Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ | Диденко Екатерина Викторовна. Работа №362477

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 город - курорт Сочи Краснодарского края

Воспитатель Диденко Екатерина Викторовна

 

Мастер-класс

«Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»






Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание.

 

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания.

Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель обучения мнемотехнике: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

 

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы (ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый и др). Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

После знакомства с мнемоквадратом, задание усложняется, демонстрируются мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Существуют этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей:

во время опытно - экспериментальной деятельности;

в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов;

при разучивании стихов, чистоговорок;

при составлении рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании загадок;

при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

 

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы, при разучивании стихотворения.

По сугробам, напрямик

Шел веселый снеговик.

А в руках его была

Не корзина, не метла

Не плитка шоколадная

А елочка нарядная!

 

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.

Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)». Рисуем …. И т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

 

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте…

 

 

Для вас я подготовила следующее задание

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с заданием:

Зашифровать пословицы в мнемодорожку.

Другая команда отгадывает

Волков бояться – в лес не ходить.

Всё перемелется – мука будет.

Всякому овощу своё время.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Когда я ем, я глух и нем.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Яйца курицу не учат.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Составить описательный рассказ по мнемотаблице «Зима»

 

Таким образом, использование методов мнемотехники: развивает речемыслительную деятельность детей; облегчает запоминание и увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает основные психические процессы;

развивает творчество у детей.

 

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия: Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×