«Можно ли избежать, конфликты в школе?»

Автор: Обидина Марина Ильинична

Введение.

Объектная область исследования: педагогика и детская психология.

Проблема: почему ссорятся дети в школе?

Объект исследования: определение основных причин возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, учителями и родителями.

Предмет исследования: причины ссор среди учащихся старшего подросткового возраста.

Тема: «Можно ли избежать конфликты в школе?»

Актуальность: учителя в течение последних лет отмечают повышенную агрессивность среди детей и родителей. Возникла необходимость выявления факторов, влияющих  на проявление агрессии школьников.

Цель: Определение основных причин возникновения ссор и конфликтов между подростками нашей школы.

Задачи:

1. изучить источники конфликтов.

2.выявить основные причины ссор между школьниками.

3.проанализировать данные анкетирования

4. разработать рекомендации по предотвращению частых ссор среди учащихся, учителей и родителей.

Гипотеза: предполагается, что детские конфликты не возникают на пустом месте, они имеют глубинные причины, в которых задействовано несколько сторон.

Метод исследования:

Теоретический  метод -  изучение тематической литературы

Практический метод -  наблюдение, личный опыт, социологический опрос подростков путём анкетирования, анализ полученных данных

 

 

 

Основная часть. Теоретическая часть.

Источники конфликтов.

Психологи считают ссору способом выброса негативной энергии, она очищает нашу психику от раздражающих и напрягающих мыслей. После ссоры наступает примирение - штиль - все довольны и пребывают в хорошем настроении с чувством облегчения.

Некоторые психологи считают, что ссорясь, люди обмениваются информацией, которая зачастую тщательно скрывается от партнера, а ссорясь с ним, мы в порыве эмоций выбалтываем эти свои тайны Получается, что с помощью ссоры два человека могут лучше узнать друг друга и найти компромисс.

С другой стороны есть мнение что, в ссоре двух людей часто замечают способ развлечься. В этом случае тяга к ссорам выступает как защитный механизм, охраняя своего обладателя от скуки, однообразия и вовлекая в его жизнь эмоции, пусть и с помощью негативного способа - ссоры. Провоцируя их с различными людьми, можно привлекать к себе внимание, можно создавать видимость того, что в жизни происходят какие-то события и присутствуют эмоции.

Ссоры, это всегда конфликт, у которого есть две стороны - отрицательная и положительная. Минусами ссор является то, что мы испытываем негативные эмоции и заражаем ими близких, провоцируя плохое настроение. Частые ссоры - это признак непонимания и недоверия и с этим нужно бороться. Плюсы ссор заключаются в том, что они дают возможность эмоциональной разрядки. В психологии это называется конструктивный подход.

Из всего сказанного выше психологи выделили некоторые  причины возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности:

  • Как естественная ответная реакция человека на принуждение, вытекающая из стремления ощущать себя субъектом, а не объектом.
  • Как средство привлечения внимания; достижения власти, превосходства.
  • Как месть за свою отверженность.
  • Как ответ на страхи, тревожность.
  • Как средство получения вознаграждения.
  • Как результат усвоенного поведения в процессе социализации.

.

На проявление и развитие агрессивности в детском возрасте влияют следующие факторы:

  • образец отношений и стиль поведения родителей;
  • поощрение или отрицание агрессивного поведения окружающими;
  • присутствие других людей и их оценка;
  • намеренность, восприятие агрессии, желание возмездия.

Для социализации агрессивности важно соотношение родительской строгости и снисходительности по отношению к её проявлениям. Наиболее агрессивные дети — у агрессивных родителей и у тех, кто имеет склонность к физическим наказаниям. Наименее агрессивные дети у тех родителей, которые в меру снисходительны, и в меру строги. Такое отношение заключается в осуждении агрессии и объяснении этого ребёнку.

Подводя итог сказанному, следует отметить что, человек рождается хорошим и добрым, поэтому возникновение и развитие агрессивности — это результат неблагоприятного отношения окружающих к ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные причины ссор между школьниками.

Находясь в коллективе, дети вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Чем больше лидеров, тем чаще и изощрённее происходят ссоры между учащимися. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • зависть
  • личные обиды

         Скрывают истинные чувства полового интереса

 

         Проверяют свою значимость

 

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы. Зависть является частой причиной ссор. Девочки  более завистливы, чем мальчики. Предметом зависти может быть всё, что угодно- от дорогого телефона, до успехов в учёбе.

 

 

Практическая часть.

Анализ данных анкетирования подростков.

Актуальной проблемой в работе учителя в настоящее время является, участившиеся конфликты между всеми сторонами учебно-воспитательного процесса. С одной стороны, причиной служат объективные процессы формирования личности ребёнка, с другой стороны, изменившееся общество,  семейные ценности, взаимоотношения людей ,ориентирующиеся всё больше на материальные блага. Для подтверждения или опровержения этих предположений, было проведено анкетирование подростков нашей школы. Результаты можно представить в виде таблицы:

Причины конфликтов между школьниками

Неблагополучие в семье: деньги, одежда, сквернословие, плохое воспитание

12%

Конкуренции/разный социальный статус

8%

Разные мнения\разные характеры(лицемерие)

20%

Провокации\зависть

28%

Желание  влезть не в своё дело

4%

Не дал списать

4%

Не уступать

2%

Причины конфликтов между учителями и учащимися

Из-за оценок( несправедливо оцениваются)

6\26%

Не умеют правильно обращаться с учителями

5\20%

Предвзятое отношение к ученикам\прав только учитель

3\13%

Придирки\неправильное поведение учителей

3\13%

Недопонимание учителями

2\8%

Причины конфликтов меду родителями и учащимися

Дети рассказывают родителям, только то , что они хотят услышать

1\4%

недопонимание

4\16%

Причины конфликтов меду учителями и родителями

Родители верят только своим детям

50%

Родители защищают своих детей( не верят учителю)

Дети рассказывают родителям искажённую информацию( выгодную только им)

50%

Рекомендации учащихся по решению конфликтной ситуации

1.Уметь ученикам признавать свои ошибки

2.Родителям лучше воспитывать своих детей, не ругаться при детях

3.Учителям относиться ко всем детям одинаково

4.Находить компромисс

5.Уделять больше внимания учащимся

6.Уметь договариваться друг с другом, больше общаться, чтобы узнавать лучше друг друга

 

 

Исходя из данных таблицы, можно выделить наиболее актуальные причины конфликтов между всеми сторонами учебно-воспитательного процесса в нашей школе:

1 Провокации\зависть

2 Из-за оценок( несправедливо оцениваются)

3 Разные мнения\разные характеры(лицемерие детей)

4 Не умеют правильно обращаться с учителями

5 Предвзятое отношение к ученикам\прав только учитель

6 Неблагополучие в семье: деньги, одежда, сквернословие, плохое воспитание

7 Недопонимание с разных сторон

8 Придирки\неправильное поведение учителей

9 Родители верят только своим детям

10 Родители защищают своих детей( не верят учителю)

11 Дети рассказывают родителям искажённую информацию( выгодную только им).  Кроме того, подростки в состоянии сами разглядеть причины и найти пути решения своих и чужих проблем.

Подводя итоги результатов опроса учащихся, можно сделать вывод:

1.     Конфликты среди опрошенных детей возникают из-за искажения реальной ситуации и желания угодить своим родителям, тем самым избежать наказания.

2.     С другой стороны, родители не желают знать правду и верят только рассказам своих детей, тем самым усугубляют, растущие проблемы детей.

3.     Учителям-предметникам следует пересматривать стиль общения с подростками, прислушиваться к их мнению, разъяснять , за что он ставит отметки ученикам.

4.     Узнать мнение ребёнка и попросить у него совета, как выйти из сложной ситуации- это один из способов решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социологи считают, что на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. У людей с плохим настроением снижается производительность умственного труда до 60-70%. Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Конфликт между педагогом  и ребёнком, учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы.» И всё-же хотелось бы отметить, что не нужно бояться конфликтов,  нужно  хорошо владеть приемами и методами их разрешения. Необходимо уяснить, что наши ссоры и разногласия могут стать менее разрушительными, если мы научимся предотвращать возможный конфликт и подходить конструктивно к его разрешению. Для этого необходимо общаться с детьми их родителями, выяснять какие трудности испытывает ребёнок и стараться помочь ему, прежде, чем разразится скандал.

  Исходя из проведённого исследования возникновения ссор и обид у подростков в нашей школе , выдвинутую ранее гипотезу  о том, что детские конфликты не возникают на пустом месте, они имеют глубинные причины, в которых задействовано несколько сторон, можно считать обоснованной. Можно также отметить, что мы определили основные причины возникновения ссор и конфликтов между подростками нашей школы, тем самым цель работы достигнута.

На основе результатов анкетирования предлагаются рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Смотри приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Для учащихся:

1.     говорить правду родителям и учителям

2.     принимать замечания адекватно и стараться исправить ситуацию в лучшую сторону

3.     общаться со сверстниками, с целью лучшей информированности

4.     не совершать необдуманные действия по отношению к окружающим     

5. научиться мириться со сверстниками, если вы в ссоре.

Для учителей:

1.     пересматривать стиль общения с подростками

2.      прислушиваться к их мнению

3.      комментировать , за что учитель ставит отметки ученикам.

4.     Советоваться с ребёнком, как выйти из сложной ситуации.

    

Для родителей:

1.     Прислушиваться не только к мнению ребёнка, но и знать мнение учителя

2.     Поддерживать связь с учителями

3.     Уделять больше внимания своим детям

4.     Оказывать ребёнку посильную помощь в учёбе и в решении проблем взаимоотношения со сверстниками в форме дружеского совета

     5. научиться мириться с ребёнком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№5 1996г.,с.16

2.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№3 1997г.,с.28

3.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№21997г.,с.11

4.Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981. – с. 165

Интернет- ресурсы:

1. http://kurs.ucoz.ru/board/1174_formirovanie_kultury_razreshenija_konfliktov/323-1-0-2851

2.http://3ys.ru/ponyatie-konflikta-obshchaya-kharakteristika-konfliktov-v-organizatsii/istochniki-konflikta.html

3.http://www.managemasters.ru/gmases-102-1.html

4.http://vscolu.ru/articles/psixologiya-detskoj-agressivnosti.html

5.http://www.best-woman.ru/psihologiya-ssora-chto-eto-takoe-s-tochki-zreniya-psihologov/

 

6.http://www.2mama.info/pochemu-deti-ssoryatsya/

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x