«Методика организации и проведения дидактических настольно-печатных игр» | Куроптева Ирина Владимировна. Работа №304768
А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: «Ребенок раннего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой».
Один из основных принципов на основе которых разработан ФГОС ДО гласит «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Недопустим перенос учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок-дошкольник – человек играющий, «позитивная социализация, личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей» которого происходит посредством детской игры «на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками…».
Детская игра, а именно дидактическая игра является главнейшим обязательным элементом прочного освоения знаний. Виктор Николаевич Кругликов дал такую характеристику дидактическим играм «Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения». Решая умственную задачу в игре, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся знания, представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Методика организации и проведения
дидактических настольно-печатных игр (из опыта работы)
А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: «Ребенок раннего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой».
Один из основных принципов на основе которых разработан ФГОС ДО гласит «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Недопустим перенос учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок-дошкольник – человек играющий, «позитивная социализация, личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей» которого происходит посредством детской игры «на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками…».
Детская игра, а именно дидактическая игра является главнейшим обязательным элементом прочного освоения знаний. Виктор Николаевич Кругликов дал такую характеристику дидактическим играм «Это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения». Решая умственную задачу в игре, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся знания, представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.
Планирование дидактических игр занимает значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, такие игры могут быть составной частью НОД, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать и классифицировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству, какому-либо признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений.
Словесные – это игры содержанием, которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь, внимание, память, воображение, мышление, обогащается словарный запас.
Я более подробно остановлюсь на особенностях организации дидактических настольно-печатных игр. Основным отличием настольно-печатных игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения.
Организация дидактических игр осуществляется мною в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор
игр в соответствии с задачами воспитания и обучения
. Один
из важнейших структурны
х
элементов
игры -
обучающая и воспит
ательная
задач
и
.
Это
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь)
и др.
;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду,
уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями;
определение наиболее удобного времени проведения
дидактической
игры
(в процессе организованного обучения или в свободное
время
)
;
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение кол
ичест
ва играющих
(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально)
;
подготовка необходимого дид
актическо
го материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление
детей с содержанием игры, с дидактическ
им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил
. А правила могут разрешать, запрещать, предпис
ывать что-то детям в игре, делать
игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка
;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза)
. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид
актическ
ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры -
это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов
ребята обсуждают свои промахи и плюсы, почему сложилось так, что кто-то из детей не смог победить. Воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и соблюдение правил игры.
Анализ проведённой игры важен для самого педагога и направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться.