МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | Горькова Анна Игоревна. Работа №210108
Автор: Горькова Анна Игоревна
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Горькова Анна Игоревна
студентка 4-го курса группы 521251з
Министерство ᅟобразования и ᅟнауки Российской ᅟФедерации
Федеральное ᅟгосударственное бюджетное ᅟобразовательное учреждение
ᅟвысшего образования
«ᅟТульский государственный ᅟпедагогический университет
ᅟим. Л. ᅟН. Толстого»
(ᅟФГБОУ ВО «ᅟТГПУ им. ᅟЛ. Н. ᅟТолстого»)
, направление ᅟобучения «Специальноᅟе(дефектологическое) ᅟобразование», профиль «ᅟДошкольная дефектология»
ᅟАннотация. В ᅟданной статье ᅟрассмотренны особенности ᅟмежличностного общения ᅟдетей старшего ᅟдошкольного возраста ᅟс ЗПР. ᅟРассмотренны различные ᅟпричины нарушения ᅟобщения при ᅟразличных видах (ᅟдезонотогенеза) ЗПР. ᅟПредставленны основные ᅟнаправления для ᅟразвития общения ᅟдетей с ᅟЗПР.
Abstract. In this article features of interpersonal communication of children with [delayed mental development (DMD)/ psychological development delay (PDD)/ mental retardation] are considered, reviewed diferent types of mental dysontogeny with various causes of impairment of communication skills. Here are presented the main directions for development of communication of children with DMD.
Ключевые ᅟслова: межличностное ᅟобщение, дети ᅟс ЗПР, ᅟразвитие общения, ᅟсовместная работа.
Keywords: interpersonal communication, children with DMD, communication development, collaboration
ᅟВ современном ᅟмире проблеме ᅟзадержки психического ᅟразвития посвящено ᅟмножество исследований. ᅟТермин «Задержка ᅟпсихического развития» ᅟбыл предложен ᅟГ.Е. ᅟСухаревой в 1959 ᅟгоду. Под ᅟзадержкой психического ᅟразвития (ЗПР) ᅟпонимают замедленный ᅟтемп созревания ᅟтех или ᅟиных функций ᅟпсихики человека, ᅟпо сравнению ᅟс принятыми ᅟвозрастными нормами.
ᅟУ детей ᅟс ЗПР ᅟвсе психические ᅟфункции развиваются ᅟмедленней. Общение – ᅟодна из ᅟважнейших психических ᅟфункций, его ᅟопределяют, как ᅟособый вид ᅟдеятельности, при ᅟкоторой удовлетворяется ᅟпотребности в ᅟкоммуникациях. Оно ᅟслужит источником ᅟразвития человека, ᅟего духовной ᅟжизни и ᅟсоциальных возможностей. ᅟВ общении ᅟчеловек способен ᅟпонять себя ᅟи дифференцировать ᅟэмоции – радость, ᅟвосхищение, грусть, ᅟнедовольство. Часто ᅟдети не ᅟимеют примера ᅟпостроения речевых ᅟконструкций, что ᅟвызывает сложности ᅟпри формировании ᅟспонтанной и ᅟдиалоговой речи – ᅟэто, в ᅟитоге, приводит ᅟк недоразвитию ᅟсвязанной речи ᅟу детей ᅟдошкольного возраста ᅟс ЗПР. ᅟВ случае ᅟнарушения фонематического ᅟслуха возникают ᅟпроблемы во ᅟвремя обучения ᅟв общеобразовательных ᅟучреждениях. Взаимосвязанными ᅟявляются уровень ᅟсформированности речи ᅟи уровень ᅟмышления человека.
ᅟУ детей ᅟс ЗПР ᅟречь, как ᅟи другие ᅟпсихические процессы ᅟформируется в ᅟзамедленном темпе, ᅟтакже отсутствует ᅟсамостоятельность в ᅟречевом творчестве, ᅟнаблюдается стойкое ᅟфонетическое недоразвитие, ᅟбедность словарного ᅟзапаса, в ᅟречи преобладают ᅟимена существительные, ᅟпонижена речевая ᅟактивность.
Дети ᅟс ЗПР ᅟиспытывают трудности ᅟпри налаживании ᅟмежличностных отношений, ᅟэто связано ᅟс тем, ᅟчто усвоенные ᅟречевые средства ᅟне применяются ᅟребенком для ᅟудовлетворения потребности ᅟв общении, ᅟне зависимо ᅟот развития ᅟсловарного запаса [3]. ᅟРебёнок с ᅟЗПР имеет ᅟнизкий уровень ᅟпотребности в ᅟобщении, а ᅟосновным мотивом ᅟобщения ребёнка ᅟс ЗПР ᅟявляется удовлетворение ᅟфизиологических потребностей. ᅟВ возрасте 5-7 ᅟлет, когда ᅟдети с ᅟнормативным развитием ᅟс большим ᅟжеланием играют ᅟи за ᅟсчёт этого ᅟреализуют совместную ᅟдеятельность с ᅟокружающими людьми, ᅟдети с ᅟЗПР не ᅟиспытывают потребности ᅟсоциального взаимодействия; ᅟэто может ᅟпривести к ᅟтому, что ᅟребёнок, к ᅟмладшему школьному ᅟвозрасту, или ᅟовладевает средствами ᅟречевого общения ᅟна низком ᅟуровне, или ᅟне овладевает ᅟвовсе.
Общение ᅟдетей дошкольного ᅟвозраста с ᅟЗПР характеризуется ᅟнизким уровнем ᅟречевой активности [2]. ᅟОни могут ᅟредко и ᅟробко проявлять ᅟинициативу в ᅟобщении – это ᅟобъясняется тем, ᅟчто у ᅟних снижен ᅟпознавательный интерес. ᅟУ детей ᅟс ЗПР ᅟнаблюдается гендерность ᅟв общении, ᅟиз-за ᅟчего снижается ᅟкруг общения. ᅟПо причине ᅟвысокой пресыщаемости ᅟдетей с ᅟЗПР длительность ᅟустановленного межличностного ᅟконтакта длится ᅟот 5 до 7 ᅟминут.
В ᅟзависимости от ᅟхарактера происхождения ᅟнарушения сложности ᅟмогут возникать ᅟиз-за: ᅟу детей ᅟс ЗПР ᅟконституционального вида – ᅟповерхностности представлений ᅟоб окружающим ᅟмире, легкой ᅟвнушаемости, нарушением ᅟэмоционально-волевой ᅟсферы и ᅟдр. Самостоятельно ᅟобщение формируется ᅟна низком ᅟуровне, что ᅟвызывает трудности ᅟв дальнейшем ᅟобучении [6]. У ᅟдетей с ᅟЗПР соматогенного ᅟпроисхождения трудности ᅟв формировании ᅟречи и ᅟобщения возникают ᅟв связи ᅟс частыми ᅟзаболеваниями, которые ᅟвызывают слабость, ᅟвялость, недомогание ᅟв организме ᅟребенка как ᅟв физическом, ᅟтак и ᅟв психическом ᅟплане. Таким ᅟдетям свойственно ᅟбояться, стесняться, ᅟбыть неуверенному ᅟв себе, ᅟчто приводит ᅟк неуверенному ᅟобщению, снижению ᅟколичественного показателя ᅟв общении. ᅟДети с ᅟЗПР психогенного ᅟхарактера имеют ᅟсложности при ᅟразвитии межличностных ᅟотношений связанные ᅟс расстройством ᅟпсихического состояния ᅟребенка, вызванное ᅟпсихотравмирующими факторами ᅟв окружающей ᅟсреде, такие ᅟкак гипоопека, ᅟгиперопека, авторитарное ᅟвоспитание, семейное ᅟнеблагополучие [5]. Из-ᅟза нарушения ᅟпсихического равновесия ᅟу детей ᅟснижается познавательный ᅟинтерес, интерес ᅟв общении ᅟсо взрослыми, ᅟтак как ᅟчувствует в ᅟэтом опасность, ᅟчто приводит ᅟк снижению ᅟуровня развития ᅟречи и ᅟмышления. Дети, ᅟимеющие ЗПР ᅟцеребрально-органического ᅟпроисхождения, имеют ᅟсамые тяжелые ᅟпроявления в ᅟнедоразвитии межличностного ᅟобщения [7]. Стойкие ᅟнарушения в ᅟэмоционально-волевой ᅟсфере и ᅟпознавательной деятельности, ᅟвызванные токсикозами ᅟматери во ᅟвремя беременности, ᅟинфекционными заболеваниями, ᅟтравмами, приводят ᅟк снижению ᅟинтереса ребенка ᅟк окружающему ᅟмиру.
И ᅟтак, общие ᅟхарактеристики трудностей ᅟдетей с ᅟЗПР в ᅟобщении заключаются ᅟв неумении ᅟдетей выстраивать ᅟдружественные отношения, ᅟнеумении задавать ᅟвопроса взрослым, ᅟнеумении адекватно ᅟоценить ситуацию ᅟи принять ᅟверное решение, ᅟв следствии ᅟчего возникают ᅟсложности при ᅟвыполнении совместной ᅟработы. При ᅟвозникновении конфликтной ᅟситуации, например, ᅟодна игрушка ᅟу двоих, ᅟдети либо ᅟизбегают общения, ᅟуходят от ᅟрешения данной ᅟпроблемы, либо ᅟрешают ее ᅟпутем агрессии, ᅟреже самоагрессии.