Педагогическая статья | Бунина Елена Викторовна . Работа №241108
Автор: Бунина Елена Викторовна
"Пути повышения педагогической культуры семьи: Пути оптимизации сотрудничества у родителей"
Педагогическая статья на тему:
«Пути повышения педагогической культуры семьи: Пути оптимизации сотрудничества с родителями»
Педагогическая культура родителей – это важная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании . С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.
В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:
когнитивный компонент
– это конкретная сумма психологических, педагогических знаний для базового воспитания в семье. Для начала это знание самого ребенка, его физиологического и психологического состояния, далее это осознание ценностей семейной жизни и воспитания, умением находить выход из трудных ситуаций, осознавать трудность семейного воспитания и умение устранения конфликтных ситуаций, знание прав родителей и ребенка;
операционный компонент
– владение различными методами воспитания и взаимодействия с ребенком, умение организовать досуг, позаботиться о роли ребенка в семье и умением установить и обратить внимание на ребенка;
коммуникативный компонент
– умение создать положительный, благоприятную атмосферу в семье, где царит гармония и любовь; взаимопонимание детей, как с родителями, так и с родственниками, научиться принимать их мнение и понимать, что это личности со своей жизненной позицией, поэтому проявлять уважение к их действиям;
рефлексивный компонент
– способность проводить анализ собственных действий и поступков; выбирать и оценивать методы применявшиеся к ребенку, выявлять причины успехов и неудач и не оставлять их без внимания, способность поставить себя на место ребенка и взглянуть на ситуацию другими глазами;
эмоциональный компонент
– способность владеть собой в трудных жизненных ситуациях, стараться понять состояние ребенка на данном этапе времени и в различных ситуациях, понять его проблемы и вовремя оказать ему поддержку и найти выход из ситуации, уметь сопереживать ребенку.
Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.
Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей.
В основе педагогической культуры родителей лежит:
дискуссия
– в ходе, которой родители сами переживают конкретные ситуации;
анализ педагогического опыта –
обсуждение литературы по проблемам в семейной культуре
;
психологические тренинги
- направленность на гармонию между детьми и родителями;
индивидуальное консультирование родителей
– работа с конкретной семьей с целью разбора конкретной ситуации и способа выйти из нее;
тематическое консультирование
– обсуждение одинаковой проблемы между несколькими семьями;
деловые игры
– игры позволяющие научиться
быстро
принимать верные педагогические решения и вовремя исправить свою ошибку;
просвещение через Интернет
- создание
сайта
на котором родители смогли бы находить интересующую их информацию, делиться опытом и помогать другим родителям.
Отметим, что эффективнее всего, когда формирование педагогической культуры родителей проходит в двух формах, это коллективные дискуссии на волнующие вопросы нескольких семей, так и индивидуальная работа семьи и педагогом на конкретную проблемы, изучение теоретических знаний и рассмотрение их на практических занятиях, обмен опыта между родителями по вопросам педагогического воспитания и культурных ценностей у ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:
гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
управление взаимодействием детей и родителей;
единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
многообразие форм работы с родителями;
стимулирование родителей к сотрудничеству;
принцип добровольности;
принцип конфиденциальности.
Делаем вывод, что от семьи зависит будущее и успех ребенка, поэтому важно чтобы родительская культура была на высоком уровне и родители были максимально компетентны со всех вопросах и имели основную педагогическую базу, которая поможет им в воспитании своего потомства.