Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс для педагогов «Театр на стенде» | Киямова Диляра Сунгатулловна, Гайсина Ландыш Шавкатовна. Работа №364421

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мастер-класс для педагогов

«Театр на стенде»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление теневого театра»

 «Театр – это волшебный мир.                                                                                                                             

  Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)

Цель: Заинтересовать и побудить воспитателей к изготовлению теневого театра, с последующим использованием его в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

• Познакомить с технологией изготовления теневого театра.                                                                

• Повышение профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора.

• Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления экрана и силуэтов для теневого театра.

• Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения; воспитывать интерес к театральной деятельности.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- понимание его участниками сути работы педагога;

- практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра;

- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.

Необходимые материалы и инструменты: экран, настольная лампа или фонарик, картон черный с силуэтами героев сказки, ножницы, бамбуковые палочки, коктельные трубочки, скотч, клей («Момент» или «Титан»);

Способ изготовления: Вырезаем силуэты, красим белую сторону черным цветом.

Приклеиваем скотчем или клеем момент гофрированную трубочку.

В гофр вставляем бамбуковую палочку, закрепляем ее.

                                      Ход мастер-класса.

- Уважаемые коллеги, тема нашей встречи сегодня «Изготовление теневого театра». В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска, марионеточный, книжка-театр, театр масок и др. Теневой театр в детском саду незаслуженно забыт.

- Сегодня мы познакомимся с технологией его изготовления.

         История возникновения                                                                                                                           

  Согласно отдельным историческим источникам, театр теней как искусство зародилось в Древнем Китае, в эпоху династии Хань. По другой версии, теневой театр был заимствован из культуры Древнего Египта. Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей в Китае был исторический эпос. В других же государствах, перенявших данный вид искусства, сюжет также имел собственную специфику. Так, например, в Индии спектакли театра теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции – на комедийную. В нашей стране теневой театр появляется на рубеже 17-18 вв., во времена правления Анны Иоанновны. Так, например, его элементы применялись в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях.                                                           Роль теневого театра в развитии детей

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений. При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша. Дети же более старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру детей.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Сцена и декорации                                                                                                                                            

 - Для кукольного театра теней подойдут в качестве сценария известные ребенку сказки, басни или рассказы.                                                                                                                                                                               

 - Чтобы устроить представление, нужно иметь экран, источник света, набор декораций и фигур, сделанных специально для того текста, который инсценируется.                                                                                                             - Декорации делаются из плотной бумаги, а фигурки — из тонкого картона. И те, и другие со стороны, обращенной к экрану, надо зачернить. Это увеличит их светонепроницаемость. Декорации должны плотно прилегать к экрану.                                                                                                        

  - Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху экрана и составляют как бы рамку, внутри которой движутся фигуры. Они должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Фигурки могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении.

Для работы нам понадобится:      

-клей, черный картон,

-ножницы,

-черная гуашь или чернила

- кисточки,

-канцелярский нож,

-пергаментная бумага,

-контурные рисунки героев сказки

Пошаговый процесс работы

-  Можно изготовить самый простой настольный экран для теневого театра из картонной рамки, обклеив ее черным цветом.

-  Затем вырезаем из пергаментной бумаги прямоугольник нужного размера и плотно приклеиваем к внутренней стороне основания экрана.                                                                                                  - Делаем два крепления для рамки, тоже черного цвета. Экран готов.

-  Теперь приступаем к изготовлению персонажей. Вырезаем контурный рисунок. После закрашиваем его черной краской или наклеиваем черную бумагу, вырезаем контур.

-  Затем берем палочку и приклеиваем ее к силуэту с помощью скотча.

-  Если мы хотим создать подвижных сказочных героев, с двигающимися головами, конечностями, хвостами, в деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Персонажи готовы!

-  Для подсветки экрана можем использовать настольную лампу, фонарики закрепленные по краям ширмы, фильмоскоп.

-  Куклы высвечиваются силуэтами на экране, когда на них сзади направлен свет. Картонные декорации и фигурки в этом случае прикрепляются к самому экрану, и их тени будут такой же величины как сами фигурки. Это наиболее простой вид теневого театра.

Подведение общего итога:

Теневой театр может быть эффективно использован в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111 «Батыр»

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов

«Театр на стенде»

«Изготовление теневого театра»

 

 

 

 

 

Воспитатели: Киямова Диляра Сунгатулловна

Гайсина Ландыш Шавкатовна

 

 

 

 

г. Набережные Челны

Стендовый театр

Игровая деятельность - неотъемлемый компонент всестороннего развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности дошкольники учатся коммуникации, познают окружающий их мир. Одним из видов игровой активности является театр. Такая деятельность очень привлекает детей. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, их речь и память.  Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Дети бывают то в роли зрителя, то в роли исполнителя и это помогает им продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Есть несколько видов детского театра: настольный, верховой, напольный, стендовый, театр живой куклы. Хотим остановиться подробнее на стендовом театре. Этот вид театра удобен для детей своей видностью, т. е. все участники видят, что за действие происходит; доступен для детей: можно подойти и самим показать действие; просто изготовить его совместно с детьми. Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: 1.Театр на фланелеграфе, самый простой в изготовлении вид театра. Фигурки персонажей можно вырезать готовые/нарисовать и на обратной стороне прикрепить липучки и крепить их на доску/ширму, к которому прикреплен ковролин. По ходу развития сюжета, ребенок может подойти и прикрепить необходимую фигурку на фланелеграф. 2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала. 3.Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней». 4. Стенд – книжка – это папка с файлами, куда вставляются персонажи.

Материалы для изготовления персонажей стендового театра Теневой театр Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся  фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.
      Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.
      Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет, с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
      При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
      Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.  

Театр на фланелеграфе
  Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.

Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал, сказки «Репка», «Колобок», «Зайкина избушка», « Теремок», «Сер тотмас үрдәк», «Су анасы» и т.д
      Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.   
      Для этого вида театра понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.
      Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….
 Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

 

 

Мастер-класс для педагогов «Изготовление теневого театра»

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)

Цель: Заинтересовать и побудить воспитателей к изготовлению теневого театра, с последующим использованием его в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

• Познакомить с технологией изготовления теневого театра.

• Повышение профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора.

• Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления экрана и силуэтов для теневого театра.

• Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения; воспитывать интерес к театральной деятельности.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- понимание его участниками сути работы педагога;

- практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра;

- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.

Необходимые материалы и инструменты: экран, настольная лампа или фонарик, картон черный с силуэтами героев сказки, ножницы, бамбуковые палочки, коктельные трубочки, скотч, клей («Момент» или «Титан»);

Способ изготовления: Вырезаем силуэты, красим белую сторону черным цветом.

Приклеиваем скотчем или клеем момент гофрированную трубочку.

В гофр вставляем бамбуковую палочку, закрепляем ее.

Ход мастер-класса.

- Уважаемые коллеги, тема нашей встречи сегодня «Изготовление теневого театра». В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска, марионеточный, книжка-театр, театр масок и др. Теневой театр в детском саду незаслуженно забыт.

- Сегодня мы познакомимся с технологией его изготовления.

История возникновения

Согласно отдельным историческим источникам, театр теней как искусство зародилось в Древнем Китае, в эпоху династии Хань. По другой версии, теневой театр был заимствован из культуры Древнего Египта. Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей в Китае был исторический эпос. В других же государствах, перенявших данный вид искусства, сюжет также имел собственную специфику. Так, например, в Индии спектакли театра теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции – на комедийную. В нашей стране теневой театр появляется на рубеже 17-18 вв., во времена правления Анны Иоанновны. Так, например, его элементы применялись в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях. Роль теневого театра в развитии детей

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений. При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша. Дети же более старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру детей.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Сцена и декорации

- Для кукольного театра теней подойдут в качестве сценария известные ребенку сказки, басни или рассказы.

- Чтобы устроить представление, нужно иметь экран, источник света, набор декораций и фигур, сделанных специально для того текста, который инсценируется. - Декорации делаются из плотной бумаги, а фигурки — из тонкого картона. И те, и другие со стороны, обращенной к экрану, надо зачернить. Это увеличит их светонепроницаемость. Декорации должны плотно прилегать к экрану.

- Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху экрана и составляют как бы рамку, внутри которой движутся фигуры. Они должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Фигурки могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении.

Для работы нам понадобится:

-клей, черный картон,

-ножницы,

-черная гуашь или чернила

- кисточки,

-канцелярский нож,

-пергаментная бумага,

-контурные рисунки героев сказки

Пошаговый процесс работы

- Можно изготовить самый простой настольный экран для теневого театра из картонной рамки, обклеив ее черным цветом.

- Затем вырезаем из пергаментной бумаги прямоугольник нужного размера и плотно приклеиваем к внутренней стороне основания экрана. - Делаем два крепления для рамки, тоже черного цвета. Экран готов.

- Теперь приступаем к изготовлению персонажей. Вырезаем контурный рисунок. После закрашиваем его черной краской или наклеиваем черную бумагу, вырезаем контур.

- Затем берем палочку и приклеиваем ее к силуэту с помощью скотча.

- Если мы хотим создать подвижных сказочных героев, с двигающимися головами, конечностями, хвостами, в деталях делаются проколы, вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Персонажи готовы!

- Для подсветки экрана можем использовать настольную лампу, фонарики закрепленные по краям ширмы, фильмоскоп.

- Куклы высвечиваются силуэтами на экране, когда на них сзади направлен свет. Картонные декорации и фигурки в этом случае прикрепляются к самому экрану, и их тени будут такой же величины как сами фигурки. Это наиболее простой вид теневого театра.

Подведение общего итога:

Теневой театр может быть эффективно использован в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Используемая литература:

1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, 2008.

3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

4. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×