Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика организации занятий флористикой с детьми младшего школьного возраста ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Литвинова Лидия Павловна

 Методика  организации  занятий   флористикой  с  детьми  младшего   школьного  возраста

Методика организации детей с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок учитель (воспитатель) опирается на умения, которые сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения учителя (воспитателя), определенные практические действия (упражнения) детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа (экскурсии в лес, парк, к реке, ботанический сад и др. места). На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины (экологическое воспитание).

В беседе по проведенной экскурсии учитель (воспитатель) уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы их соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе.

В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы учитель (воспитатель) не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким  образом, работа по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному заранее.

Способы выполнения игрушек из природного материала Выполнение игрушки по образцу

Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают ход предстоящего дела. Для овладения этим умением учитель (воспитатель) предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, учитель (воспитатель) снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематической зарисовки игрушки, которая облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.

В модельном образе ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей чертежей может быть построена следующим образом: составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На 1-м занятии после анализа образца воспитатель (учитель) предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж. В дальнейшем воспитатель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата    труда    и    одновременно    будет    способствовать    развитию представлений, творческого мышления.

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1.Рассматривание и анализ образца игрушки.

2.Установление   поэтапной   последовательности   ее   изготовления   с
предварительным планированием хода работы.

3.Выбор способа соединения частей игрушки.

4.Подбор материала и инструментов (с помощью или самостоятельно).

5.Изготовление игрушки.

6.Анализ и оценка детских игрушек.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу.

Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и т.д.).

При создании "игрушек воспитатель (учитель) учит детей комбинировать  природный материал заменять другим.

Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети очень восприимчивы, впечатлительны, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

 

Композиция из засушенных растений

 

Опавшие листья, высушенные травинки и цветы могут получить вторую жизнь в твоих руках. Сделаем на память о лете и осени аппликации из растений.

1. Приготовим материал для работы: засушенные растения, фон. Составить эскиз будущей работы (Правильное композиционное решение)

2.   Составим композицию из отобранных деталей.

3.   Каждую деталь по очереди помазываем клеем, подложив листочек бумаги.

4. Укладываем деталь на свое место в композиции и приглаживаем через бумагу.

5.   Готовую работу кладем под груз до высыхания.

 

Практическая работа над композицией

В ходе самостоятельной работы учащихся, отмечаю лучшие работы, если возникает необходимость в индивидуальной помощи, оказываю.

Обращаю особое внимание на технику работы с клеем, т.к. клеевые пятна могут испортить всю композицию Рекомендую наносить клеевые пятна на подкладном листе, осторожно кистью или палочкой.

Взять под контроль культуру труда. Добиваться рационального расположения на рабочем месте материалов и инструментов.

Поощрять творческий подход к работе, нестандартные композиции. Консультантам каждой подгруппы оказывать помощь по подбору материалов, составлении композиции.

Кто завершит работу дать задание:

-   Как бы ты назвал свою композицию?

-   Что помогло бы создать ещё выразительнее картинку?

-   Считаешь ли ты полезным занятия по составлению таких
композиций?

-   Если да, то почему?

-   Если нет, то почему?

В качестве материала для составления композиций используются ветки, цветы, листья и другой растительный материал и нерастительный материал.

Между главными устанавливаются вспомогательные, дополнительные ветки и цветы (Дзюси, обозначаются Т ). Количество их не регламентируется и зависит от вкуса художника, его замысла и возможностей, от характера растений, величины и пышности задуманной композиции. У каждого главного есть свои дополнительные, различные по длине элементы но все обязательно короче главного и направлены в ту же сторону.

Обычно к главным веткам ставят в качестве дополнителей ветки той же породы, а к цветам - цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам небольшие веточки. Бывают композиции, в которых возникает необходимости в дополнителях.

Красота композиции состоит в гармоничном сочетании и равновесии растительного материала.

Композиция - это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картинку.

Важно умело расположить детали.

В декоративной работе, композицией называется, расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Заготовка основы для композиции

1.  Основу задуманной формы вырежем из картона. Эту форму
обтянем тканью или мешковиной: понемногу наносим на основу
клей ПВА и натягиваем ткань.

2.  С изнанки приклеим петельку: крепкая нитка плюс кусочек
бумаги.

3.  Изделие заключим в рамку. ЕЁ можно сделать по  разному:

1 -х рамной может быть картонное кольцо, вырезанное по форме изделия и красиво обмотанное шпагатом; 2-х деревянная или пластмассовая рамка.

( Смазываем рамку клеем ПВА и соединяем с основой.)

В процессе работы с природным материалом у детей сформировались устойчивые навыки анализа, планирования и изготовления игрушек. Дети научились   работать   в   коллективе,   распределять   обязанности    между партнерами,   видеть   затруднения   товарищей   и   оказывать   им   помощь. Помимо   этого,   работа   над   игрушками   способствовала   формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала.

Какие задачи при этом решает учитель (воспитатель)?

1.     Закрепление       интеллектуальных       навыков       (анализа      и
планирования   отдельных   персонажей   и   сценок   в   целом),
практических   умений  работы   с   разнообразным   природным
материалом.

2.                                                Совершенствование навыков скрепления и соединения деталей
игрушек, используя при этом инструменты, клей.

3.                                                Использование     детьми     природного     и     дополнительного
материалов в различных сочетаниях.

4.                                                Развитие   у   детей   представлений,   воображения,   фантазии,
творчества.

5.                                                Развитие личности в целом.

Сценки создаются коллективно, поэтому эта форма работы нацелена на формирование начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Д/з.        Изучить: Развитие конструктивной деятельности в детском

возрасте.

Г.А.Урунтаева. Дошкольная психология. М.,1996. стр.95.

Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. М., Просвещение. 1985. стр.46. Формирование трудовых умений у учащихся.

Подготовить природный материал и дополнительный дл: макетирования (сюжет сказки) изобразить фон (краски, фото, вырезки и: журналов), основу, подставку.

 

Специфика работы над композицией заключается в следующем:

1.  В анализе предстоящей работы - в определении ее объема, степени
сложности       изготовления       отдельных       элементов,       подбора
необходимого материала, инструмента.

2.          В планировании этапов работы над сценками: очередность
изготовления отдельных персонажей и последовательность работы
над ними; распределение обязанностей между детьми.

3.          В работе над общей композицией (отдельных персонажей и оценки в
целом).

4.   В анализе и оценке результатов: дети анализируют результат не
только собственной работы, но и коллективного труда.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×