Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ. | Илюхина Оксана Сергеевна. Работа №210719
Автор: Илюхина Оксана Сергеевна
Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ.
В последние годы тематические недели находят свое применение в построении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и являются интересной формой организации совместной деятельности взрослых и детей.
Тематическое планирование в ДОУ позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.
Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.
Преимущества такого подхода:
высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;
развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;
возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);
возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов
работы
как во взрослыми, так и с детьми;
возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;
возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;
появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;
возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.
В основе тематических недель лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка.
Одним из педагогических условий эффективности тематической недели является взаимодействие специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, направленное на создание благоприятных условий для развития и самовыражения детей.
Цели и задачи тематической недели должны носить практический характер, что способствует развитию профессиональных качеств у педагогов, оказывает влияние на повышение педагогической грамотности родителей, содействует полноценному развитию дошкольников.
Тематика должна быть актуальна, интересна и педагогически целесообразна. Для тематических недель характерна четкая структура, подчиненная определенному алгоритму, включающая поэтапную реализацию всех компонентов.
Результатом тематических недель является:
- динамика личностного (и профессионального) роста и развития всех ее участников;
- создание базы системных разработок по определенным темам, что, безусловно, будет востребовано в дальнейшей педагогической практике и окажет содействие в повышении профессионализма специалистов детского сада;
- обогащение развивающей среды ДОУ.
Цели тематических недель
Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных сферах педагогической деятельности.
Создание благоприятных условий для совершенствования
воспитательно
-образовательной работы по выбранной теме, повышение качества образовательного процесса в ДОУ.
Содействие личностному росту и развитию каждого ребенка.
Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействие качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.
Создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом.
В процессе планирования определенной тематической недели цели и задачи конкретизируются в соответствии с темой.
Е. А. Алябьева указывает, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:
— наиболее результативно сценарное планирование с единой линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемственность в работе всех специалистов (педагогам предоставлена возможность самим продумывать мотив детской деятельности).
— тема определяет содержание дня, его цели, но не выражается в односторонности планирования, поскольку параллельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;
— тематический (итоговый) день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, а не находились долго в статическом положении или не были сверхактивны;
— для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные;
— игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок).
— важно, чтобы у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;
— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в утренний отрезок времени в старших группах).
Структура годового тематического планирования.
Годовой тематический план включает в себя несколько блоков:
Мир растений.
Времена года.
Мир животных.
В мире искусства.
Профессии.
Дорожная азбука.
Познай себя.
Путешествие в историю.
Быт и традиции.
Каждый блок включает в себя определённые лексические темы:
1. Мир растений.
Фрукты, ягоды, овощи (сентябрь);
Деревья, кусты, грибы (октябрь);
Деревья, кусты (февраль);
Цветы (май).
2. Времена года.
Осень (сентябрь);
Зима (февраль);
Весна (май).
3. Мир животных.
Дикие животные (февраль);
Домашние животные и птицы (март);
Дикие птицы (апрель);
Насекомые (апрель).
4. В мире искусства.
Народная игрушка (сентябрь);
Устное народное творчество: песенки,
заклички
,
потешки
, загадки (октябрь);
В гостях у сказки (декабрь);
Театральная афиша (март);
Народные музыкальные инструменты (апрель)
5. Профессии.
В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, январь, март).
6. Дорожная азбука.
В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, февраль, май).
7. Познай себя.
Добрые поступки (октябрь);
Части тела и лица (ноябрь);
Я и моё имя (февраль);
Школа вежливости (май).
8. Путешествие в историю.
Наша Родина (ноябрь);
Наша Армия сильна (февраль);
Покорение космоса (апрель);
День Победы (май);
9. Быт и традиции.
Мебель (ноябрь);
Посуда (ноябрь);
Домашние электроприборы (декабрь);
Одежда и обувь (декабрь);
Рождество (январь);
Продукты питания (февраль);
Масленица (март).
Литература:
"Социально-коммуникативное развитие" "Развитие игровой деятельн
о
сти". Губанова Н.Ф.
"Трудовое воспитание в детском саду".
Куцакова
Л.В. "Знакомим
д
о
щкольников
с правилами дорожного движения".
Саулина
Т.Ф.
"Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром". Павлова Л.Ю.
"Социально-нравственное воспитание дошкольников". Буре Р.С.
"Формирование основ безопасности у дошкольников". Белая К.Ю.
"Этические беседы с детьми 3-7 лет".
ПетроваВ.И
.,
Стульник
Т.Д.
"Познавательное развитие" "Конструирование из строительного матери
а
ла
: "
.
Куцакова
Л.В.
"Ознакомление с природой в детском саду".
Соломенникова
О.А.
"Ознакомление с предметным и социальным окружением
: "
.
Дыбина
О.В.
"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников".
Веракса
Н.Е.,
Галимов
О.Р. "Проектная деятельность дошкольников".
Веракса
Н.Е.,
Веракса
А.Н. "Развитие познавательных способностей дошкольн
и
ков". Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.
"Формирование элементарных математических представлений".
Помор
а
ева
И.А.,
Позина
В.А.
"Речевое развитие" "Развитие речи в детском саду
. ".
Гербова
В.В.
"Художественно-эстетическое развитие" "Детское художественное творчество". Комарова Т.С. "Развитие художественных способностей д
о
школьников". Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С. "Физическая культура" "Малоподвижные игры и и
г
ровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет". Борисова М.М.
"Оздоровительная гимнастика".
Пензулаева
Л.И. "Физическая культура в детском саду".
Пензулаева
Л.И. "Сборник подвижных игр".
Степаненкова
Э.Я.