Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические основы современного урока изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС с обучающимися с нарушением интеллекта | Васильева Наталья Юрьевна. Работа №241107

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Васильева Наталья Юрьевна
В статье раскрыты методические основы современного урока изобразительного искусства в рамках введения ФГОС, применение инновационных технологий.

Методические основы современного урока изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС с обучающимися с нарушением интеллекта

 

Аномальное развитие – не дефектное,

а своеобразное развитие,

не ограничивающееся отрицательными

признаками, а имеющее целый

ряд положительных,

возникающих в силу

приспособления ребенка с

дефектом к миру…

Л.С. Выготский

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Проблема повышения качества и эффективности предоставляемых социально-педагогических услуг в системе специального образования на современном этапе привлекает особое внимание специалистов, работающих в области коррекционной педагогики.1

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии это формирование личности и ее становления в социуме.

В изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Это связано не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется. Например, рисование и включает в себя многие компоненты психических процессов.

Эти отклонения (девиации) проявляются: в школьной неуспеваемости детей, отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу, недисциплинированности, невыполнении общественных норм поведения, нарушении прав окружающих людей, конфликтности, высокой тревожности, наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости, гиперактивности (пассивности), немотивированной агрессии, жестокости, употреблении алкоголя и наркотических веществ, наконец, в правонарушениях. Социальная адаптация может проходить через разные виды деятельности, одно  из них - это использование новых технологий на уроках ИЗО .2

Представленный опыт и методические рекомендации помогут педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений использовать материал в реализации возможностей коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания.

Поэтому актуально и своевременно рассмотрение вопросов качества представляемых услуг в учебно-воспитательном процессе.

Ключевым моментом является практическая помощь педагогам, работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (с лёгкой умственной отсталостью).

На уроках изобразительной деятельности осуществляются задачи всестороннего развития личности детей с нарушением интеллекта: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время педагогами при планировании уроков отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к трудовой деятельности в условиях современного производства.

Современный урок по изобразительному искусству в специальной (коррекционной) школе в рамках введения ФГОС

 

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Думаем, что современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.3

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный,  т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.4

В чем же заключается новизна современного урока в условиях введения стандарта ФГОС?

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок, содержащий разные виды деятельности.

урок, на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время

сбережение и здоровье

сбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Учитель опирается на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, помощь ученику в использовании своих знаний);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Существуют следующие типы уроков изобразительного искусства по ФГОС:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей  с нарушением интеллекта творчества на основе знаний  и учета его возрастных и индивидуальных способностей. Поэтому:

Рисование

и творчество

является одним из самых интересных и увлекательных заняти

й

;

в процессе рисования

и трудовой деятельности

совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности;

несформированность

графических навыков и умений м

ешает ребенку выразить

в работе

задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия, что может создать трудности в обучении в школе;

н

аиболее эффективными на уроках

ИЗО

как

условие подготовки детей к школе, являются современные и инновационные формы и методы работы.

 

 

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства

 

Изобразительное искусство – сложные предметы, которые содержат в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к занятиям). Так как уроки по данным предметам построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку педагога к занятию, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства и профессионально-трудовой деятельности, побывать в роли художника,технолога, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Использование технологии мультимедиа на занятиях сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность обучающихся с нарушением интеллекта.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании очевидны: знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; активизация учебного процесса.

В самом общем плане возможности компьютера в оснащении дисциплин, связанных с обучением обучающихся к рисованию и творческим возможностям можно условно определить следующими тремя позициями: обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; организация различных форм креативной деятельности.

Одним из основных требований для преподавателя изобразительного искусства и профессионально-трудового обучения с применением информационных технологий сегодня становится обладание развитой лексикой, интонационно-выразительной речью, психологической свободой общения с публикой. Потому что компьютер готов подменить педагога во многих функциях, и особенно в функции презентации стандартного знания. Он предоставляет в свободное распоряжение обучающегося с нарушением интеллекта массивы информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видеоиллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране.

В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией (задачей, ролью) педагога становится только и исключительно общение. Его стиль – это стиль умного и интересного человека, умеющего «добыть» интересную информацию и интересно ее представить .

При помощи компьютера можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тест, использовать презентацию различных информационных блоков.

Электронная поддержка контроля-тренинга – тоже очень широкая сфера.  Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. Это могут быть репродукции картин, гербарии, изобразительные эффекты. В слуховых проверках и тренажере – предъявления образцов изобразительного искусства для анализа, угадывания.

Инновационные формы и методы работы на уроках изобразительного искусства

 

Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире и труде. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в образовательных учреждениях и вынуждающих детей с нарушением интеллектуального развития действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают обучающегося. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ему легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки, работать с тканью и бумагой, проявляя фантазию.

Как показывает наш опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы детей с нарушением интеллекта в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества как педагога, так и детей. В коллективной изобразительной и профессионально-трудовой деятельности обучающиеся самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование. Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное работа на предметах организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения новых знаний и умений.5

Уроки по изобразительному искусству включают в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в школе. Все уроки направлены на развитие у обучающихся с нарушением интеллекта творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

На уроках и кружковых занятиях нами используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети с нарушением интеллекта особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.6

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Широко использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие: нанести на ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

В ходе работы с обучающими с нарушением интеллекта используем еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопия. Особенно удачным и целесообразным считается использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения  нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома или подарить другу. В зависимости от темы занятия обучающиеся самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие современные тенденции по изобразительному искусству способствуют развитию у обучающихся с нарушением интеллектуального развития творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса. Поэтому использование нетрадиционных техник по предметам способствует интеллектуальному развитию обучающегося, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

Таким образом, современный урок многогранен и динамичен; многоплановый и конкретизированный; специально организованный и завершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности.

Список использованной литературы

1. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студ.-дефектолог. фак. пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994. — С. 62—79.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений (Текст): в 6 т.- Т.2,5.- М.: Педагогика, 1983.

3. Грошенков, И. А. Уроки рисования вспомогательной школы [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. И.А. Грошенков; - Москва : Просвещение, 1970. - 87 с.

4.Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010. – 480с.

5.Дуброва, Т. И. Требования к организации коррекционно-развивающегося процесса обучения с нарушением интеллекта: методические рекомендации / Т.И. Дуброва; под ред. В.В. Зарубиной, Е.А. Швец. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 20 с.

6.Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. М.: ПЕР СЭ, 2002.

7. Лепская Н.А. Развитие творческой активности на уроках изобразительного искусства. Тезисы к конференции «Педагогика и творчество» /ИФАН, ФО, 1988

8.Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе; общие требования к результатам обучения/ Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина// Дефектология. – 2010. №5. – с. 14-20.

9. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющимся мире. Европа / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.

10. Малофеев, Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: на примере Российской Федерации / Н.Н. Малофеев // Интегративные тенденции современного специального образования. – М.: Полиграф Сервис, 2003. – с. 12-28.

11. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах ИКП РАО. – 2010. - №13.

12. Маймин, Е. А. Эстетика – наука о прекрасном / Е.А. Маймин // Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 192с.

13. Мелехова, О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание / О.П. Мелехова.- Высш. Образование в России. – 2000. - №4. – С. 40 – 43.

14. Нурлыгаянов, И.Н. Представления о человеке с нарушением интеллекта в современном российском обществе/ И.Н. Нурлыгаянов // Дефектология. – 2012. №5. – с.77-83.

15. Нурлыгаянов, И.Н. Особенности и содержание обыденных представлений о лицах с отклонениями в развитии / И.Н. Нурлыгаянов // Дефектология. – 2012. - №3. – с. 64-72.

16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью) интеллектуальными нарушениями) Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2017. - 232 с.

17. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] :учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — 2-е изд., стер. — М., 2004. — С. 30—146.

18. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. Выс. Учеб. Заведений / (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.) / под ред. Н.М. Назаровой.- 8-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

19. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.

20. Туник Е.Е.  Психодиагностика творческого мышления. Креативные тес С.- Пб. 2002.

21.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.

 

22.Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2017

24. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

25. сайт: http://www.profile-edu.ru/korrekcionnaya-pedagogika.html

26. сайт: http://knowledge.allbest.ru

27. сайт: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika

28. сайт: http://kp-uipk.ucoz.ru/index/links/0-9

29. сайт: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/s-chego-nachinat-raskrashivanie-po-nomeram/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дуброва, Т. И. Требования к организации коррекционно-развивающегося процесса обучения с нарушением интеллекта: методические рекомендации / Т.И. Дуброва; под ред. В.В. Зарубиной, Е.А. Швец. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 20 с.

Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010. – 480с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2017

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью) интеллектуальными нарушениями) Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2017. - 232 с.

. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] :учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — 2-е изд., стер. — М., 2004. — С. 30—146.

. Грошенков, И. А. Уроки рисования вспомогательной школы [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. И.А. Грошенков; - Москва : Просвещение, 1970. - 87 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×