Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Методы эффективного взаимодействия с детьми дошкольного возраста" | Садриева Анжела Шай-Мердановна. Работа №334491

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная тема важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.

Педагоги порой рассматривают общение как просто разговор воспитателя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника.

ТЕМА «МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Старший воспитатель,

Садриева А.Ш.

 

Тема заседания «Методы эффективного взаимодействия с детьми».

-Что означает термин «взаимодействие»? (Ответы педагогов)

Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Данная тема важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.

Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор воспитателя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника.

- Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми? (ответы педагогов, записываются на доску)

- Какие стили общения вы знаете? (Ответы педагогов)

Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях: демократический, либеральный, авторитарный.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение детского коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого ребенка, оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения – просьба, совет, информация.

Либеральный стиль. Педагог старается не вмешиваться в жизнь детского коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

- Вам было предложено ответить на несколько вопросов, чтобы определить, какой стиль общения с ребенком вы предпочитаете.

Результаты предварительного анкетирования педагогов по теме: «Стиль педагогического общения».

25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю

20-24 очка – преобладает авторитарный стиль

10-19 очков – характерен либеральный стиль

Нужно отметить, что чистых стилей не бывает. Демократический стиль может быть смешан с авторитарным или либеральным. Но не бывает, чтобы были смешаны между собой авторитарный и либеральный.

 

Практическое задание: Составить модель взаимодействия педагогов с детьми.

Участники делятся на 3 группы, для составления модели взаимодействия педагогов с детьми

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Либерально-попустительская модель

(Определить: цель, лозунг, способы взаимодействия, тактика, роль, организация, позиция по отношению к ребенку, отношение к своим ошибкам, отношение к детям, оценка детей, ожидания)

 

- Какая модель соответствует требованиям ФГОС ДО? (Ответы педагогов)

Целью новых стандартов является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам. Ищем подходы заинтересовать ребенка в этом. Не учить, а мотивировать!

По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

-Какие, из перечисленных методов вы используете чаще в работе с детьми? Педагоги напротив выбранного метода ставят галочку.

Методы:

Приказ, команда

Предупреждение, угроза

Уговоры, компромисс

Советы, готовые решения

Нотации, поучения

Критика, несогласие, пристыживание

Похвала, одобрение, согласие

Насмешка, обзывание

Анализ поведения, интерпретация

Утешение, поддержка

Допытывание, вопросы

Обращение в шутку

Подсчитываются результаты.

Педагог-психолог проводит упражнения с педагогами:

А сейчас попробуете на некоторое время поставить себя на место ребенка?

Упражнение «Кулачки» (работа в парах).

Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.

Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

Вывод: важным является доброжелательное отношение, установление обратной связи и т.д.

Упражнение "Слушание в разных позах". Работа в парах – проигрывание ролей «говорящий» и «слушающий».

Цель: демонстрация эффективности общения в зависимости от разных позиций взаимодействующих.

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой, о чем угодно (например, объяснение как нужно вести себя за столом). Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза". Не нарушаем права ребенка, не возвышаемся над ним.

Упражнение "Встреча на узком мостике». Работа в парах.

Цель: установление условий эффективности общения, зависимости от умения понять, поддержать партнера по общению, выработать совместные действия.

Описание упражнения. Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия.

Кто поставит ногу за её пределами – упадёт в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон, понимании и поддержке друг друга.

Подведение итогов, повторение общих выводов по теме.

Общение педагогов с детьми будет эффективным:

- если создана доброжелательная атмосфера и налажена обратная связь;

-общение организовано на одном уровне, «глаза в глаза»;

-стороны общения пытаются понять и поддержать друг друга.

 

В рамках реализации ФГОС ДО на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.

Рекомендации по стилю общения педагога с детьми

1.Выслушать каждого.

2.Отрицательные оценки давать нельзя. Только положительные. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, хорошо, здорово, любопытно, необычно».

3.В беседе не навязывать своего мнения ребёнку.

Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументируя, доказывая, предлагая, что-то взамен.

4.Выражать своё недовольство не ребёнком, а его поступком, действиями.

5.Ребёнок задал вопрос, в ответ педагог спрашивает, что он сам об этом думает. Тем самым предлагает порассуждать и наводящими вопросами подводит к ответу. Не давать детям готовых ответов, а искать вместе. Используя цепочки вопросов - (Как, откуда, зачем, для чего, чем можно заменить, чем хорош, чем плох, чем полезен, что делать, где использовать, как быть если).

Проигрывание игр на развитие творческого мышления, воображения:

«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот» «Чем похожи?», «Чем связаны?», «Что общего?» (пуговица и розетка, батарея и солнце).

 

Семь советов, которыми следует руководствоваться взрослым

при воспитании детей:

1. Нельзя унижать ребёнка.

(этим разрушаем самооценку, дети начинают чувствовать вину за то, что они вообще живут на свете, и с этим чувством вины могут вырасти очень несчастным человеком).

2. Никогда не угрожать ребёнку. «Если не перестанешь, я тебя…». Этим учим ребёнка бояться и ненавидеть нас.

3. Не следует вымогать обещаний. Это относится к будущему, а ребёнок живет настоящим.

4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребёнок никогда не почувствует, что что-то может сделать сам. Это опять снижает самооценку, приводит к комплексам, приводит к мысли, что можно не напрягаться – и так все за тебя сделают.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребёнок не робот. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваше наставление. Начните из далека: «Осталось немного времени до обеда»

6. Нельзя слепо потакать ребёнку и идти у него на поводу. Дети чувствуют, что взрослые не могут настоять на своём, значит у правил нет границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет», тем ребёнку проще понять, чего вы от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Если что-то нельзя, то это нельзя во всех случаях. Если в понедельник это было можно, тогда почему в среду уже нельзя. Поэтому «нельзя» должно быть не более 5. только когда это напрямую угрожает жизни и здоровью ребёнка. (Выбегать на проезжую часть, брать горячий чайник и т.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

«Я убежден, - писал Антон Семенович Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».

 

Рефлексия:

- В ходе сегодняшней встречи я узнала, что….

- Больше всего мне понравилось….

- Полезным для меня было то, что…

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×