Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кузнецова Юлия Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лапшинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

Методическая разработка урока по теме:

« Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

 

 

 

Автор.  Кузнецова Юлия Борисовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Лапшино

2016

 

Аннотация.

   Методическая разработка посвящена теме «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы». Цель. Использование методических приёмов технологии развития «критического мышления» на уроках литературы. Представляю один урок из системы уроков литературы с использованием методических приёмов технологии развития « критического мышления». Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быть интересна учителям литературы. Здесь они могут увидеть  роль методических приёмов технологии развития

« критического мышления» в повышении интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                                                  

1.      Введение………………………………………………………………………………...4

2.      Основная часть………………………………………………………………………….5-13

  2.1. Методическое обоснование темы…………………………………………………… 5

  2.2. Технологическая карта урока…………………………………………………………6-13

3.      Заключение……………………………………………………………………………...14

4.      Список используемой литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Сегодня большое внимание уделяется использованию в процессе обучения современных образовательных технологий. Для своей методической разработки выбрала тему: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы». Считаю эту тему актуальной, ведь современный школьник по-иному видит мир. Традиционные формы работы ему неинтересны, поэтому в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира.

      Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

   Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

        Такие методические приёмы,  как «Метод Инсерт», «Разбивка на кластеры», интерактивная стратегия - таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У), «Синквейн», прием «Корзина  идей, понятий, имен», прием «Учебный мозговой штурм», прием «Написание эссе», прием «Лекция со стопами» - очень интересны детям. Их применение делает уроки интересными, творческими, важными.

   Изучив технологию развития « критического мышления», строю уроки с учётом требований, предъявленным к технологии. Урок  по теме «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки» содержит лишь методические приёмы технологии  развития «критического мышления», но уже становится ярким и интересным.

 

4

 2. Основная часть.

2.1           Методическое обоснование темы.

    Тема урока «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки» является актуальной. У наших детей есть мамы и бабушки-русские женщины, любимые и добрые. А какими были русские женщины-крестьянки, как они трудились и боролись, страдали и очень редко радовались, что думали и чувствовали, как кормили и растили детей? На все эти вопросы отвечает поэма Н.А. Некрасова « Мороз, Красный нос». Н.А. Некрасов в отрывке « Есть женщины в русских селеньях» обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки,  учит чувствовать щедрость народного характера. Воспитывает у учащихся  гордость и уважение к русской труженице, красавице, настоящей женщине. Учащиеся могут сравнить женщину - крестьянку и современную женщину. Они найдут много общего.  Но и различия будут им интересны, ведь  дети задумаются, в чём различия, почему они существуют.  

    Это урок изучения нового материала. До этого урока дети изучали  стихотворение Н.А. Некрасова « На Волге», где уже была затронута тема крепостного права. Им легче воспринимать содержание отрывка из поэмы « Мороз, Красный нос». Поэтому с интересом и восторгом учащиеся читают строчки о русской женщине-крестьянке.

 

 

 

 

 

 

 

2.2Технологическая карта урока.

Учебник

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Часть 1.

Тема программы

Из литературы 19 века. Николай Алексеевич Некрасов.

Тема урока

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»- « Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины-крестьянки.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока

Смешанный

Технология

Используются элементы технологии развития «критического мышления».

Методы обучения

Репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, кластер, синквейн, исследовательский.

Методы познания

Логический, анализ, сравнение, моделирование.

Формы работы

Индивидуальная, коллективная, парная.

Лексика урока

Идеал, образ, крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво,конный, лясы точить, ухват.

Материально-техническое обеспечение урока.

 

Компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, где показаны русские женщины, их красота, женщины в деле (на сенокосе, с ребёнком на руках), толковые словари, таблицы « Сравни образы».

 

 

 

Оформление доски

Рисунки детей с изображением русской женщины, тема урока.

Методическая цель

Создание условий для формирования знаний, умений и навыков при работе  с поэтическим текстом.

Создание условий для развития творческих способностей, способностей к критическому мышлению, рефлексии.

Создание условий для воспитания уважения к труду, восхищения русской женщиной.

Педагогические цели

1.Выяснение, как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки.

2.Характеристика образа  русской женщины-крестьянки.

3.Сравнение образа  русской женщины-крестьянки с образом современной женщины.

4.Выяснение роли сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины

5.Развитие критического мышления.

6. Воспитание уважения к русской женщине, к труду.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Связь с изобразительным искусством. Прослеживается связь с жизнь.

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Методы и формы

обучения

Признаки решения дидактических задач

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

Коллективный

Информационно-рецептивный,

-беседа.

Умение настроиться на дальнейшую работу

Актуализация

опорных  знаний

 

Организует проверку домашнего задания

Читают наизусть отрывок из стихотворения

 « На Волге»

Индивидуальный

Репродуктивный

Умение работать самостоятельно и ответственно

Актуализация

опорных  знаний

 

Демонстрация презентации

« Русские женщины».

Беседа по презентации.

- Какая тема объединяет просмотренные слайды?

- Как вы это определили?

- Какие качества, присущие русской женщине, выделили вы?

Просмотр презентации

« Русские женщины»

 

- Тема « Русская женщина»

- Мы увидели на всех слайдах  русских женщин.

- Красота, трудолюбие, сила, нежность, забота.

Фронтальный

Исследователь

ский

Беседа,

просмотр презентации

Умение работать активно, развитие коммуникатив

ных навыков.

Умение делать выводы

Целевая установка

Организует работу с толковыми словарями.

Предлагает составить кластер со словом «идеал»

-Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

-Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым?

-По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.

Учащиеся выясняют смысл слова « идеал»

 

Дети составляют кластеры, обмениваются мнениями

 

Дети выходят к доске и представляют созданные ими портреты русской женщины-крестьянки.

 

 

- Не знаем, но хотелось бы узнать, насколько мы были близки к истине.

 В толковом словаре выясняют смысл слова

 « образ».

Индивидуальный, фронтальный

Составление кластера.

Проблемный метод

 

 

Беседа, сообщение

 

 

Умение работать с дополнитель

ными источниками, умение графически систематизиро

вать материал.

Мотивация к дальнейшей деятельности

Нацеливает на дальнейшую работу.

Сообщения учащихся о судьбе Дарьи и Прокла – главных героев поэмы

 « Мороз, Красный нос».

Характеристика образа Мороза.

Индивидуальный

Репродуктивный

 

 

Сообщения

Умение работать с дополнительной литературой, умение самостоятельно находить нужный материал.

Формирование новых понятий и способов действий

 Перед чтением текста, организует словарную работу.

Чтение отрывка « Есть женщины в русских селеньях» вслух.

Объясняют смысл непонятных слов, пользуясь толковым словарём.

Слушают, сравнивают образы, делают выводы. Определяют вид рифмовки ( перекрёстная)

Фронтальный

Исследователь

ский

Умение работать со словарём, умение сравнивать и делать выводы.

Применение понятий и способов действий

Детям предлагается работа в парах.

1 пара ищет ответы на вопрос « Как автор убеждает нас в достоверности созданного портрета?

 

 

 

 

 

 

2 пара находит сравнения и эпитеты, с помощью которых создаёт портрет русской женщины-крестьянки, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 пара находит слова, которыми автор называет русскую женщину, и делает выводы.

 

 

 

 

Каждый ученик высказывает своё мнение по поводу портрета, созданного им.

Нацеливаю на формулировку общего вывода.

Сообщения детей

-Русская женщина показана со стороны, разными глазами. Так автор убеждает нас в достоверности созданного портрета. « Их разве слепой не заметит…А  зрячий о них говорит…»,

« Я видывал, как она косит…», « Какой-то парнёк изловчился…И кверху подбросил их, шут…», «« Утеха!» -твердят мужики меж собой», « У ней не решится соседка…Ухвата, горшка попросить».

 

-Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Н.А. Некрасов сравнивает её с царицей, с солнцем; взгляд её дорог, словно рубль золотой. Возмущённое лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом:

« как в раме». Зубы сравниваются с « крупными перлами», т.е. с жемчугом; а ребёнок сидит на груди, « как на стуле», т.е. уверенно, спокойно.

Чтобы описать русскую женщину, автор употребляет такие слова и выражения: « С красивою силой в движеньях…»,

« Красавица, миру на диво… Румяна, стройна, высока…», « всегда терпелива, ровна…»,

« сердечный смех»,

« румяные губы», нарядная матка».

Таким образом,

русская женщина-крестьянка красивая, добрая, трудолюбивая, с чувством юмора, строгая, уверенная в себе, спокойная, терпеливая.

- Во-первых, она настоящая женщина. - в бытовом отношении - «баба», а в высоком смысле- « красивая и мощная славянка», в простонародном смысле –

« нарядная матка», торжественно - « женщина русской земли». Таким образом, русская женщина  настоящая, разная, при этом только положительная, с чувством собственного достоинства.

 

Например,

- Я изобразил русскую женщину-крестьянку сильной, трудолюбивой, красивой.

 

Таким образом, мы постарались создать портреты русской женщины крестьянки не только на бумаге, но и нарисовать её словесный портрет.

 

Парный,

индивидуальный, фронтальный

 

 

Поисковый метод

 

Работа с книгой

Умение находить нужный материал, умение вычленять главное, делать выводы, умение работать в паре.

Применение понятий и способов действий

Предлагает учащимся составить синквейн по ключевому слову женщина

Учащиеся составляют синквейны и озвучивают созданные работы.

Например,

Женщина

Русская, терпеливая

Любить, ценить, восхищаться

Достойна  уважения

Гордость

 

Индивидуальный, коллективный

Составление синквейна, исследователь

ский метод.

Умение представить собственные идеи.

Применение понятий и способов действий

Учитель предлагает детям прочитать выразительно следующие отрывки:

- описание внутренней красоты русской женщины

- описание внешней красоты русской женщины

-женщина в труде

-женщина в отдыхе

-женщина-хранительница домашнего очага

- женщина-защитница детей.

Дети готовятся к выразительному чтению стихотворения вслух.

Читают выразительно свои отрывки, объясняют.

 

Индивидуальный

Исследователь

ский

 

Самостоятельная работа

Умение отслеживать материал, умение представлять материал.

Применение понятий и способов действий

Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик-

 « Качества, которыми обладает русская женщина-крестьянка», 2 столбик –

« Качества, которыми обладает современная женщина»

Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику.

   Вывод. Русская женщина, живущая в деревне, очень похожа на русскую крестьянку. Она трудолюбивая, сильная, красивая, ответственная, уверенная в себе, строгая. Однако, не все деревенские современные женщины такие. Городская же современная женщина совершенно другая. Но всех женщин объединяет красота, сила духа, гордость, терпение. Это только одно из высказанных мнений.

Индивидуальный, коллективный

Дискуссия.

 

Самостоятельная работа

Умение сравнивать объекты,

Умение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

Подведение итогов урока, рефлексия.

- Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?

-Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки.

-.Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины

- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными?

- Какие фразы стали крылатыми?

- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению.

Предлагает детям оценить свою работу по пятибалльной системе, используя карточка разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3.

Учитель сообщает домашнее задание – написать эссе на тему « Моё отношение к русской женщине-крестьянке»

- Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.

-Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.

-Женщина показана со стороны, разными глазами.

Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.

Дети высказывают свои мнения.

- « Есть женщины в русских селеньях»

-« Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!»

Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Дети записывают домашнее задание.

Фронтальный

Репродуктивный

 

Беседа

Умение высказывать своё мнение,

умение оценивать свою работу.

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

3. Заключение.  

        Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Для этого учащимся важно уметь выявить предубеждения, передать знания друг другу, доказать влияние этих знаний для решения проблемы.  Критически мыслящие учащиеся умеют задавать вопросы:  «Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?».  Этому учатся и наши дети. На уроках литературы дети попадают в мир фантазий и волшебства, где как раз уместны такие вопросы.

 В настоящее время изменились цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Вот, как изменились цели и задачи образования.

По отношению к ученику они направлены на саморазвитие и самосовершенствование; знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость; наличие возможности выбора программ и даже предметов; постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения; стремление к своевременному и объективному контролю.

Процесс обучения направлен на: индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование; обучение на основе критического, аналитического, логического мышления; обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний; гибкость учебных и образовательных программ.

А в результате: создание условий для комфортной жизни сейчас: в данной школе, в данном коллективе; формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира; постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса

 Использование методических приёмов технологии развития « критического мышления»  просто необходимо. Проведя сравнение  уроков литературы, проведённых в 5 классе, одни  из которых содержали методические приёмы технологии развития « критического мышления», а другие - нет, сделала выводы:

         на уроках с использованием приёмов технологии активны все учащиеся.

·           Знания, приобретаемые в деятельностной форме, запоминаются надолго.

·           Учащиеся формулируют свои собственные цели и способы их достижения.

·           Учащиеся честны в своих рассуждениях, каждый отстаивает свою точку зрения.

·           Отвергают ненужную и неверную информацию.

·           Понимают, как различные части информации связаны между собой.

·            Умеют  выделять ошибки в рассуждениях;

·            Делают выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек.  Таким образом, наша задача - создать условия для становления высоконравственной, самостоятельной, творчески мыслящей личности!                                         

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Список используемой литературы

1.Загашев  И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Библиотека в школе,  2004, № 17. 56-61с.

2. Клустер  Д. Что такое критическое мышление? Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. 5-13

3. Некрасов Н.А. Избранное. Ярославль. Верх.-Волж.кн.изд.,1979 г.70 с.

4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября», 2005. № 18. 5-11с; № 19. 10-18 с.

5.Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.56 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×