Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер- классс «Снятие мышечного напряжения у детей дошкольного возраста посредством использования упражнений на релаксацию, комплексов дыхательной гимнастики. | Постоева Татьяна Александровна. Работа №207207

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Постоева Татьяна Александровна
Мастер-класс для педагогов снятие мышечного напряжения у детей посредством релаксациии

Мастер-класс «Снятие мышечного напряжения у детей дошкольного возраста посредством использования упражнений на релаксацию, комплексов дыхательной гимнастики.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворённая жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »

В. А. Сухомлинский.

 

Одна из задач ФГОС ДО:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

 Задачи:

укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, мышцы органов брюшной полости;

развивать настойчивость, смелость, решительность и мышление;

учить ощущать свои эмоции, расслабляться;

повышать тонус и работоспособность всего организма;

создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение, восстанавливать умственную работоспособность детей;

повышать работоспособность головного мозга, развивать психические процессы, укреплять здоровье детей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации:

медико

– профилактические,

физкультурно

– оздоровительные, технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно – образовательном процессе.

Дыхательная гимнастика

 

— учит детей прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, укреплять, стимулировать верхние дыхательные пути.

Подвижные и спортивные игры

 

– развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

Во время

 

релаксации

 

дети учатся ощущать свои эмоции, расслабляться.

Пальчиковая гимнастика

 

решает множество задач в развитии ребёнка: способствует развитию мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, снимает тревожность, развивает память, мышление, воображение.

Динамические паузы

 

снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

Гимнастика для глаз

 

укрепляет глазные мышцы, предупреждает утомление глаз.

Физкультминутки

 

снимают напряжение, помогают расслабиться, снимают мышечную утомляемость, успокаивают нервную систему.

Гимнастика

 

укрепляет физическое и психологическое здоровье ребёнка. Ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле — здоровый дух». Мы выбираем здоровье.

Здоровьесберегающая технология «Релаксация» (от лат.-ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Расслабление у дошкольника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации.

В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

«Релаксационные паузы» — это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического, психического). Основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным.

«Релаксационные паузы» доступны в самой простой игровой форме. Существует много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация. Расслаблять можно отдельные группы мышц, при этом берут 1-2 упражнения. Также релаксация проводится всего тела.

При проведении релаксации голос воспитателя спокойный, уравновешенный, тихий.

Уважаемые воспитатели, сейчас мы на некоторое время с вами побудем детьми.

Для расслабления лицевых мышц используем релаксационную паузу «Солнечный зайчик».

Давайте сядем на ковер, ручки  и ножки расслаблены. А теперь представим — мы сидим в летнем парке. Лучики солнца гуляют по нашему личику, затем зайчик заглянул к нам в глазки, давайте их зажмурим и попробуем ощутить зайчика на наших ресничках, потрогайте его, не поймали. Наши губки расплываются в улыбке. Наш зайчик побежал дальше по нашему личику, погладьте его ладонями нежно-нежно: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик-озорник сел к нам на ушки, давайте погладим его. А теперь он снова щекочет наше личико, давайте погладим его и подружимся с ним. Повторять упражнение 2-3 раза.

Следующее упражнение направлено на дыхание: «Ленивая кошечка».

Сидя на ковре, мы представим себя кошечками, вытянем ручки перед собойатем поднимем их вверх,наберем воздуха и потянемся,как кошечка. Тянемся, тянемся. Затем опускаем ручки вниз, произнеся звук»ах». Повторять упражнение 2-3 раза.

Упражнение на расслабление мышц рук — «Лимон».

Давайте опустим ручки вниз и представим, что в правой руке находится лимон, из которого нам нужно выжить сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак. Лимон у нас круглый, мы ощущаем его форму. Давайте почувствуем, как напряжена наша правая рука. Выжимаем сок и выкидываем лимон. Тоже самое упражнение повторим с левой ручкой. А также можно использовать одновременно с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза.

 Упражнение на расслабление мышц ног — «Палуба».

 Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить ширеуки сцепить за спиной. Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться. Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабимемного согнем в колене,выпрямимся. Вдох-выдох. Качнуло в другую сторону-прижмем левую ногу. Вдох-выдох. Повторять упражнение 2-3 раза.

Все эти упражнения можно использовать как отдельные методы, направленные на определенную группу мышц,  а также в комплексе.

Релаксация всего тела — расслабление всех группы мышц, что позволяет детям полностью снять физическое, психическое и эмоциональное напряжение.  Наиболее эффективных результатов от релаксации мы получим, если наши упражнения будут сопровождаться музыкой. В качестве музыки необходимо использовать спокойные, приятные композиции.    Музыка обладает фантастическим умением снимать напряжение.

Релаксация «Сосульки».

Для начала  детей нужно настроить на релаксацию.

Ребятки, снимаем обувь и  ложимся поудобнее на ковер. (Включается музыка). Ручки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ножки также расслаблены.  Закройте глазки. Давайте прислушаемся к тишине, к нашему дыханию, дышим глубоко, спокойно вдох-выдох, вдох-выдох,  прислушаемся к звукам вокруг нас. А теперь давайте представим, что мы с вами сосульки. Давайте с вами сядем, поднимем обе ручки вверх, соединим пальчики в замочек и чуть чуть потянемся вверх. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь сосульки начинают таять, согреваясь теплыми солнечными лучами. Расслабляем ручки, замочек раскрепляется, опускаем плечики и все тело начинает таять, расслабляться и наша сосулька превращается в лужицу. А теперь подышим вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.

Чаще всего в качестве музыки для релаксации используют композиции, имитирующие звуки природы: шум дождя, шелест листьев, пение птиц, журчание ручья.

Сейчас я предложу еще одну релаксацию «Птички». (Включается музыка).

Теперь мы с вами отправляемся в летний лес. Какой запах в этом прекрасном месте. Давайте его почувствуем. Вдохнем носиком аромат лекарственных деревьев: хвои, липы и выдохнем. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот вышло солнышко и проглядывает сквозь кроны деревьев, ослепляет нас, мы жмурим наши глазки и улыбаемся теплым солнечным лучикам. Давайте прислушаемся… вы слышите, вдали пролетает стая птиц, как красиво они щебечут. Повернем головку направо, слышите …повернем головку налево… А теперь представим, что мы с вами птички и парим над землей, взмахивая левым крылом, правым… Мы с вами оказались на лесной полянке, вокруг шелестят листочки, поют птицы, а где то журчит ручеек… а вот же он. Как нам хочется потрогать водичку. Дотронемся ножкой до воды, наша левая ножка ощущает прохладу, а теперь правую ножку опустим в ручеек. Как все таки хорошо в летнем лесу. Солнышко прячется за тучку, подул прохладный ветерок, нам стало холодно, мы пытаемся согреться и сворачиваемся в клубок. А вот солнечные лучики выходят из-за туч, согревая нас своим теплом, наши глазки жмурятся от яркого, ослепительного света, нам становится жарко. Давайте наберем водички из ручейка и умрем наше личико. Прохладная водичка освежила нас. Теперь откроем глазки, улыбнемся друг другу, улыбнемся свету, солнцу.

Мы чувствуем себя отдохнувшими и полны сил.

Существуют, также различные релаксационные упражнения.

Напомню, понятие «Релаксация» – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Почему – то, принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить ребёнку, что такое релаксация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – систематичность и правильность выполнения упражнений.

Каждое упражнение использует свой путь расслабления:

Расслабление через напряжение основных мышц тела.

Расслабление через дыхание.

Расслабление через образ и словесное внушение.

Как правило, выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Мы с ребятами, сейчас вам продемонстрируем, как мы умеем расслабляться (дети вместе с педагогом показывают все движения).

Расслабление через напряжение основных мышц тела.

Упр. «Лимон».

Цель: расслабление мышц рук через напряжение.

Сядьте, опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение правой и левой рукой. Выполнение упражнения сопровождается следующим стихотворением – инструкцией:

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 

 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками».

Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

 Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.  

 Релаксация –глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

 Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.  

С этой целью в  работе с  детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них использованы элементы игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

 

 Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными

 

 Вводная часть перед каждым настроем :

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, разные по форме, они могут быть похожие на животных или на какие - то фигуры ,пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым  вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

 

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Упражнения на расслабление мышц рук:

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

 Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –  

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

«Релаксационные паузы» желательно  включать в режим дня детского сада.

 Упражнения  на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано  как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;

Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элемент тактильного взаимодействия ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

 

Дыхание–

ва

жнейший процесс в организме человека. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически

достигает состояния равновесия мысли упорядочиваются

, а волнение исчезает. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека

Упражнение  ВЕТЕРОК. 
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.
  
Упражнение КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
 

Итог:

Таким образом,  использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении сегодня можно рассматривать, как одно из перспективных направлений сохранения  и улучшения качества здоровья детей и формирования культуры здорового образа жизни у детей и их родителей.

Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики,  релаксацией, и другими существующими здоровьесберегающими технологиями.

Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплении собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×