Методика организации и проведения аппликационных работ в ДОУ. | Удалова Марина Устиновна. Работа №223062
Автор: Удалова Марина Устиновна
в статье описана методика проведения аппликаци по возрастным группам
Методика организации и проведения аппликационных работ в ДОУ.
Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.
Вторая младшая группа.
готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием.
Воспитатель проверяет правильность расположения элементов
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Средняя группа
Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов.
рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов.
Материал
-н
а общем подносе
нередко используют частичный показ приемов выполнения задания.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация
Старшая группа.
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания
Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет.
Знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры
–п
ушистость снега, меха.
Подготовительная группа.
Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание
–о
дин из самых сложных приемов. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).
о
сваивают новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз
Тематика аппликаций:
Дети 2 младшей группы: Знакомить с геометрическими фигурами (предметы могут быть построены из этих фигур – квадрат, круг, треугольник); знание основных цветов (как солнышко, как травка); сложение листа бумаги (изображение из 2-3 частей); составление узора на квадрате, круге, полосе, прямоугольнике; чередование по цвету, форме, величине; учить аккуратно набирать клей, намазывать готовые фигуры.
могут создавать изображения предметов из готовых форм, украшать заготовки из бумаги разной формы, подбирать цвета, соответствующие изображенным предметам и по собственному желанию, аккуратно пользоваться материалом.
«Мячи большие и маленькие», «Шары летят», «Бусы на ёлке», «Курочка Ряба», «Тележка», «Листья летят за ветром», «Украсим закладку», «Красивая чашка», «Домик», «Лодка с парусом»
Дети средней группы: формировать знания о формах предметов (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция) – без названия; учить создавать предметные изображения сложного строения, используя в работе большое количество деталей; продолжать учить создавать аппликацию конструктивным способом; закреплять знания о цвете; учить создавать узор из растительных и геометрических фигур на полосе, квадрате, прямоугольнике, розетке; учить правильно держать ножницы и действовать с ними, разрезая поперёк узкие, широкие полосы, квадрат по диагонали, делать косые срезы, учить вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника.
Могут:
правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник);
вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника;
плавно срезать и закруглять углы;
аккуратно наклеивать изображение предметов, состоящих из нескольких частей;
составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
«Заборчик», «Дом», «Ёлочка», «Парусник», «Снеговик», «Собака», «Лес», «Автобус», «Рыбки», «Грибок», «Цыплята», «Флажки на нитке», «Шубка», «Ракета», «Конура», «Пирамидка»
Старшая группа: учить создавать аппликацию по представлению и с натуры; продолжать выполнять аппликацию конструктивным способом; продолжать учить дифференцировать цвета и формы; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; учить составлять сюжетные композиции, располагая предметы на одной линии, на всём листе; учить вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой; учить создавать аппликацию, используя способ обрывания бумаги.
Могут изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
«Фрукты и овощи», «Ветка дерева», «Ракета», «Человек», «Транспорт», «Дымковская игрушка», «Деревья»
Подготовительная группа: Продолжать учить создавать аппликацию по представлению и с натуры, композиционно правильно располагая на листе бумаги; упражнять в различии и названии многоугольников с разным количеством углов; продолжать учить дифференцировать оттенки основных цветов, различать холодные и тёплые, тёмные и светлые, ближе, дальше; учить составлять узоры, декоративные композиции из геометрических фигур и фигур, включающих птиц, животных по типу народного декоративного искусства; учить сочетать приёмы вырезания с приёмами обрывания, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой; учить силуэтному вырезанию без предварительной прорисовки линии, контура с передачей характерных особенностей силуэта.
Могут создавать изображение различных предметов, используя бумагу разной фактуры и разные способы вырезания, обрывания бумаги. Создают сюжет и декоративные композиции.
«Грибы в лукошке», «Замок», «Чебурашка», «Рыбка», «Петушок», «Узор из мозаики»
предметная - состоящая из отдельных изображений (выбираются предметы, отличающиеся отчётливой конфигурацией, простой формы, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской
сюжетно-тематическая – отображающая те или иные события (наклеивание различных предметов во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом – «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме»). ЗЗ: показать различие по величине изображаемых предметов при сопоставлении друг с другом; выделить основные предметы размером, цветом, композиционным размещением; передать характерные особенности персонажей и их действия через позу, одежду, окраску; создавать одноплановые или двухплановые композиции
декоративная - включающая орнаменты, узоры (объединение различных элементов украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сочетания). Дети учатся стилизировать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.