Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика формирования осанки | Аксюкова Ольга Александровна. Работа №239541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Аксюкова Ольга Александровна
В статье указаны виды деформаций и причины возникновения нарушения осанки у детей и подростков, методологические подходы к использованию средств физической культуры при корреции отклонений в развитии, основные принципы профилактики и лечения позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом, методологические особенности проведения занятий коорегигующей гимнаститк при нарушениях осанки.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат №36 города Ставрополя»

 

 

Методика формирования осанки.

 

Учитель физической культуры Аксюкова Ольга Александровна

 

 

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Физиологические изгибы - шейный и поясничный лордозы (изгиб выпуклостью вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (изгиб выпуклостью кзади) - обеспечивают позвоночному столбу человека рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений, а также увеличивают его устойчивость и подвижность.

Позвоночник новорожденного лишен физиологии. Они формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении этого угла позвоночный столб сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза – изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются. Шейный лордоз развивается сразу после начала держания головы в первый месяц жизни. Грудной кифоз устанавливается предварительно после 6-7 мес., когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 мес., когда ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить, и окончательно формируется в школьные годы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, и потому именно в этот период легко формируются ее нарушения. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре человека с нормальной осанкой определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка поднят, а линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха (выступ у основания ушной раковины), горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии, Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы - на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной, клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке - в пределах 35-55°. Он меньше у мальчиков (и мужчин).

Сколиоз (от греческого skoliosis-искривление) -боковое искривление позвоночника. Весьма распространённая деформация опорно-двигательного аппарата. Наиболее опасным считается возраст от 10 до 14 лет. Но выявляются нарушения осанки уже с 2-летнего возраста. У девочек встречается в несколько раз чаще, чем у мальчиков. Предполагают, из-за того, что последние гораздо более подвижные. Нарушения осанки - это - очень распространённое явление приближается к 70% от всего подрастающего поколения, это функциональное, то есть легко обратимое состояние (например, при упражнении "дотянитесь и опять измерьте длину ног в положении лёжа"). А сколиоз - это уже болезнь, явная патология. Отличить их друг от друга можно с течением достаточного периода времени - истинный сколиоз фатально прогрессирует, его можно только приостановить. Либо он сам остановится на каком-то этапе деформации позвоночника. Нарушения осанки можно подкорректировать.

Гипотетические причины сколиоза лучше всего сформулировал отечественный вертебролог профессор Э.В.Ульрих. Огромное значение имеют наследственные факторы. То есть, какие гены нам достались от родителей, бабушек-дедушек и прочих предков - такие у детей и разовьются задатки. На втором месте стоит экология в широком смысле слова - образ и рацион питания, гербициды, пестициды, консерванты (а теперь и трансгенные продукты), гиподинамия, неудобные длительные позы, в школе и перед монитором компьютера, утомление органа зрения, перегрузка информацией, атмосферные метеорологические факторы. Много бед наносят родовые микротравмы, которые неизбежны при самых бережных родах. Даже при кесаревом сечении.

Степень искривления позвоночника, граничащая с нормально допустимой "наклонной" осанкой - допускается до 178-177 градусов. Если считать позвоночник прямой линией с развёрнутым углом 180 градусов, то компенсаторное "пружинящее" смещение, на два градуса не является катастрофой. Степени сколиоза, превышающие 175 градусов, выявляются при медицинских осмотрах и нуждаются в специальном лечении (у ортопеда и других, специалистов). Рассмотрим наиболее распространённые нарушения осанки.

При правильной осанке части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Осанку определяют такие факторы, как длина и форма конечностей, угол наклона таза, форма позвоночника и лопаток, степень развития мускулатуры, наличие хронических болезней. Что является первопричиной нарушений осанки? Нервная система получает информацию о положении тела, степени напряжения той или иной мышцы, нагрузки на тот или иной сустав. Источники информации многочисленные чувствительные - рецепторы. Используя информацию, нервная система управляет мышцами. Стимулом к нарушению осанки может явиться любой фактор, блокирующий передачу сигналов от рецепторов - боли в животе, травмы или банальная неудобная поза.

Оформившееся нарушение осанки нельзя исправить насильственным принятием прямой позы. Однако прогрессивные методы лечения позвоночника придут вам на помощь и излечат от неприятного недуга. Они помогут найти причину нарушения и «переобучить» нервно-мышечный аппарат. Если поставлен диагноз «нарушение осанки», то лучше всего использовать мануальную терапию и лечебную гимнастику. Так же можно и комбинировать эти виды лечения позвоночника, что придаст ему большую эффективность. Специальные системы мышечных тестов помогут быстро обнаружить «виноватую» группу мышц и без лишних слов перейти к ликвидации болезни.

Сколиоз и нарушенная осанка являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения, ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60%, а сколиоз поражает в среднем 10 -15 % детей. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного, или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц , удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной, нарушения осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний, облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных' изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике, развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как, правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни. Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного, лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах . Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.

В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место, каждый третий ученик имеет нарушения осанки.

К сожалению, многие дети даже не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может явиться причиной многих других болезней. Большинство болезней позвоночника связано с повреждением межпозвоночных дисков. Диск-главный амортизатор позвоночника. Если диск теряет свою упругость и деформируется, его тело выходит за пределы позвонка и сдавливает (ущемляет) нервы. В результате сначала появляются боли в спине, а затем нарушается работа того органа, который обслуживается ущемленным нервом. Уплощение межпозвоночных дисков приводит к «оседаю» позвоночника или к еще большему его искривлению. Это плохо сказывается, во-первых, на внутренних органах: они смещаются, в них нарушается кровообращение! Во-вторых, страдают мышцы (особенно спины). Напряжение мышц увеличивается,и от этого ухудшается подвижность позвоночника. Позвоночник постепенно теряет свою гибкость, а это приводит к разным болезням.

Скелет человека состоит из 86 парных и 34 непарных костей. Скрепление между собой, они являются опорой, своеобразным каркасом тела. Прочность и одновременно гибкость этого каркаса обеспечивается за счет трех типов соединений костей:

неподвижного (в качестве примера может служить сращение костей таза); при помощи хрящей и связок (так соединяются, например, ребра с грудиной; соединения такого типа имеют небольшую подвижность); подвижного (через сустав, где две кости заключены в прочную оболочку - суставную сумку, содержащую смазку (синовиальную жидкость), благодаря которой уменьшается трение костей друг о друга). Большинство костей скелета соединены с помощью суставов. Поэтому человек может передвигаться, наклоняться, поворачиваться, то есть выполнять разнообразные действия.

Важное значение скелета - защита мозга и внутренних органов. Так, головной и спинной мозг заключены в костные футляры-череп и позвоночник. Сердце, легкие, печень и селезенка защищены ребрами. А кости таза вместе с позвоночником закрывают органы мочеполовой системы и нижние отделы кишечники. Особую роль - в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состоит позвоночник из 24 подвижно соединенных между собой позвонков, а также крестца и копчика, которые представляют собой сросшиеся позвонки. Различают 7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных позвонков. Подвижность позвонков по отношению друг к другу обеспечивается хрящевыми прокладками (межпозвоночными дисками), а также суставами и связками. Позвоночник имеет 8-образную форму. Благодаря такой форме он является хорошим амортизатором, то есть смягчает нагрузку на тело, что особенно важно при ходьбе, беге, прыжках. Состояние позвоночника очень важно, для здоровья. Помещенный внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов, расходящихся через межпозвоночные отверстия во все участки тела. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов, а далее - к нарушению работы тех органов, которые управляются этими нервами.

Нарушение осанки (сколиоз) является одной из ведущих проблем ортопедии, со времени выделения ее как научной медицинской дисциплины. Нарушение осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а)"сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б)"круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении, грудного отдела позвоночника;

в)"вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г)"кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;

д)"плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. ,

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении; деформация 2 степени – отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке; деформация; 3 , степени – искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия, треугольников талии, пояса верхние-конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени, от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило,

характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. В отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия), Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области. На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника. Наибольший практический интерес представляет идиопатический сколиоз, составляющий 90% всех случаев и поражающий, по данным ЦИТО (1981), 6-8% детей. В последние десятилетия отечественные ортопеды из группы идиопатических сколиозов выделяют группу диспластических. В отличие от А.А. Козловского (1932), современные ученые к ним относят не только сколиозы, возникающие на почве неправильного развития пояснично-крестцовой области, но и все аномалии в паравертебральных тканях позвоночника на любом его уровне, исключая грубые (полупозвонки, синостозы позвонков и ребер и др.). Такие сколиозы называют врожденными (А.И. Казьмин, И.И. Кон, В.Е. Беленький, 1981). Диспластический сколиоз рассматривается как компенсаторно-приспособительные изменения в позвоночнике, обусловленные прямохождением на фоне системной патологии соединительной ткани (накопление гликозоаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение содержания гиалуроновой кислоты и др.), проявляющейся в потере её прочности и эластичности (И.И. Кон, В.Е. Беленький, Р.Д. Назарова, 1994). В процессе освоения ребенком вертикального положения тела, вследствие слабости соединительной ткани фиброзного кольца межпозвоночного диска, происходит разволокнение этого кольца и постепенное смещение пульпозного ядра. При прогрессировании болезни оно смещается в выпуклую сторону. На вершине первичного искривления развивается асимметрия дисков. С дегенерацией пульпозных ядер эта асимметрия исчезает и появляется клиновидность тел позвонков (А.И, Казьмин, 1972).

На основании хирургического опыта Ю.И. Поздникин (1997) делает вывод, что основным фактором ригидности сколиотических дуг является дисково-связочный аппарат и торсионно-клиновидная деформация позвонков. И.З. Нейман, Н.Н. Павленко (1984) рассматривают эти изменения как пусковой механизм, после которого в развитие деформации включается ряд других систем, в том числе и все механизмы регуляции позы человека. Исполнителем всех этих процессов является мышечная система, т. е. та активная сила, которая деятельно способствует сохранению равновесия. В этом отношении связочный аппарат, по мнению А.И. Казьмина (1972), выступает как пассивная сила.

Установлено, что основную роль в удержании тела на уровне искривления играют поперечно-остистые мышцы. Данные ЭМГ исследований подтверждают, что в области искривления активность глубоких мышц наиболее выражена на выпуклой стороне позвоночника (И.А. Мовшович, 1984; Zetterberg, Annianson, Grimby 1983). Исследование С.А. Бумаковой, А.А. Шевченко и М.Г. Дудина (1998) выявило, что у детей с идиопатическим сколиозом II и III степени электроактивность поверхностных и глубоких мышц спины на выпуклой стороне сколиотической дуги на 200-300 мкВ больше, чем на вогнутой. Высокая мышечная электроактивность на выпуклой стороне' наблюдается без существенных изменений коэффициента асимметрии от линии остистых отростков до задней аксиллярной линии. На основании корреляционного анализа авторы отмечают ротирующую роль паравертебральных мышц спины и деротирующий эффект поверхностных мышц. Т.С, Винокурова, И.К. Филиппов (1997) асимметричность амплитуды электрической активности паравертебральных мышц объясняют тем, что мышцы, расположенные на стороне, куда смещается пулытозное ядро, работают на укороченном плече, развивая значительные усилия. Формирование клиновидности и торсии обусловлено ростом и развитием позвонков в изменённом силовом поле (Я.Л.Цивьян,1980; Trontelj, Pecak, Dimitrijevic, 1979).

Поэтому на выпуклой стороне сколиотической деформации позвоночника мышцы истончены и подвержены фиброзным изменениям, на вогнутой - укорочены и находятся в состоянии жировой дегенерации (Я.Л. Цивьян, А.М. Зайдман, 1978; Rogala Drummond Gutt 1996),

Таким образом, изменения, происходящие при сколиозе, являются отражением роста и развития позвоночника в условиях воздействия на него механических сил, - компенсирующих смещение пульпозного ядра. Обнаруженные изменения структуры мышц многие исследователи рассматривают как вторичные, развивающиеся в результате прогрессирования сколиотической деформации позвоночника (А.И Казьмин, В.Е. Беленький, 1984). И.А. Мовшович (1984), изучая у больных сколиозом 1 степени состояние паравертебральных мышц методами электронной микроскопии, рентгеноструктурного анализа и биохимии сократительных белков (актина, миозина, актомиозина), выявил значительные изменения в них, укладывающиеся в понятие "нарушения изотонического состояния мышечных волокон". Именно такое состояние возникает на вогнутой и выпуклой стороне деформации при сколиозе, и по своей природе оно является вторичным (В .Я Фищенко, Саед Мухсен, 1997).

В научной литературе имеются и противоположные точки зрения. Сторонники гипотезы о мышечно-связочной недостаточности утверждают, что при сколиозе нарушается симметрия в работе мышц и связок, в этом они видят основную причину заболевания. И.А. Ильясевич (1974) считает, что этиологическая роль в возникновении сколиоза принадлежит первичному поражению нервно-мышечного аппарата. Асимметричное замещение мышечных волокон и пучков ригидными тканями фиброзного характера, не обладающими способностью к растяжению, становится односторонним тормозящим фактором для позвоночника в период его интенсивного развития. Данное состояние обусловливает возникновение и прогрессирование сколиотической деформации. При этом патологическая сущность врожденного нарушения строения паравертебральных1 тканей по гистологической картине имеет первичную диспластаческую основу (А,Л.Латыпов, Н.А. Латыпова, 1984). Такая трактовка, по А.И. Казьмину, И.И. Кону, В.Е. Беленькому (1981), укладывается в рамки понимания диспластического синдрома как следствия нарушения метаболизма соединительной ткани.

Г.И.. Гайворонский (1984) ведущую роль в развитии сколиоза отдает первичной патологии ЦНС. По мнению автора, в результате поражения нервной системы возникает дисфункция эндохондрального костеобразования в позвонках. В связи с этим представляет интерес предположение Ф.С. Бзрера (19?4), ,что метаболизм смежных тел позвонков зависит от полноценного кровоснабжения этих тканей. Нарушение микроциркуляции тел позвонков является причиной изменения метаболизма межпозвоночных дисков, так как диффузия продуктов обмена осуществляется непосредственно между костной тканью позвонков и дисков.

И.И. Кон, В.Е. Беленький, Р.Д, Назарова (1994) отмечали у больных сколиозом присутствие дизрафического статуса: разный цвет глаз, разница в размере и форме глазных щелей, микрогения, разная степень развития грудных желез у девушек. По их мнению, проявление дизрафического статуса встречается у 95% больных идиопатическим и диспластическим сколиозом, у 100°/о больных врожденным сколиозом и только у 5% здоровых людей. А.ВД. Ратнер (1990) на основании многолетних наблюдений пришел к заключению, что нарушения - иннервации длинных и, коротких паравертебральных мышц, связанные с родовыми повреждениями спинного мозга, по мере роста ребенка, особенно в периоды интенсивного роста, могут провоцировать формирование сколиотической деформации позвоночника.

Ряд авторов считает, что дети, больные сколиозом, в возрасте до 10-11лет опережают в росте своих здоровых сверстников за счет более раннего и выраженного предпубертатного ростового скачка. Другие, напротив, не находят существенных особенностей в характере и темпах роста у данной группы больных.

Противоречивы литературные сведения о процессе подового созревания девочек с рассматриваемой патологией. Считается, что пубертатный период у них начинается несколько раньше, длительность его больше, чем у здоровых подростков (И.И, Кон, Е.Н. Бахтина, В.С. Соловьёва, 1989). ВГШУЛУОШ! (1980) отмечал у девочек с нарушением осанки ПНУ степени, тенденцию к более позднему половому созреванию.

Общепринятой особенностью данного заболевания является то,что предпубертатный и пубертатный периоды, когда происходитперестройка эндокринной системы, ученые относят к зоне повышенного риска. В эти периоды наблюдается более бурное прогрессирование деформации позвоночника, чем в период детства, причем у девочек сколиоз прогрессирует в 6-8 раз чаще, чем у мальчиков, (Е.П. Бахтина, 1990), Прогрессирование деформации позвоночника связывает не с усиленным ростом как таковым, а с эндокринными сдвигами, происходящими в организме ребенка в процессе полового созревания и обусловливающими ускорение темпов роста тела в длину (И.И,, Кон, Е,В, Бахтина, ОТ., Замятина, 1986), Перечисленные выше данные говорят о возможной заинтересованности эндокринной системы в прогрессировании данного заболевания в пубертатном - периоде. Кроме того, обнаруженные метаболические нарушения в костной и хрящевой тканях могут определяться гормональным дисбалансом.

Комплексные обследования детей, с выраженной деформацией позвоночника выявляли нарущения функции внешнего дыхания, сердечно¬-сосудистой системы, газообмена и кислородно-щелочного баланса (В.Я.Фищенко, Саед Мухсея, 1997).

Симптоматика сколиоза затрагивает и другие жизненно важные функциональные системы организма.

В процессе прогрессирования сколиоза существенной деформации подвергается грудная клетка. По мнению В.Л, Федотова (1984), деформация грудной клетки при боковом искривлении свыше 30° представляется косметически более невыгодной, чем при меньшей степени искривления; имеется остроконечное реберное выбухание, значительная разница в величине половин грудной клетки на выпуклой и вогнутой стороне. Чем выше темпы прогрессирования, тем раньше формируется грудная клетка такого типа и тем неблагоприятнее прогноз. Образование на выпуклой стороне искривления реберного горба и уплощение ребер на вогнутой стороне уменьшают объем грудной клетки, нарушает механизм её дыхательных движений. Причиной нарушения функции внешнего дыхания и гемодинамики у детей с 111-1V степенью сколиоза является резкая деформация грудной клетки (П.Я. Фищенко, Саед Мухсен, 1997). Т.Р, Шумская (1981) регистрировала нарушения функций внешнего дыхания даже на начальной степени заболевания, которые прогрессивно усугублялись с развитием болезни. При тяжелых искривлениях (особенно при верхнегрудных сколиозах) возможна резкая гипервентиляция (300-316 %), которая не устраняется даже при дыхании смесью, обогащенной кислородом. Это свидетельствует о выраженной недостаточности внешнего дыхания. Происходит переход состояния из стадии компенсации в стадию декомпенсации респираторной системы (Г.М, Капустина, 1969). А.М. Соколюк (1984) наблюдал гипервентиляцию легких при сколиозе I степени. Выраженные деформации грудной клетки сопровождаются нарушениями функций сердечно-сосудистой системы.

В последние годы отечественные учёные к факторам риска стали относить несбалансированность продуктов питания и техногенное загрязнение окружающей среды (Ю.И. Поздникин, АЗ. Овечкина, К.С. Соловьева и др„ 1998). Особенности течения диспластического сколиоза начальной степени у детей в условиях промышленного города исследовали А. П. Афанасьев, АЗ. Овечкина, В.И. Садофьева (1997). Авторы отмечали, что в условиях технологического загрязнения окружающей среды скелет человека, а, в особенности детский, в связи со специфическими депонирующими свойствами костной ткани, наиболее подвержен заболеванию, чем другие органы и системы организма.

Сколиоз не является заболеванием с доброкачественным течением. У детей часто встречаются врожденные пороки сердца, легких (агенезия части легкого), мочеполовой и центральной нервной систем. В тяжелых формах возможны и угрожающие жизни осложнения.

Анализируя вышеизложенное, можно предположить, что сколиоз является одним из признаков каких-то причин, имеющих общий патогенетический механизм. При этом нарушение осанки на различных этапах онтогенеза оказывает - существенное воздействие на общий функциональный статус растущего организма. Для подростков самое серьезное осложнение - это деформация грудной клетки. Психологические проблемы у них возникают из-за осознания себя неполноценными гражданами. Рекомендуется не пренебрегать этой стороной заболевания, являющейся сильным травмирующим фактором. К сожалению, в литературе данным аспектам проблемы не уделено должного внимания.

Возникновение и развитие нарушения осанки характеризуется ортопедической наукой как сложный процесс, протекающий в период роста скелета. Умение управлять им является сущностью консервативного лечения данного заболевания у детей и подростков. И.А. Мовшович и И.А. Рид (1969) выделяют три основных фактора развития этого заболевания:

-диспластический фактор;

-нарушающий нормальное развитие структур позвоночника;

-обменно-гормональный фактор, создающий общий патологический фон в организме;

- статико-динамический фактор, который приобретает особое значение в период формирования структурных изменений позвонков,

В системе мер профилактики лечения и реабилитации детей, страдающих этим недугом, ведущее место занимает ЛФК, При консервативном лечении она рассматривается как часть ортопедического режима. В.Е. Беленький, Р.Д. Назарова (1994) подчеркивали роль активной тренировки мышц с помощью физических упражнений и лечебного плавания как средства формирования мышечного корсета на фоне разгрузки позвоночника (корсет, гипсовые кровати и др.).

Методики занятий физическими упражнениями при нарушениях осанки различного генеза представлены в работах В.Н. Мошкова (1963), А.М. Рейзмана и Ф.И. Багрова (1963), А.Ф. Каптелина (1969, 1980), В.А. Епифанова и Н.Я, Прокопьева (1992), Л.А. Дрожжиной (1981), А.В. Овечкиной и др (1999). ЛФК в этих исследованиях включает лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж, коррекцию положением и элементы спорта. Специалистами сформулирована и основная цель занятий ЛФК при нарушениях осанки у детей и подростков: при помощи физических упражнений обеспечивать профилактику прогрессирования сколиотической деформации и закреплять положительных результатов, достигнутых в процессе ортопедической коррекции.

В зависимости от тяжести деформации и планируемого результата лечения, используются упражнения двух типов - симметричные и, асимметричные. В основе первых лежит принцип минимального биологического воздействия, гимнастических упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют - учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночника. По мнению В.Л. Андрианова, Г.А. Баирова, В.И. Садофьевой и др. (1985), это снижает до минимума риск их ошибочного применения, Симметричные упражнения оказывают различное воздействие на мышцы туловища с вогнутой и выпуклой стороны, которые в результате искривления позвоночника находятся в физиологически несбалансированном состоянии.

К слабым мышцам при каждом симметричном движении предъявляются повышенные, функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивнее, чем более сильные мышцы. В этом заключается суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного мышечного корсета(В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.И, Антуфьев, 1990). А.Б. Гандельсман (1962) отмечал, что симметричные упражнения не нарушают возникающие у больных компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Поэтому данная группа упражнений наиболее часто используется в комплексах ЛФК при нарушениях осанки у детей и подростков.

Асимметричные упражнения направлены на выравнивание дуги искривления позвоночника через растяжение мышц и связок на вогнутой и укрепление их на выпуклой стороне (В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.И, Антуфьев, 1990). По мнению Е.В. Богуцкой, И.Ф. Назарова, К.В.Васильева (1983), эти упражнения требуют индивидуального подхода и используются только при наличии одной дуги искривления, и ли двух дуг, но расположенных далеко друг от друга. А.В. Овечкина, Л.А. Дрожжина, В.А. Суворова, Г.М. Мухина (1999) в комплексах лечебной гимнастики, помимо симметричных укладок и физических упражнений, рекомендуют асимметричные нагрузки для дифференцированной тренировки определенных групп мышц. С этой целью при выполнении упражнений ЛФК ими используются асимметричные укладки и позы коррекции. Данная методика требует индивидуального подбора, определяемого особенностями сколиотической деформации, ротационным компонентом и работоспособностью скелетной мускулатуры. Асимметричная тренировка пояснично-подвздошной мышцы, по И.И. Кону, на вогнутой стороне деформации эффективно используется при грудопоясничном сколиозе с вершиной искривления на уровне - грудных позвонков. В отличие от симметричных, асимметричные упражнения выполняются под врачебным контролем и противопоказаны к применению при наличии выраженных прогрессирующих признаков в динамике нарушения осанки (Г.И. Герцен, А.А, Лобенко, 1989; И.И. Кон, В.Е.Беленький, Р.Д. Назарова, 1994). (Приложение 8)

А.М. Рейзман, Ф.И. Багров (1963), А.Ф. Каптелин (1969) для коррекции деформации позвоночнику и грудной клетки рекомендовали в комплексах лечебной гимнастики использовать деторсионные упражнения. (Приложение 9) По мнению ученых, эти упражнения необходимо выполнять в тех случаях, когда в сколиотической деформации преобладает торсия позвонков. В.Д. Чаклин и Е.А. Абальмасова (1973) считают, что прогрессирование сколиотической деформации позвоночника - это прогрессирование торсии. При правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем - наоборот. Если в процессе роста диспропорциональность основных анатомических ориентиров на туловище не увеличивается или уменьшается, а величина первичной торсии и наклона не превышает исходной величины, считается, что сколиотическая деформация не прогрессирует (Г.Г. Эпштейн, 1981; Е.В. Богуцкая, И.Ф. Назарова, К.В. Васильева, 1983). Нужно подчеркнуть, что вопрос о деторсионных упражнениях до настоящего времени остается недостаточно изученным, и поэтому применение их должно быть ограничено. Не опровергнуто предположение И.А. Мовшовича и И.А. Рица (1969), что подобные упражнения не вызывают деротации отдельных позвонков, как полагали А.М. Рейзман, Ф.И. Багров (1963), А.Ф. Каптелин (1969), а способствуют повороту всего сегмента позвоночника на концах дуги искривления. Последовательны в этом плане И.И. Кон, В.Е. Беленький, Р.Н. Назарова (1994), запрещающие при лечении детей и подростков на занятиях ЛФК использовать висы и пассивные вытяжения, а также упражнения, мобилизующие позвоночник за счет увеличения гибкости и вращающие туловище вокруг продольной его оси, Достигнутая таким образом коррекция в дальнейшем сменяется прогрессированием нарушений опорно-двигательного аппарата (Е.В. Богуцкая, И.Ф. Назарова, К.Д. Васильева, 1983). При 'выполнении больными детьми упражнений в виде пассивного виса или вытяжения А.В. Овечкина, Л.А. Дрожжина, В.А. Суворова, Г.М. Мухина (1999) наблюдали у них перерастяжение суставно-связочного аппарата и мягких тканей позвоночника, что способствует дальнейшему прогрессированию деформации. Допускаются только самовытяжения в исходном положении лежа (В.А. Епифанов, Г.Л. Апанасенко М.И. Фонарев и др., 1990). В связи вышеизложенным, представляет определенный интерес экспериментальное исследование, проведенное Г.А. Илизаровым, А.М.Мархашовым, И.А. Имерлишвили (1984), подтвердившее, что выявленная Г.А. Илизаровым закономерность стимулирующего влияния растяжения на рост и регенерацию тканей распространяется на ткани позвоночника.

Однако М.И. Фонарев и Т.А. Фонарева (1981) отмечали невозможность исправления или коррекции дефекта позвоночника без увеличения его подвижности и мобильности. Для решения этой задачи средствами ЛФК они рекомендовали использовать следующие упражнения: ползание на четвереньках, упражнения на наклонной плоскости и смешанные висы.

В учебнике по ЛФК В. А. Епифановой и Г. А. Апанасенко (1990) разгрузка позвоночника также рассматривается как необходимое условие для специального нелокального воздействия на него. Подчеркивается, что положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать, на зону костной деформации, но и улучшать крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках; Предлагается комбинировать, разгрузку с пассивным и активным вытяжением. К пассивным вытяжениям авторы относят длительное пребывание на функциональной кровати с приподнятым головным концом. Продольная тяга осуществляется при помощи манжетки с грузом от 5 до 10 кг, надеваемой на тазовый, пояс, при фиксированном ремнями верхнем плечевом поясе. В определенных случаях параллельно используется и поперечное вытяжение.

Активное вытяжение предложено в виде висов на гимнастической стенке и упражнений с элементами потягивания вверх из различных исходных положений. Эффективность специальных упражнений, избирательно укрепляющих мышцы спины и живота в положении лежа с некоторым увеличением подвижности позвоночника при вытяжении его по оси, отмечал А.Б. Гандельман (1962). Симметричные и асимметричные упражнения применялись им для вытяжения всего позвоночника и отдельных его частей. Однако следует согласиться с тем, что увеличение мобильности искривленного позвоночника бед последующего удержания его в коррегированном положении может способствовать увеличению сколиотической деформации.

В литературе изложено несколько методологических подходов для эффективного решения этой проблемы. Наиболее распространенным является сочетание режима разгрузки позвоночника (сон на жесткой или гипсовой кровати, ношение корсетов различной модификации, выполнение уроков в положении лежа) с регулярными занятиями физическими упражнениями, направленными на укрепление мышц спины и живота (А.И. Казьмин, ИЖ Кон, В.Е. Беленький, 1981), В.Л. Андрианов, Г.И. Баиров, В.И. Садофьева, Р.Э. Райе (1985) предлагают в процессе занятий лечебной гимнастикой создавать новые условно-рефлекторные связи для восстановления правильного положения тела на основе совершенствования общей координации движений, увеличения силы и выносливости мышц, дифференцированного использования специальных коррегирующих упражнений. Для укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения общего развития в ЛФК при сколиозах, наряду со специальными упражнениями, рекомендуется широко использовать общеукрепляющие упражнения (И.Д, Ловейко, М.И, Фонарев, 1988). Обязательным является включение - в комплексы лечебной гимнастики упражнений, улучшающих функциональное состояние системы дыхания (З.А. Ляндрес, О.П. Зайдель, 1977). Одним из элементов комплексного лечения нарушений осанки является лечебное плавание (Б.И. Альтерман, 1974; Е.Е, Лосинова, 1974; Г.В. Долеся, Г.Г. Петренко, 1980; А.Ф. Каптелин, 1980). Занятия в воде способствуют самокоррекции искривленного позвоночника, укреплению мышц туловища. При лечебном плавании реализуются два основных компонента лечения нарушений осанки: самовытяжение и укрепление мышц в условиях, естественной разгрузки позвоночнику. Специалисты по ЛФК и ортопеды в качестве основного стиля при плавании рекомендуют, использовать брасс с удлиненной, паузой скольжения. При плавании брассом движения рук строго скоординированы с движениями грудной клетки, сокращениями диафрагмы и мышц брюшного пресса. Этот стиль плавания исключает ротационные движения позвоночника, Г.И. Герцен и А.А. Лобенко (1991) рекомендуют назначать детям плавание при помощи ног кролем на животе, спине и боку- (противоположном искривлению) с симметричным и асимметричным положением рук. (Приложение 4)

На занятиях с детьми старшего, возраста рекомендуется использовать плавание стилем баттерфляй с симметричными движениями рук и ног. Плавание целесообразно назначать в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями: коррегирующей гимнастикой, массажем, физиотерапевтическим лечением (Б.И. Альтерман, 1974). При плавании в лечебных целях рекомендуется выполнять движения, которые способствуют коррекции искривления позвоночника, например, использовать плавание с длительной паузой между движениями и скольжением по воде. Лечебное плавание, по мнению А.Ф. Каптелина (1980), противопоказано при прогрессирующих формах сколиоза.

В последние годы для функциональной и. психологической реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата широко используются тренажеры различного вида. Тренажерная гимнастика в данном случае способствует избирательному воздействию на определенные мышечные группы нагрузки, дозированной по весу и количеству повторов упражнений, Они увеличивают силовую выносливость, сократительную способность и работоспособность мышц улучшают функциональные показатели системы дыхания. Отмечалось, что использование тренажеров при комплексном лечении создает положительный психо-эмоциональный настрой, развивает волевые качества и самоутверждение занимающихся. Тренажерную гимнастику при нарушениях - осанки рекомендуют назначать с учетом клинико-рентгенологической картины и возрастных особенностей больных детей. Для разгрузки позвоночника следует выполнять упражнения в положении лежа и регулярно проводить мониторинг за показателями состояния мышечной системы. По их мнению, нерациональное использование тренажерной, гимнастики может привести к усилению мышечного дисбаланса и дальнейшему прогрессированию деформации позвоночника.

Сочетание физических упражнений с массажем значительно увеличивает их эффект. Г.И. Герцен, А.А. Лобенко (1991) относят массаж к обязательным, компонентам функционального лечения детей с нарушениями осанки. Эффективность массажа, определяется правильностью учета его физиологического действия. В области вогнутости искривления позвоночника на стороне сокращенных мышц используют приёмы расслабления (вибрация, поглаживание и др.); на стороне выпуклости искривления, где мышечный тонус ослаблен, арсенал манипуляций руками не ограничен (М.И. Фонарёв и Т.А. Фонарёва, 1981).

Отрицательную реакцию у отечественных и зарубежных ортопедов вызывает использование мануальной терапии (остеопатии) при лечении нарушений осанки и сколиоза у детей и подростков. После её применения возрастает нестабильность позвоночника и временный положительный косметический эффект, обусловленный растяжением соединительной ткани после манипуляций, сменяется бурным прогрессированием сколиотической деформации позвоночника в период роста.

Нормальному физическому развитию детей способствуют полноценные занятия физической культурой. По мнению В.А.Ишал(1990),стереотипная рекомендация - освобождение от занятий физкультурой, автоматически следующая за выставлением диагноза сколиоз любой степени и этиологии, верна в случаях катастрофически развивающейся сколиотической деформации. Автор рекомендует не только сохранять обычный образ жизни, но и существенно увеличить продолжительность и интенсивность занятий физической культурой, причем желательно заниматься не просто физкультурой, а спортом, без существенных ограничений в движениях. О необходимости достаточного наполнения занятиями физической культурой двигательного режима ребенка, страдающего нарушением осанки, для его гармоничного» развития говорили Е.В.Богуцкая, И.Ф. Назарова, К.В. Васильева (1983). К ним относили утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультуру в школе, специальные ежедневные занятия лечебной гимнастикой в поликлинике или дома, элементы спорта, подвижные игры.

Отечественные ортопеды считают целесообразным

исключить висы, упражнения на гибкость, ограничить двигательную деятельность. Больным детям запрещается заниматься теми видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжелая атлетика, дальний туризм с ношением тяжелых вещевых мешков, прыжки в высоту, длину и т,д.), и способствуют разбалтыванию позвоночника (акробатика, спортивная и художественная гимнастика и т.д.).

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что до настоящего времени методологические подходы к использованию средств физической культуры при коррекции отклонений в развитии позвоночника у детей и подростков окончательно не обоснованы. ЛФК рассматривается в них как часть ортопедического режима. Последнее обстоятельство существенно ограничивает ее возможности в профилактике и лечении сколиозов и нарушении осанки у детей и подростков. Предложенные в научной литературе принципы использования средств физической культуры при сколиозах не в полной мере реализуют функциональные возможности растущего организма. Это обстоятельство отрицательно влияет на оптимальное функциональное, косметическое и психологическое состояние больных детей и подростков.

Заболевания опорно-двигательного аппарата являются одной из главных причин хронического нарушения здоровья детей. Частота нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата составляет от 47 до 237 случаев на 1000 детского населения, нарушения опорно-двигательного аппарата у детского населения городов России занимают одно из первых мест в общей картине заболеваемости.

Проведенные скрининговые осмотры 12678 детей от 6-ти до 16 лет показали, что только 22,4% детей не имели нарушений в функциональном и анатомическом состоянии опорно-двигательного аппарата, из них 45,4% мальчиков и 54,6% девочек. У остальных 77,6% детей обнаружены более или менее сложные нарушения органов опоры и движения. Из 1000 осмотренных у 252 выявлено нарушение, осанки, у 173 заболевание позвоночника (в возрастных группах 13-14 лет эта цифра увеличивалась до 235) (Ю.И. Поздникин, А. В. Овечкина,К.С.Соловьева и др., 1998, 1999). По сравнению с аналогичными осмотрами,проведенными в 1985 году, частота выявленной патологии значительно увеличилась.

В России существует система медицинской, социальной и профессиональной реабилитации детей, и подростков, имеющих отклонения в развитии позвоночника. Осуществляется раннее выявление и диспансерный учет больных детей, проводятся лечебные мероприятия в ортопедических стационарах, поликлиниках, специализированных школах-интернатах и санаториях (Г.И. Герцен, А.А, Лобенко, 1991; Т.В. Ненашева, Л.А. Комарова, 1995). Диспансеризация детей, больных сколиозом, является важным разделом работы амбулаторного ортопеда. Организм ребенка обладает большими пластическими возможностями. Систематическое и, адекватное лечение способствует улучшению формы и функции деформированного позвоночника (З.А. Ляндрес, О Л. Зайдель, 1977). В противном случае в процессе роста ребенка функциональные нарушения и деформации могут прогрессировать и приобретать необратимый характер, становясь причиной инвалидности взрослых (Ю.И. Поздникин, А.В. Овечкин, К.С. Соловьева и др., 1999). Однако, организаторы - ведущих научно-исследовательских учреждений Е.Н. Бахтина, О.А, Малахов, КХИ. Поздникин, Т.В. Ненашева, А.М. Черкашов, В.Я. Фищенко отмечали невозможность оказания специализированной лечебной помощи всем нуждающимся по ряду причин. В частности, сеть детских поликлиник не обеспечена необходимым количеством групп ЛФК, отсутствуют возможности проведения лечебного массажа и плавания в необходимых объемах. Необходимо расширение, сети специализированных яслей-садов, школ-интернатов и санаториев. В настоящее время из-за нестабильности экономической ситуации в России не приходится ожидать значительных инвестиций, направленных на решение данной проблемы,

Прогноз эффективности коррекции нарушений осанки у детей зависит от типа и степени искривления позвоночника и возраста больного. Прогноз консервативного лечения идиопатического сколиоза малоутешителен: улучшение - 5% стабилизация и ухудшение 36 и 59% соответственно.

Анализируя результаты консервативного лечения сколиоза у детей, отечественные ортопеды В.Д. Чаклин, Е.А, Абальмасова (1973), А.И. Казьмин, И.И, Кон, В.Е. Беленький (1981), И.А. Мовшович (1984) сделали следующие обобщения: при степени болезнь прогрессирует у 13% детей, стабилизация наступает у 79% и улучшение наблюдается у 8% детей; при степени у 52% - ухудшение, у 44% - нет изменений; при III степени, соответственно, 85% и 1-4% больных детей.

По данным П.Я. Фищенко, Р.А. Хопщбаева, Н. П. Пилипенко (1997), несмотря на активное консервативное лечение в условиях поликлиники и стационара (санаториях и специализированных школах-интернатах), у 12-16% больных сколиоз прогрессирует. Данное обстоятельство авторы объясняют вторичным характером изменений в паравертебральных мышцах, на восстановление которых направлены все консервативные мероприятия. В связи со склонностью сколиоза к прогрессированию в течение всего периода роста ребенка достоверными считаются результаты-лечения, достигнутые ко времени окончания усиленного роста скелета. Сколиоз, выявленный до 3 лет, прогрерсирует у 95%, в 7-10 лет - у 10%. До 50° сколиоз прогрессирует у 25% в возрасте до 10 лет, у 12% и у 8%, соответственно, в 10-12 лет и 13-14 лет. После 14 лет степень, сколиоза не прогрессирует. Ежегодно увеличивающийся процент выявляемых больных с тяжелыми формами сколиозов, расширение в жизни детей и подростков гиподинамического фактора в связи с урбанизацией требует поиска новых подходов в использовании средств, физической культуры при данной патологии. При этом комплексные методологические подходы с грамотным, дифференцированным использованием средств физической культуры должны быть наиболее эффективны именно как профилактическое средство, обрывающее прогрессирование болезни. Но для того, чтобы последние достойно выполнили отведенную им роль, необходимо знание формирования организма больного ребенка в зависимости от его возраста и пола, формы и тяжести поражения позвоночника.

Детям с нарушениями осанки, не прогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение позвоночника в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в, течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0 ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечение позвоночника детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что, ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки. В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия, спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 ст. противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1ст, занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических, особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно - двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна,

бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда дни смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой. Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5-2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -И лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12'-16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы, необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И.п„ используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10; - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Обычно, если нет других, заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст. (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им, показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры, в школе занятия коррегирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст. дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все видыспорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение позвоночника (в среднем от 1 до 5 лет).

Лечебная физкультура при расстройствах осанки представляет собой вид энергичной мышечной работы с большим количеством силовых упражнений. Лечебная физкультура органически включает активную корригирующую гимнастику, которая состоит из вытяжения, мобилизации и редрессации позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида лечебная физкультура необходима при расстройствах осанки, возникающих на почве ослабленное нервно-мышечной системы и неблагоприятного воздействия внешней среды.

Учитывая значительную рабочую нагрузку на весь организм, противопоказанием к применению специальной коррекции позвоночника являются туберкулезные и врожденные деформации его, а также явления недостаточности со стороны, органов кровообращения, дыхания, выделения, к работе которых коррегирующая гимнастика предъявляет большие запросы. В этих случаях показана лечебная физкультура общегигиенического типа с развитием викарных приспособлений.

К числу основных принципов методики лечебной физкультуры при коррекции расстройств осанки относятся следующие:

1.Систематичность и регулярность применения лечебной физкультуры.

2.Применение лечебной физкультуры, в которую должны входить общеукрепляющие упражнения, игры, ежедневные прогулки, плавание, лыжи (сообразуясь с возрастов и показаниями) и ежедневная активная коррегирующая гимнастика: а) с разгрузкой позвоночника,

б) с вытяжением позвоночника,

в) с мобилизацией и редрессацией (коррекцией) участка наибольшей деформации позвоночника,

г) с правильной установкой таза и плечевого пояса,

Воспитание рефлекса правильной осанки с периодическим подкреплением его.

Воздействие путем сочетания лечебной, профилактической и воспитательной работы на высшую нервную деятельность ребенка с учетом ее возрастных и типологических особенностей.

5. Индивидуализация лечебно-профилактических мероприятий на основании выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервно-соматического статуса.

6. Общее, оздоровление и укрепление организма путем комплексного лечения (лечебная физкультура , воздушные и солнечные ванны, массаж, медикаментозные назначения).

7. Организация благоприятной внешней среды (правильный режим дня, рациональное питание, одежда, мебель, гигиенические условия труда и отдыха).

8. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Все эти мероприятия одинаково важны и ни одним из них, нельзя пренебрегать, увлекаясь только локальной гимнастикой. Необходимо очень серьезно и внимательно относиться к общеукрепляющим и оздоравливающим мероприятиям: гимнастике, спорту, прогулкам, туризму, правильному режиму, а также к воспитанию навыков правильной осанки и к развитию положительных психических и физических качеств. Именно комплекс всех этих мероприятий закрепляет достижения локальной коррекции, придает ей устойчивость.

При коррекции расстройств осанки возникают две основные задачи:

исправление деформации;

закрепление достигнутых результатов коррекции.

Первая задача (исправление деформации) чисто лечебного характера решается путем восстановления и сохранения нормальной гибкости и подвижности позвоночника как в наиболее пострадавших его участках, так и во всем позвоночнике в целом (мобилизация позвоночника), а также путем создания гармоничного и устойчивого мышечного тонуса, поддерживающего позвоночник в правильном положении. Это достигается специально подобранными физическими упражнениями.

Вторая задача (закрепление результатов коррекции)' носит выраженный воспитательно-педагогический и оздоровительно-гигиенический характер. В основном это воспитательно-педагогический процесс, требующий от врача и методиста по лечебной физкультуре много терпения, настойчивости и понимания организма. Без повседневной воспитательной работы невозможно исправить расстройство осанки или избежать рецидива даже после вполне успешного курса коррекции.

Закрепление результатов коррекции состоит в воспитании ряда навыков:

а) правильной осанки,

б) правильной рабочей позы,

в) правильного режима дня, и в воспитании положительных физических и психических качеств (сила, выносливость, ловкость, владение своим телом, настойчивость, смелость и т.п.).

Для этого применяется систематическое обучение правильной осанке и рабочей позе, внушение, напоминание, а также ряд гимнастических и спортивных упражнений и игр. Для успешного лечения большое значение имеет сознательное отношение к занятиям, Важно не только осознавать, необходимость лечения, но и понимать действие упражнений, осознавать, что неправильно исполненное упражнение не принесет необходимой пользы и лечебного эффекта. Поэтому врачебно-педагогический персонал кабинета лечебной физкультуры, объясняя способ исполнения упражнения, попутно объясняет и основное воздействие этого упражнения на организм, его пользу. Зная цель назначаемых упражнений, их исполняют тщательно и точно, что является залогом успешности лечения, а в дальнейшем - прочного закрепления результатов лечения. Правильная осанка при отсутствии патологических изменений в костно-мышечной и нервной системе - условный двигательный рефлекс, в основе образования которого лежит механизм замыкания временной связи между различными возбужденными участками в коре головного мозга или в коре и других отделах центральной нервной системы В основе замыкания лежит процесс проторения путей. В описанном случае имеются неправильные временные связи и проторенные двигательные пути в коре головного мозга, которые при переделке осанки, при воспитании нового, правильного двигательного навыка необходимо затормозить и установить новые, правильные временные связи в коре головного мозга с проторением новых двигательных путей. Это достигается правильным представлением о движении и многократным повторением этого правильного движения,

При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми, зрительными областями, осуществляющие сложнейшие отношения с той средой, в которой происходит занятие спортом или гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесид, тела в покое и в движении, проприочувствительности мыщц и, сухожилий шел, туловища, конечностей, а также кинестетической и зрительной афферентных систем; объединенных корой головного мозга. Исходя из этих положений, средствами воспитания правильной осанки на уроках лечебной физкультуры являются следующие мероприятия:

1. Работа у зеркала (зрительная афферентная система).

2. Упражнения у вертикальной плоскости (тактильная и кинестетическая афферентная системы).

3. Удерживание на голове различных предметов (проприочувствительность мышц и сухожилий хрящей).

4. Передвижение по бревну, рейке, балансирование, (вестибулярный

аппарат, мозжечок, кинестетическая чувствительность,

проприочувствительность мыщц шеи, туловища, конечностей).

5. Воспроизведение правильной осанки «по памяти» (суставно-мышечное чувство).

6. Воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению (вторая сигнальная система).

Весь процесс воспитания осанки должен протекать при сознательно-волевом отношении ко всему, что встречается в занятиях; только тогда процесс, овладения навыком правильной осанки будет идти естественным путем.

Процесс образования навыка правильной осанки как двигательного стереотипа протекает в, общих чертах в следующем порядке:

1) изучение осанки по элементам,

2) овладевание осанкой;

3) устранение излишнего мышечного напряжения, скованности,

4) автоматизация правильней осанки при сохранении контроля сознания, т.е, образование «двигательного стереотипа»,

5) появление "чувства осанки", т.е. умение восстановить правильную

осанку в любых условиях.

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками. Тело человека не напружено, однако и не расслаблено. При осмотре спереди: положение головы прямое, плени, ключицы, реберные дуги, гребни подвздошных костей симметричны. Живот плоский, подтянут. Ноги прямые, бедра и голени сомкнуты. Расстояние между опущенными руками и талией одинаково. При осмотре сзади: контуры плеч - на одном уровне, лопатки не слишком отстоят от грудной клетки, нижние углы их на одном уровне, а внутренние края - на одинаковом расстоянии от позвоночника. Линия, проведенная по наиболее выступающим точкам позвоночника должна быть вертикальной прямой. При осмотре сбоку: позвоночник имеет умеренный волнообразный изгиб (кпереди шейный и поясничный лордозы; кзади-грудной и крестцово-копчиковый кифозы). Линия, мысленно проведенная через мочку уха, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.

Нарушения осанки бывают функциональными и фиксированными. При функциональном нарушении ребенок может принять положение правильной осанки по заданию (самостоятельно или с помощью), при фиксированном - нет.

Функциональные нарушения чаще всего возникают из-за слабого развития мышц спины и живота.

К факторам, провоцирующим нарушения осанки, можно отнести асимметричные положения тела, при которых мышцы одной его половины оказываются длительное время растянутыми, а другой - сокращенными, Так, дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному удерживанию тела в правильной рабочей позе за партой или столом, нередко находят, как им кажется, более удобные положения. Со временем избранные положения закрепляются, становятся привычными, формируется тот или иной тип порочной осанки.

Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки дело всегда более трудное, чем предупреждение их. Особенно это касается учащихся старшего школьного возраста, у которых нарушения осанки становятся более стойкими.

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки физические упражнения. (Приложение И) В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с -отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, упражнениями заведомо известными как лечебные; Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как; важнейшее средство обязательного, комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.

В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся, В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах коррегирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с

функциональными нарушениями осанки, присутствие врача, на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в

обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком.

Методика составления комплексов упражнений коррегирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и коррегирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений - 6-8 повторений. Основную часть насыщают собственно коррегирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала, В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных, положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью них можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах коррегирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга,который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу "Мышцы расслаблены. Я встану, голову - вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!" Учащиеся мысленно

повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза. Определяя учащегося в группу, коррегирующей ритмической гимнастики, учитель физкультуры и врач должны провести беседу с его родителями, ознакомив их с объемом его двигательной активности в школе и достижениями на уроках физкультуры, с особенностями режима дня детей, у которых осанка нарушена. Родителям надо дать конкретные задачи по физическому воспитанию ребенка в семье. Кроме того, им будет полезно услышать о том, что в целях профилактики и исправления нарушений осанки спать ребенку лучше на животе, или спине, на плоской подушке. Вместо портфеля лучше носить ранец. За письменным столом надо сидеть так, чтобы спина опиралась о спинку стула, руки были чуть отведены от нее, предплечья находились на столе, голова - в положении прямо, а расстояние между столом и туловищем составляло не более ширины ладони. Свет должен падать слева. Напоминать сгорбившемуся школьнику о необходимости удерживать тело в правильном положении лучше не окриком, а легким прикосновением руки или спокойным, ровным голосом.

Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях. Физические упражнения не лечат, пока не устранены причины болезни, опорно-двигательного аппарата. Перегрузки верхних отделов позвоночника - следствие неправильно сформированной осанки, отклонение головы в сторону от срединной линии, плоская или очень выгнутая спина, травмы и т.д. Все эти факторы могут привести к "блоку" в соединениях крестца с тазом и позвоночником. Вслед за этим напрягутся и тонически сократятся прилежащие мыщцы и связки, замедлится движение спинномозговой жидкости. Возникнет клиническая картина дискомфорта в крестцовой области с болями и расстройствами мышц поясницы и нижних конечностей. И как следствие - возникает дисгармония работы сосудистых центров.

Роль физических упражнений снижается до минимума, без устранения причин выше перечисленных нарушений. За счет увеличения нагрузки на сегменты позвоночника, которые, компенсируют блокированные суставы, временно восстанавливается работоспособность организма.

Положительные результаты в исправлении осанки возможны лишь при регулярных занятиях ЛФК, В неделю их должно быть не менее трех. При двухразовых занятиях, в школе учащиеся среднего и старшего возраста могут Один-два раза позаниматься в домашних условиях самостоятельно. Для этого им нужно научиться методам самоконтроля и ведению дневника. Младшим школьникам также рекомендуются домашние занятия, но под контролем родителей. Упражнения, корригирующие нарушенную осанку, каждый учащийся может включать и в утреннюю гигиеническую гимнастику.

Комплексы коррегирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда дети будут выполнять их охотнее. Дома занятия проходят интереснее, если с ребенком короткую разминку выполняет кто-нибудь из взрослых.

Список литературы.

 

1.Аганянц Е.К., Ваганов Н.В., Синкина Э.П., Шкляренко АД. «Тактика лечебной физкультуры при сколиозах 1-П степени у детей и подростков 8-15 лет» (Методические рекомендации). - Краснодар, 1995. - 32с.

2.Аганянц Е.К., Шкляренко А. П. Возрастное анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков // Проблемы реабилитации // 2001. - № 2 (5) - С.109-114.

3.Алексеева А.В., Лагинова И.Н. Физические факторы в комплексном лечении сколиоза; Метод, Рекомендации. - Астрахань, 1980. - 34с.>

4.Балабан Т.Я. Об этиологии сколиоза // Ортопед, травматол. - 1972. - №

12.-С.68.

5.Беленький В.Е. Механизм образования деформации позвоночника при сколиозах // Ортопед, травматол, -1977, - №3. - С.20. 6. Белозерова.Р.Н, Дифференцированный подход к лечению физическими ' упражнениями 1 детей," больных сколиозом, в условиях школы-интерната / Актуальные вопросы профилактики, и лечения сколиоза у детей. - М.; 1?84. -СД 08-110.

7.Богуцкая, Е.В. Назарова И.Ф., Васильева К.В, « Лечебная физическая культура в детской ортопедии». В кн.: Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. - 2-е изд. Под ред. С,М, Иванова. - М.:Медицина. -1983. -'С. 187-250.

8.Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей. - М. 1984.-СДОЫОЗ,

9, Вайнбург Е.М., Волощук А.С Гигиена обучения и восстановление детей

с нарушениями осанки и больных сколиозом. - Киев.: Здоровье, 1988. - 133с. 10. Головинская И.В. Основные положения лечебной физической культуры при сколиозах у детей школьного возраста // Вопр. травмат. и ортопед, детского возраста (ЦИТО). -1988. - С.279-285.

11.Ц. Тромбах С.Д1 О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР, -1981. - №1. - С, 29-35.

12, Гусакова Н.А. Лечебная физкультура в системе комплекрного лечения сколиоза (Учеб. лоробие) / Цент, институт усоверш. врачей. - М.:, ЦОЛИУВ, ; 1987. -48с. 13.Дзахов ,С,ДТ Профилактика дефектов осанки и сколиоза у детей. -

Орджоникидзе Ир,. 1988.- 77с, 14, Дрожжина Л.А., Овечкин, А.В., Суворова В.А., Мартыненко Т. Тренажеры в комплексном лечении сколиотической болезни // В сб.: Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, биомеханика, реабилитация инвалидов (Материалы конгресса). - СПб. -1998. - С.136.

15.Журавлёва А.И., Гравская Н.Д. Спортивная медицина и .лечебная ; физкультурам / Руководство. - М,: Медицина, 1993. - С. 373-387. -

16,Саптелин А.Ф. Плавание с лечебной целью // Здоровье. - 1980. - №7, - С.

11-12 . '

17. Клепикова Р.А., Колпаченкова В.А., Кузнецова Т.Н. Восстановительное лечение сколиоза в условиях специализированной школы-интерната // В сб.: Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей / Материалы Всесоюзного симпозиума. - М.: 1984. - С. 103-105,

18.Кон И. И. Прогнозирование сколиозов // Материалы республ.

конференций по детской ортопед, и протезир. - Евпатория. - 1969. - С.51-52.

19.Кон И.И., Беленький В.Е., Назарова Р,Д. Диспластический сколиоз(механогенез, диагностика, лечение). - М: Медицина, 1994. - 22с.

20.Реабилитация подростков с заболеваниями позвоночника // В сб.: Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, биомеханика, реабилитация инвалидов (Материалы Конгресса). -СПб. - 1998. - С. 129-130. ,

21.Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. - М.: Просвещение, 1970,-95с.

22. Ловейко И.Д., Фонарев М. И, Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей.-2- изд. - Л.: Медицина, 1988, - 141с.

23.Ляндрес З.А., Зайдель О.П. Нарушение рсанки и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение, - Вопр. курортол: - 1977 - № 3 - С. 22-

24.Мощков В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. - М.: Медицина,1993,-356с.

25.Овечкина А.В., Дрожжина Л.А., Суворова В.А., Мухина Г.В. Лечебнаягимнастика для детей с нарушениями осанки и сколиозом начальных степеней(пособие для врачей). - СПб.; 1999 - 30с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×