Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка "Ритмическая гимнастика на зарядке" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Главатских Анна Николаевна

Введение

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.

Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.

Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи, Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

- повышать эмоциональный настрой детей;

- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

- формировать двигательную культуру;

- способствовать формированию правильной осанки;

- повышать физическую работоспособность;

- развивать основные физические качества;

- совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

Решение этих задач всецело на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

        

         Историю ритмической гимнастики, пожалуй, можно было бы начать со времён, когда первобытные люди совершали свои ритуальные пляски, сопровождая их пением, потряхиванием бамбуковыми палками, погремушками из костей или барабаном. Танец имел обязательный смысл, который пересказывался с помощью элементов пантомимы и подражания. Выразительность жестов, пластики и музыкальных ритмов была понятна всем. Это было способом выражения мыслей и переполнявших человека эмоций посредством движения, возможностью вымолить у неведомых сил спасение от непогоды, щедрый урожай и богатую охоту. Процесс труда определял ритм движений. В свою очередь ритмичные движения породили пляску, которая стала одним из наиболее ранних проявлений общечеловеческой культуры.

Как день встретишь, так его и проведёшь. Человек, который начинает день с утренней гимнастики, всегда бодр и весел. Этот положительный заряд даёт нам возможность максимально воспользоваться своими силами.

             Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре выбирает для себя сам. Это могут быть различного вида общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, в движении и т.д.), утренние пробежки, использование ОРУ и пробежек в комплексе, ритмическая гимнастика, «зверобика» и т.д. Но для меня ближе оказалась ритмическая гимнастика. Т.к. это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развития слуха, эмоциональности.

             Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений,  а также разнообразная, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание, добиться лучшего качества движения.

            Основу утренней ритмической гимнастики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить настроение музыкальных произведений. Эти движения могут быть из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики, танцев народов мира, аэробики.

 

Аналитическая часть

Цель проекта заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики, как формы организации утренней гимнастики.

       Методическая разработка позволяет решать следующие задачи:

·        Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки;

·        Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

·        Формирование двигательных и танцевальных навыков;

·        Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

Работу должна начинаться с изучения и подбора литературы . Далее -подбираются  музыкальные композиции. На основе уже готового музыкального материала разрабатываются комплексы ритмической гимнастики. Основная цель занятий ритмической гимнастикой состоит не только в том, чтобы развить определённые физические качества у занимающихся, но и сделать занятия интересными привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, интересы.

Опираясь на методику проведения типовой утренней гимнастики, ритмическая гимнастика была структурирована на вводную, основную и заключительную части.   Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения  головой, плечами, тазом. В водную часть я включила простые движения с различного вида наклонами, поворотами, ходьбу, прыжки, покачивания и т.д. Основная часть составила уже готовые танцевальные связки, но очень простые и повторяющиеся. Они так же чередуется с дыхательными упражнениями и ходьбой. Темп подобранных танцевальных движений тоже меняется. Большое значение уделяю физической реакции детей в основной части гимнастики и могу поменять некоторые движения детей, если замечены признаки усталости. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило, к 4-5-му занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе. В заключительной части использую спокойные, плавные движения, также элементы дыхательной гимнастики, самомассажа.

Практическая часть

Методика проведения ритмической гимнастики в детском саду

Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.

При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:

· Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.

· Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

· Показ движений должен быть зеркальным.

· Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.

· В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

· Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо-влево).

· Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).

· Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

· Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

· Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

· Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.

· В движениях дети познают свое тело, его возможности.

· Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмической гимнастики, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.); знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Дети подготовительной к школе группы (6 – 7лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.

Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно! У детей формируется объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваться его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движения получается.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, прыжковые связки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Вся работа проводится в два этапа.

1.Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса – количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:

· Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;

· Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;

· Нагрузка должна возрастать постепенно;

· Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.

Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.

Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе косых  мышц.

Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет занятие, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которое обеспечиваются подбором соответствующих произведений и их умений варьировать – в соответствии с возрастными особенностями детей.

2.Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнить. Для этого используется наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требование к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастики как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» - без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание – не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «подработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей снижается. 

Заключение

Условия наиболее эффективной реализации методической разработки:

-тесная работа с родителями: проводятся  различные физкультурные мероприятия, на которых, в качестве музыкальной паузы, все выполняют ритмическую гимнастику.

-взаимодействие с воспитателями групп к занятию подключаются воспитатели: помогают детям расположиться на площадке, чтобы никто не мешал друг другу; смотрят за выполнением всех заданий; сами также выполняют движения. С воспитателями в течение всего года проводится работа, по заранее подготовленному плану, проводятся  беседы о значении физического воспитания дошкольников, готовятся папки-передвижки на темы: «Плоскостопие», «Игры, которые лечат», «Гимнастика после дневного сна» и т.д.

-наличие необходимого оборудования и  условий для занятий ритмической гимнастикой (просторное помещение с доступом свежего воздуха и возможностью регулярного проветривания).

Дети проявляют огромный интерес к таким занятиям. Мгновенно реагируют на первые звуки включившейся музыки и бегут на место проведения такой зарядки.

В результате включения ритмической гимнастики в оздоровительный процесс по результатам медицинского мониторинга выяснилось, что значительно снизилось количество инфекционных заболеваний и заболеваний  дыхательных путей.Методическая разработка "Ритмическая гимнастика на зарядке"

Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы. Во-первых, сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки. В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности. В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился. Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

       Ещё хотелось бы отметить благоприятные перемены в работе с родителями. Считаю, что одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми. Также сказываются полученные навыки при постановке танцев для различных утренников, городских мероприятий. Дети с лёгкостью улавливают мелодию, ритм и движения.

       И в заключении хочется добавить, что самое главное в нашей работе включить всю фантазию и работать с детьми с полной отдачей, тогда результаты будут видны в самое ближайшее время. Я не придумала ничего нового, лишь обобщила уже накопленный опыт.

Таким образом ритмическая гимнастика - необходимый и действенный элемент оздоровительной системы детского сада. В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

 Приложение 

        Комплекс утренней ритмической гимнастики.

I.                  Вводная часть (под медленную музыку)

1.     Стоя ноги врозь руки внизу, сделать глубокий вдох и поднять руки вверх; на выдох опуститься на полную стопу, руки через стороны вниз.

2.     Наклоны головы вправо/влево. Круговые вращения под музыку.

3.     Руки согнуть в локтях, поднять вверх, опустить вниз.

4.     Выпады вправо/влево с руками поднятыми вверх и согнутыми в локтях.

5.     Круговые вращения в тазобедренном суставе вправо/влево.

6.     Ноги в III позиции, руки внизу. 1-подняться на носки, руки вверх; 2-руки вниз, опуститься в присед.

7.     Сед ноги вместе, упор сзади. 1-сгибание коленей, носки натянуть, 2- выпрямить ноги.

8.     Исходное положение то же. 1-4 – махи прямыми ногами поочередно, 5-8 – сед ноги врозь, потянулись вперед.

II.               Основная часть.

а) 1-ый куплет: выносим правую руку вперед; потом её назад; круговое вращение в локтевом суставе; сложить ладони вместе, сделать змейку, поднимая руки вверх; поворот вокруг себя; шаги на месте.

         Припев: выпад вперед, кричим: «О-о». (3 раза); 4 хлопка в ладоши; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

2-ой куплет: то же левой рукой

3-ий куплет: то же правой ногой

4-й куплет: то же левой ногой

5-й куплет: то же прыжками на обеих ногах.

          Припев: присели. Из приседа делаем выпрыгивание вверх, кричим: «О-о»; 4 хлопка в ладони; поочередное выбрасывание рук вверх (3 раза).

б) Проигрыш: шаги на месте; выпад вправо с хлопками внизу чередуется с выпадом влево с хлопками вверху (4 раза); выпад вправо с выбросом прямых рук вверх чередуется с выпадом влево с выбросом прямых рук вниз (4 раза).

         1-ый куплет: вытянуть правую руку вперед, на нее положить другую руку; поднести обе руки к груди, сделать круговое вращение головой; поочередно убрать руки за голову, скрестно на талию, убрать за поясницу, круговое вращение в тазобедренном суставе. Повторять еще раз начиная с левой руки.

         Припев: приставной шаг вперед, руки вверх, кистями сделать «фонарики»; приставной шаг назад, руки вниз, кисти продолжают вращения (8 раз). Левая рука согнута в локте перед собой, правая на поясе: 1-2 – рывок вверх-вниз, 3-4 – в сторону, 5-7 – волна этой же рукой, 8 – хлопок в ладоши с соседом; 9-16 – то же другой рукой. Все повторить (2 раза).

          Проигрыш: поднимаясь на носки, руками обрисовать круг (4 раза). Далее движения первого проигрыша.

           2-ой куплет: повтор 1-го куплета

          припев: повторяется.

III.           Заключительная часть.

1.     Дыхательные упражнения. И релакс прописать

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×