Воспитательная программа "Жить по законам красоты" ☼
Автор: Якушина Лидия Николаевна
Воспитательная программа класса
«Жить по законам красоты»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Паспорт программы
· Наименование программы
· Нормативно-правовые документы для разработки Программы
v Пояснительная записка
· принципы реализации программы
· содержание программы
v Цели и задачи программы
v Сроки реализации
v Разработчик программы
v Участники программы
v Этапы реализации программы:
· подготовительный
· основной
· заключительный
v Механизм реализации программы:
v Планируемый результат
v Список литературы
Паспорт программы
Наименование программы «Жить по законам красоты»
Для учащихся 7-8 классов
(2014-2016 учебные годы)
Нормативно-правовые документы для разработки Программы
· Конвенция о правах ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.)
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. №124-ФЗ).
· Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.)
· ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. №120-ФЗ).
· Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. №30-51-914/16)
· Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16)
· Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005г. №14-11-43/01)
· Закон Тульской области «Об образовании» (от 29.01.2004)
· Закон Тульской области «О защите прав ребёнка» (от 24.09.2009г.)
· Устав МОУ «Лицей» г. Щекино
· Программа развития МОУ «Лицей»
· Локальные акты
Пояснительная записка
Воспитание должно быть системным, только тогда можно рассчитывать на какой-либо положительный результат воспитательного процесса. Вот почему я придерживаюсь принципа системности в воспитании. На создание программы «Жить по законам красоты» меня натолкнула беседа с моими учениками в конце 6 класса. Многие из них занимаются в кружках художественно-эстетической направленности как в лицее, так и в учреждениях дополнительного образования. Но, живя в нашем городе, где нет театров, выставочных и концертных залов, где культурная жизнь далека от столичной, учащиеся не умеют жить по законам красоты, они её не видят. Конечно, близость к природе, к Ясной Поляне, участие в работе лицейского этнографического музея «Русская изба» пробуждает в ребятах тягу к прекрасному. Но необходимо учиться замечать красоту, понимать её. Для подростка в переходном возрасте это очень важно, потому что много соблазнов со знаком «минус» влекут его в сомнительные компании, а порой и к противоправным деяниям. Красота есть во всём: в природе, в людях, в искусстве, в общении, в народных традициях, в спорте. Человек, который живет по законам красоты, является человеком культурным. А ведь именно отсутствие культуры в людях порождает хамство, пошлость, жестокость, вандализм, нетерпимость. Великие писатели России убеждали нас в могущественной роли красоты: «Красота спасёт мир» (Ф.М. Достоевский); «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).
В основе воспитательной системы МБОУ «Лицей» «Школа самоопределения личности» лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий каждому лицеисту самореализоваться в различных видах деятельности. Воспитательная программа «Жить по законам красоты» полностью вписывается в концепцию воспитательной системы лицея, не противоречит его Программе развития.
Моя программа включает в себя направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, валеологическое.
В программе представлены такие формы и методы работы, как классные часы (часы общения), деловые и ролевые игры, практикумы, беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, участие в творческих конкурсах.
Цели и задачи
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования позитивной системы ценностей и для выявления и реализации творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Выявить способности каждого подростка.
2. Способствовать развитию и реализации этих способностей.
3. Развивать навыки оценочной деятельности подростка.
4. Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности самореализации.
5. Привлечь родителей к сотрудничеству.
Сроки реализации
Программа реализуется в 7 и 8 классах, то есть в течение двух лет.
Разработчик программы
Классный руководитель 7-А класса Якушина Лидия Николаевна, учитель Изобразительного искусства высшая квалификационной категории. Педагогический стаж - 31 год. Стаж классного руководителя - 19 лет.
Участники программы
· Классный коллектив;
· Классный руководитель;
· Учителя-предметники;
· Педагог-психолог и социальный педагог;
· Родители;
· Работники культуры и представители творческой интеллигенции.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный: май – август 2014 года
· Анализ результатов диагностики «Личностный рост учащихся»
· Анкетирование «Мои интересы»
· Консультация с заместителем директора по воспитательной работе, с педагогом-психологом, с социальным педагогом
· Родительское собрание «Сфера интересов моего ребёнка».
· Разработка программы
· Представление программы на методическом объединении классных руководителей.
2. Основной: сентябрь – май 2014-2016 года
· Выполнение задач через механизмы и основные мероприятия, предусмотренные программой
· Анализ положительных аспектов программы и возможных трудностей
· Коррекция программы (по необходимости)
3. Заключительный: май – июнь 2016 года
· Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 2 года
· Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами
· Определение перспектив и путей дальнейшей воспитательной работы с классным коллективом.
Механизм реализации программы:
№ п/п |
Форма работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1 |
Диагностика |
Социометрия |
Сентябрь 2014, 2015 |
|
|
Личностный рост учащихся |
Февраль 2014, 2015 |
|
|
«Откровенное интервью» (отношение к ПАВ) |
Ноябрь 2014, 2015 |
|
|
«Мир моих интересов» |
Апрель 2014, 2015 |
|
|
Детско-родительские отношения |
Декабрь 2014, 2015 |
2 |
Классный час (час общения) |
«Расскажи мне о себе» «Расскажи мне обо мне» |
Сентябрь 2014 Сентябрь 2015 |
|
|
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Искусство каждодневного общения |
Октябрь 2014
Октябрь 2015 |
|
|
«Выбираем, поручаем» «Каковы наши успехи и что сделать предстоит» |
Сентябрь Апрель 2015,2016 |
|
|
«Давайте дружить народами» «Возьмёмся за руки, друзья» «Нам надо лучше знать друг друга» «Приёмы эффективного общения» «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья» «Профилактика и разрешение конфликтов»; «Богатое разнообразие мировых культур» «Семейные тайны» |
Май 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 |
3 |
Беседы |
«Табак и верзилу сведёт в могилу» |
Октябрь 2014 |
|
|
«От А до Я в спорте» (Цикл бесед) |
2015-2016 |
|
|
«Удивительный мир искусства» (Цикл бесед) |
2014-2016 |
|
|
«Этикет в вопросах и ответах» (Цикл бесед) |
2014-2015 |
|
|
«Познаваем ли мир, или как увидеть черную кошку в тёмной комнате» |
Январь 2016 |
|
|
«Учитесь добру» |
Ноябрь 2014 |
|
|
«Вирус сквернословия» |
Март 2015 |
|
|
«Красота – сила?» |
Март 2016 |
|
|
«Уроки Маленького принца» |
Февраль 2015 |
|
|
«Алые паруса твоей жизни» |
Февраль 2016 |
4 |
Ролевые и деловые игры |
«Моя самооценка, или как полюбить себя» |
Январь 2015 |
|
|
«Проблема на ладошке» |
Январь 2016 |
|
|
«Презентация мира» (Цикл занятий для развития воображения) |
2010-2015 |
|
|
«Изучаем свой характер» |
Март 2015 |
|
|
«Попробуй себя в роли…» (Цикл занятий по социализации) |
2011-2016 |
|
|
«Создаём Конституцию класса» |
Декабрь 2014 |
5 |
Лицейские и классные праздники |
День Знаний |
1 сентября 2014,2015 |
|
|
«Учитель, перед именем твоим…» |
Октябрь 2014, 2015 |
|
|
День Лицея Посвящение в лицеисты |
Октябрь 2015 Октябрь 2014 |
|
|
Лицейская спартакиада |
Ноябрь 2014, 2015 |
|
|
«К нам стучится Новый Год» |
Декабрь 2014,2015 |
|
|
«На пути к науке» |
Январь 2015, 2016 |
|
|
«Валентинов день» |
Февраль 2015, 2016 |
|
|
«Я Родине своей служить готов» (ко Дню Защитника Отечества) |
Февраль 2015,2016 |
|
|
Конкурс чтецов |
Ежегодно |
|
|
«Милые красавицы России» |
Март, 2015,2016 |
|
|
«И помнит мир спасённый» |
Май, 2015, 2016 |
6 |
Встречи |
Встречи с писателем Александром Костюхином |
Ежегодно |
|
|
Встреча с участниками Великой Отечественной войны |
Апрель 2015, Апрель 2016 |
|
|
Семейные посиделки |
Декабрь, май 2015, 2016 |
7 |
Экскурсии выходного дня |
Ясная Поляна |
Ежегодно |
|
|
Музей «Тульские древности» (цикл интерактивных занятий) |
Ежегодно |
|
|
Храм Покровительницы, Храм Христа Спасителя |
|
|
|
Музей-усадьба «Царицыно» |
Май, 2015 |
|
|
Тульский музей оружия |
Декабрь, 2015 |
|
|
Третьяковская галерея (г. Москва) |
Март, 2016 |
|
|
Тульский драмтеатр |
1 раз в полугодие |
|
|
Киностудия «Мосфильм» |
Январь, 2015 |
|
|
Телецентр «Останкино» |
Ноябрь, 2014 |
|
|
Турслёт |
Июнь,2015 |
8 |
Акции |
«Милосердие» |
Ноябрь, декабрь, 2014,2015 |
|
|
«Мой лицейский двор» |
Апрель – сентябрь, ежегодно |
|
|
«Поздравь ветерана» |
Май, 2015, 2016 |
|
|
«Уроки Толстого» |
Сентябрь, 2014,2015 |
|
|
«Библиотеке - нашу помощь» |
Ежегодно |
|
|
«Подарок лицейскому музею» |
Ежегодно |
|
|
«Всей семьёй – на каток!» |
Декабрь – март, 2014-2016 |
9 |
Проект |
«Украсим наш лицей цветами» |
Апрель-июнь 2016 |
Планируемый результат
Выпускник 8 класса:
v Интересуется своими корнями;
v Уважительно относится к себе и окружающим его людям;
v Готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
v Умеет быть гуманным ко всему живому;
v Учится видеть и ценить истинную красоту, стремится к знаниям;
v Умеет отвечать за свои поступки и слова;
v Его слово не расходится с делом;
v Учится владеть собой в любой ситуации, способен к переосмыслению своего поведения.
Список литературы
1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя/ Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Журнал «Классный руководитель». 2007 – 2010.
3. Журнал «Воспитательная работа в школе». 2006 - 2010
4. CD Классное руководство. Первое издание, 2010.
5.
Портал «Сеть творческих учителей»
6.
Сценарии праздников, классных часов.