надеюсь, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы заканчиваем мастер-класс .
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Всего лишь 5 – 10 минут в день пальчиковых игр помогут вашему малышу улучшить речь и развить пальчики. Постарайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за таким интересным занятием.
-Вам понравилась наша встреча?
-Я благодарю вас за участие, и в память о нашей встрече хочу подарить Вам вот такие памятки о том , как развивать мелкую моторику в домашних условиях.
-Спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях
1. Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.
Предложите ребенку обвести на бумаге любой предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.
Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения:
штриховать карандашом в различных направлениях;
рисовать красками, карандашами;
лепить из пластилина,
вырезать из бумаги;
делать аппликации;
рвать бумагу;
складывать бумагу;
складывать мозаику;
собирать из конструктора;
завязывать шнурки;
вязать верёвочные узлы;
вязать, вышивать,
пришивать пуговицы