Методические рекомендации для педагогов по обору содержания, форм, методов и приёмов коррекционно – педагогической работы по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения в дошкольной организации. | Шереметьева Александра Ивановна. Работа №239689
Автор: Шереметьева Александра Ивановна
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Билет № 20 Методические рекомендации для педагогов по обору содержания, форм, методов и приёмов коррекционно – педагогической работы по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения в дошкольной организации.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Задачи изобразительной деятельности в специализированном детском саду:
1. Всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание (задача, общая с массовым детским садом).
2. Коррекция зрительной функции.
3. связь с лечебно-коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной деятельности, необходимы в работе детей на аппаратах (
синоптофоре
,
бивизотренере
и т.д.)
Примерными коррекционными задачами на занятиях по рисованию могут быть следующие:
1. Развивать мелкую моторику
2. Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки
3. Закреплять умение фиксировать взор
4. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности.
5. Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину
6. Развивать пространственное представление детей
7. Закреплять знание цветов радуги.
8. Закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки
9. Формировать представление о теплых и холодных тонах.
10. Учить воспроизводить изобразительные средства перспективы.
11. Развивать умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу.
Коррекционная направленность занятий:
1. использование специальной наглядности:
- более крупной фронтальной (до 15-20 см);
- дифференцированной индивидуальной (1-5 см);
- использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов;
- преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза;
- подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.
2. выбор методов и приемов с учетом:
возрастных и индивидуальных возможностей;
- состояние зрительных функций;
- уровня развития зрительного восприятия;
- динамических характеристик (смена деятельности на занятиях);
- уровня сформированности формообразующих движений руки, способствующих развитию глазодвигательных функций.
3. индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учетом:
- рекомендации учителя-дефектолога;
- уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определенного размера индивидуальных пособий, упрощенный или усложненный вариант задания, дифференцированная оценка результатов работы);
- уровня владения ребенком приемами и навыками;
постепенности отработки каждого приема без повторения одного и того же задания;
- соблюдения последовательности в использовании приемов обучения;
- остроты зрения;
- характера деятельности ребенка (быстрое вхождение в контакт, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности, уровня развития познавательных и мыслительных процессов.
Требования к качеству демонстрационного и раздаточного материала:
1. Контрастность
предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают чёрные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми на чёрном. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.
2. Соблюдение в изображениях п
ропорциональности
отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов,
соотношение
с
реальным цветом
объектов,
высокий цветовой контраст
, более
чёткое выделение
ближнего, среднего и дальнего планов.
3. Цветовая гамма.
Правильное сочетание предмета и фона по цвету, способствует лучшему рассмотрению объекта во всех деталях, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться. Например, красный рядом с жёлтым часто видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – чёрным, красный – бордовым. Наиболее благоприятен показ предмета на чёрно-белом фоне, либо на зелёном (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или жёлто- красно-оранжевом (стимулирующем).
4. Насыщенность тонов
– 0,8-1,0.
5. Величина демонстрационных объектов должна быть не менее 15-20 см (при использовании натуры не менее 20-25 см). Величина раздаточного материала должна быть определена в зависимости от двух факторов – возраста и зрительных возможностей детей. Зрительные возможности определяются совместно с врачом-офтальмологом в зависимости от характера зрительной патологии. Размер перцептивного поля раздаточного материала, предъявляемого ребёнку, составляет от 0,5 до 50º, но наиболее часто применяются угловые размеры от 10 до 50º угловые размеры изображений – в пределах 3 -35º
.
6. Расстояние от глаз демонстрационного материала - при остроте зрения ниже 0,4 материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета; при остроте зрения выше 0,4 – более 1 м (в зависимости от рекомендаций врача-офтальмолога). Расстояние от глаз раздаточного материала определяется для каждого ребёнка индивидуально (20-30 см), картинки предъявляются под углом от 5 до 45º относительно линии взора.
Методы и приемы изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения:
Речь взрослого – образец для подражания
Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.
В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает словарь детей.
Обследование предметов
Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения реально существующих предметов.
В предметном рисовании в качестве основных направлений обследования предметов выделяются следующие:
1. Восприятие детьми целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей)
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)
4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям
5. Повторное целостное восприятие предмета
Комментирование действий
В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.
Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает две равнозначные задачи:
развитие зрительного восприятие,
развитие речи и развитие изобразительных навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их расположения, формы, величины, пропорции и т.д.
Воспроизведение движений в воздухе
В обучении детей с нарушениями
зрения
является специфичным использование таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки (карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз».
Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к выбору цвета и т.д.
Сравнение как прием обучения
Занятия рисованием развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также отмечает, что дети выполняют разные действия.
Сравнение как прием обучения
Занятия рисованием развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также отмечает, что дети выполняют разные действия.