Статья Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ.. Автор: Илюхина Оксана Сергеевна

Автор: Илюхина Оксана Сергеевна
Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.


Автор: Илюхина Оксана Сергеевна

Методика и опыт применения тематических недель в ДОУ.

В последние годы тематические недели находят свое применение в построении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и являются интересной формой организации совместной деятельности взрослых и детей.

Тематическое планирование в ДОУ позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Преимущества такого подхода:

высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;

развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;

возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);

возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов

работы

как во взрослыми, так и с детьми;

возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;

возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;

появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;

возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.

В основе тематических недель лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка.

Одним из педагогических условий эффективности тематической недели является взаимодействие специалистов ДОУ, воспитателей и родителей, направленное на создание благоприятных условий для развития и самовыражения детей.

Цели и задачи тематической недели должны носить практический характер, что способствует развитию профессиональных качеств у педагогов, оказывает влияние на повышение педагогической грамотности родителей, содействует полноценному развитию дошкольников.

Тематика должна быть актуальна, интересна и педагогически целесообразна. Для тематических недель характерна четкая структура, подчиненная определенному алгоритму, включающая поэтапную реализацию всех компонентов.

Результатом тематических недель является:

- динамика личностного (и профессионального) роста и развития всех ее участников;

- создание базы системных разработок по определенным темам, что, безусловно, будет востребовано в дальнейшей педагогической практике и окажет содействие в повышении профессионализма специалистов детского сада;

- обогащение развивающей среды ДОУ.

Цели тематических недель

Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных сферах педагогической деятельности.

Создание благоприятных условий для совершенствования

воспитательно

-образовательной работы по выбранной теме, повышение качества образовательного процесса в ДОУ.

Содействие личностному росту и развитию каждого ребенка.

Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействие качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.

Создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом.

В процессе планирования определенной тематической недели цели и задачи конкретизируются в соответствии с темой.

Е. А. Алябьева указывает, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:

— наиболее результативно сценарное планирование с единой линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемственность в работе всех специалистов (педагогам предоставлена возможность самим продумывать мотив детской деятельности).

тема определяет содержание дня, его цели, но не выражается в односторонности планирования, поскольку параллельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;

— тематический (итоговый) день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, а не находились долго в статическом положении или не были сверхактивны;

— для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные;

— игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок).

важно, чтобы у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;

— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в утренний отрезок времени в старших группах).

Структура годового тематического планирования.

Годовой тематический план включает в себя несколько блоков:

Мир растений.

Времена года.

Мир животных.

В мире искусства.

Профессии.

Дорожная азбука.

Познай себя.

Путешествие в историю.

Быт и традиции.

Каждый блок включает в себя определённые лексические темы:

1. Мир растений.

Фрукты, ягоды, овощи (сентябрь);

Деревья, кусты, грибы (октябрь);

Деревья, кусты (февраль);

Цветы (май).

2. Времена года.

Осень (сентябрь);

Зима (февраль);

Весна (май).

3. Мир животных.

Дикие животные (февраль);

Домашние животные и птицы (март);

Дикие птицы (апрель);

Насекомые (апрель).

4. В мире искусства.

Народная игрушка (сентябрь);

Устное народное творчество: песенки,

заклички

,

потешки

, загадки (октябрь);

В гостях у сказки (декабрь);

Театральная афиша (март);

Народные музыкальные инструменты (апрель)

5. Профессии.

В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, январь, март).

6. Дорожная азбука.

В соответствии с возрастными особенностями детей (октябрь, февраль, май).

7. Познай себя.

Добрые поступки (октябрь);

Части тела и лица (ноябрь);

Я и моё имя (февраль);

Школа вежливости (май).

8. Путешествие в историю.

Наша Родина (ноябрь);

Наша Армия сильна (февраль);

Покорение космоса (апрель);

День Победы (май);

9. Быт и традиции.

Мебель (ноябрь);

Посуда (ноябрь);

Домашние электроприборы (декабрь);

Одежда и обувь (декабрь);

Рождество (январь);

Продукты питания (февраль);

Масленица (март).

Литература:

"Социально-коммуникативное развитие" "Развитие игровой деятельн

о

сти". Губанова Н.Ф.

"Трудовое воспитание в детском саду".

Куцакова

Л.В. "Знакомим

д

о

щкольников

с правилами дорожного движения".

Саулина

Т.Ф.

"Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром". Павлова Л.Ю.

"Социально-нравственное воспитание дошкольников". Буре Р.С.

"Формирование основ безопасности у дошкольников". Белая К.Ю.

"Этические беседы с детьми 3-7 лет".

ПетроваВ.И

.,

Стульник

Т.Д.

"Познавательное развитие" "Конструирование из строительного матери

а

ла

: "

.

Куцакова

Л.В.

"Ознакомление с природой в детском саду".

Соломенникова

О.А.

"Ознакомление с предметным и социальным окружением

: "

.

Дыбина

О.В.

"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников".

Веракса

Н.Е.,

Галимов

О.Р. "Проектная деятельность дошкольников".

Веракса

Н.Е.,

Веракса

А.Н. "Развитие познавательных способностей дошкольн

и

ков". Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.

"Формирование элементарных математических представлений".

Помор

а

ева

И.А.,

Позина

В.А.

"Речевое развитие" "Развитие речи в детском саду

. ".

Гербова

В.В.

"Художественно-эстетическое развитие" "Детское художественное творчество". Комарова Т.С. "Развитие художественных способностей д

о

школьников". Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С. "Физическая культура" "Малоподвижные игры и и

г

ровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет". Борисова М.М.

"Оздоровительная гимнастика".

Пензулаева

Л.И. "Физическая культура в детском саду".

Пензулаева

Л.И. "Сборник подвижных игр".

Степаненкова

Э.Я.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x