Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и формы проведения контрольных уроков по учебному предмету «Музыкальная литература». | Дунаева Ольга Ивановна. Работа №239169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дунаева Ольга Ивановна
В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы, вызвало активный поиск новых подходов и методов. 

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №7
г.о.Самара
Методическая работа на тему:
Методы и формы проведения контрольных уроков
по учебному предмету Музыкальная литература.
Составитель:
педагог ДО Дунаева О.И.
2020 год
Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения. В ее решении ответственная роль принадлежит музыкальной литературе. В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета, вызвало активный поиск новых подходов и методов. Наряду с интенсивным развитием методов и форм обучения учащихся, также динамично развивается и сфера контроля полученных знаний.
Некоторые формы и методы проведения контрольных уроков по музыкальной литературе рассмотрены в данной методической работе.
1.Письменный анализ музыкального произведения
Одним из методов контроля полученных знаний является письменный анализ учащимися музыкального произведения.
Проведение письменных работ преследует множество целей. Такие работы могут использоваться в качестве инструмента педагогического контроля, позволяющего выявить, насколько учащиеся владеют навыками эмоционального восприятия музыкального произведения, как понимают его образное содержание, каковы их способности анализировать особенности жанра, формы, фактуры, осознавать выразительные средства во взаимодействии с образным содержанием музыкального произведения и т.д.
Письменные работы служат так же и обучающим средством, направленным на решение ряда задач:
а) научить слушать, воспринимать и понимать музыкальные произведения;
б) развивать слуховые музыкально-аналитические навыки.
в) опираясь на дидактические принципы, учат высказываться о музыке (письменно и устно), грамотно излагать свои мысли.
Данной формой работы необходимо заниматься систематически в течение всех четырех лет изучения музыкальной литературы.
Письменная работа может использоваться как на обычных текущих уроках, так и как итоговая или четвертная контрольная работа.
Вопросы могут касаться определенных средств музыкальной выразительности или характера произведения. Во время прослушивания ученики кратко фиксируют наблюдения, а после окончания звучания дается 3-5 минут для записи ответов на поставленные вопросы. Эти мини сочинения зачитываются вслух самими учащимися, лучшие отмечаются преподавателем. Таким образом, все учащиеся оказываются вовлеченными в дискуссию, при этом каждый высказывает свое мнение.
Оценка письменных работ может проводиться в устной форме или в виде письменного комментария, по пятибалльной системе. Очень важно подчеркивать в работах их положительные качества, чтобы вызвать положительную реакцию учащихся и творческое отношение к предмету.
Письменные работы по слуховому анализу на уроках музыкальной литературы существенно оптимизируют процесс обучения. Это удобная форма группового контроля, которая позволяет преподавателю определить степень понимания изученного материала каждым учеником, оценить уровень его слуховой активности и концентрации внимания на занятии. Кроме того, такая форма контроля дает возможность преподавателю выявить недостатки в собственной работе, что немаловажно.
2.Исследование
Структура исследования понятна детям: отталкиваясь от заявленной темы, используя полученные знания, в ходе размышлений, необходимо разобраться в сущности темы и постараться максимально ее раскрыть.
В качестве исследования можно выбрать творчество отдельных композиторов, обзор стилей, жанров, направлений, события одного года и т.д. Такую форму контроля, как исследование, можно применять с первого года обучения. Педагогу важно подобрать темы для исследования интересные детям. Исследование предполагает самостоятельную работу.
3.Игра
Контрольные уроки (промежуточные, итоговые) можно провести в форме урока – игры. Например, в виде Что? Где? Когда?, Музыкальные знатоки или Ток-шоу. Это лишь возможные варианты игровых занятий.
Также в ходе урока в качестве вспомогательной можно использовать форму теста. Не менее интересно провести устный блиц-опрос. Это можно сделать либо в начале урока в качестве разминки, либо в конце, давая тем самым шанс отстающим учащимся проявить себя и догнать своих товарищей. Здесь могут пригодиться вопросы, предназначенные для тестирования. Четыре выпуска Тестов по музыкальной литературе Г.Ф. Калининой являются основой для подбора материала практически по любой теме урока.
Например, урок – игра Музыкальные знатоки.
Задача этого урока:
- создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которой знания естественно и легко обнаруживаются;
-заинтересовать детей в подготовке к испытанию;
-добиться того, чтобы заключительный этап учебы явился ярким событием.
Подготовка к игре начинается за два месяца до заключительного урока. Педагог зачитывает классу вопросы для подготовки.
Вопросы делятся на:
-теоретические,
-музыкальные,
-вопросы о творчестве композиторов и исполнителей.
На любой вопрос надо знать ответ и приготовить как можно больше примеров. В течение двух месяцев подготовки педагог направляет, помогает ученикам. Перед заключительным уроком проводится прослушивание музыкальных фрагментов, которые будут звучать на уроке, повторяются самые важные темы, сведения о композиторах.
Самое главное, чтобы на заключительном уроке была атмосфера не экзамена, а интересной, увлекательной игры, чтобы каждый участник чувствовал себя психологически комфортно.
Урок – игра может включать в себя несколько этапов (этапы могут быть разными):
1.Разминка.
Разминка включает в себя крылатые высказывания композиторов о музыке, об известных композиторах, музыкальных произведениях.
2.Музыкальный алфавит.
Значение терминов: полифония, инвенция, симфония, фуга, скерцо, рефрен, кантата, увертюра, опера, соната, цикл, ария, тембр, экспозиция, дирижер, прелюдия, этюд, сюита, баллада, регистр, мазурка, ноктюрн, вальс, оратория, мелодия, полонез, лад, вариации и др.
3. Музыкальный калейдоскоп.
Участникам игры предлагается прослушать 10 фрагментов русской, зарубежной, советской музыки. После прослушивания каждого фрагмента, участник записывает автора и полное название музыкального фрагмента.
4.Кто это?
Преподаватель показывает портреты русских, зарубежных, советских композиторов, а игроки кратко характеризуют их, называют произведения композиторов.
5.Чья это жизнь?
Преподаватель зачитывает истории из жизни великих композиторов, а ученики должны дать ответ, о каком композиторе идет речь.
Это лишь возможные этапы урока-игры. Каждый преподаватель может внести что-то другое, в зависимости от подготовки учеников.
4.Тесты.
Тестирование, как форма проверки знаний учеников, весьма распространена. Тестирование дает возможность проверить большой объём материала в течение короткого времени, точно и чётко оценить знания каждого ученика. Целесообразно проводить тестирование в процессе промежуточной аттестации, или после прохождения определенной темы (например, биографии композитора).
К положительным сторонам тестирования относятся следующие:
охват материала (от одной темы, до курса в целом),
возможность за короткое время провести контроль знаний всех обучающихся,
удобная система оценки.
К отрицательным сторонам тестов можно отнести следующие моменты:
тестирование является отражением информативной части курса музыкальной литературы, а такие важные задачи предмета, как развитие навыков музыкального анализа, умение рассуждать и понимать, слушать и любить музыку, не отражены.
5.Рефераты, доклады.
Рефераты и доклады удобны как для работы с хорошо успевающими обучающимися, так и с детьми, слабо успевающими по предмету. Положительными сторонами доклада являются: желание искать и читать дополнительную литературу, возможность обсуждать и анализировать её, приобретать навыки письменного изложения своих мыслей.
Педагогу необходимо привлечь ученика к процессу исследования. Для этого важно найти интересную тему для самостоятельного исследования. Темы для рефератов и докладов могут быть разными: от творчества музыкальных классиков (Глинки, Бетховена, Моцарта или Чайковского) до современных направлений музыки (рок, поп и т.д).
Для интересной подачи материала реферата или доклада, возможно использование мультимедийных презентаций. Фрагменты концертов, отрывки их музыкальных произведений в исполнении известных музыкантов, современные обработки классических произведений, фотографии и т.д. – сделают презентацию доклада или реферата образной, яркой, наглядной и интересной.
Целью педагогической деятельности преподавателей-теоретиков является не только дать основы знаний по музыкальным предметам, но и научить детей слушать и слышать, понимать, а, следовательно, любить классическую музыку.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×