«Можно ли избежать, конфликты в школе?» ☼
Автор: Обидина Марина Ильинична
Введение.
Объектная область исследования: педагогика и детская психология.
Проблема: почему ссорятся дети в школе?
Объект исследования: определение основных причин возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, учителями и родителями.
Предмет исследования: причины ссор среди учащихся старшего подросткового возраста.
Тема: «Можно ли избежать конфликты в школе?»
Актуальность: учителя в течение последних лет отмечают повышенную агрессивность среди детей и родителей. Возникла необходимость выявления факторов, влияющих на проявление агрессии школьников.
Цель: Определение основных причин возникновения ссор и конфликтов между подростками нашей школы.
Задачи:
1. изучить источники конфликтов.
2.выявить основные причины ссор между школьниками.
3.проанализировать данные анкетирования
4. разработать рекомендации по предотвращению частых ссор среди учащихся, учителей и родителей.
Гипотеза: предполагается, что детские конфликты не возникают на пустом месте, они имеют глубинные причины, в которых задействовано несколько сторон.
Метод исследования:
Теоретический метод - изучение тематической литературы
Практический метод - наблюдение, личный опыт, социологический опрос подростков путём анкетирования, анализ полученных данных
Основная часть. Теоретическая часть.
Источники конфликтов.
считают ссору способом выброса негативной энергии, она очищает нашу психику от раздражающих и напрягающих мыслей. После ссоры наступает примирение - штиль - все довольны и пребывают в хорошем настроении с чувством облегчения.
Некоторые психологи считают, что ссорясь, люди обмениваются информацией, которая зачастую тщательно скрывается от партнера, а ссорясь с ним, мы в порыве эмоций выбалтываем эти свои тайны Получается, что с помощью ссоры два человека могут лучше узнать друг друга и найти компромисс.
С другой стороны есть мнение что, в ссоре двух людей часто замечают способ развлечься. В этом случае тяга к ссорам выступает как защитный механизм, охраняя своего обладателя от скуки, однообразия и вовлекая в его жизнь эмоции, пусть и с помощью негативного способа - ссоры. Провоцируя их с различными людьми, можно привлекать к себе внимание, можно создавать видимость того, что в жизни происходят какие-то события и присутствуют эмоции.
Ссоры, это всегда конфликт, у которого есть две стороны - отрицательная и положительная. Минусами ссор является то, что мы испытываем негативные эмоции и заражаем ими близких, провоцируя плохое настроение. Частые ссоры - это признак непонимания и недоверия и с этим нужно бороться. Плюсы ссор заключаются в том, что они дают возможность эмоциональной разрядки. В психологии это называется конструктивный подход.
Из всего сказанного выше и выделили некоторые причины возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности:
- Как естественная ответная реакция человека на принуждение, вытекающая из стремления ощущать себя субъектом, а не объектом.
- Как средство привлечения внимания; достижения власти, превосходства.
- Как месть за свою отверженность.
- Как ответ на страхи, тревожность.
- Как средство получения вознаграждения.
- Как результат усвоенного поведения в процессе социализации.
.
На проявление и развитие агрессивности в детском возрасте влияют следующие факторы:
- образец отношений и стиль поведения родителей;
- поощрение или отрицание агрессивного поведения окружающими;
- присутствие других людей и их оценка;
- намеренность, восприятие агрессии, желание возмездия.
Для социализации агрессивности важно соотношение родительской строгости и снисходительности по отношению к её проявлениям. Наиболее агрессивные дети — у агрессивных родителей и у тех, кто имеет склонность к физическим наказаниям. Наименее агрессивные дети у тех родителей, которые в меру снисходительны, и в меру строги. Такое отношение заключается в осуждении агрессии и объяснении этого ребёнку.
Подводя итог сказанному, следует отметить что, человек рождается хорошим и добрым, поэтому возникновение и развитие агрессивности — это результат неблагоприятного отношения окружающих к ребёнку.
Основные причины ссор между школьниками.
Находясь в коллективе, дети вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Чем больше лидеров, тем чаще и изощрённее происходят ссоры между учащимися. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.
Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:
- взаимные оскорбления и сплетни
- предательство
- любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
- отсутствие взаимопонимания между детьми
- неприятие отдельной личности коллективом
- соперничество и борьба за лидерство
- неприязнь «любимчиков» учителей
- зависть
- личные обиды
• Скрывают истинные чувства полового интереса
• Проверяют свою значимость
Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы. Зависть является частой причиной ссор. Девочки более завистливы, чем мальчики. Предметом зависти может быть всё, что угодно- от дорогого телефона, до успехов в учёбе.
Практическая часть.
Анализ данных анкетирования подростков.
Актуальной проблемой в работе учителя в настоящее время является, участившиеся конфликты между всеми сторонами учебно-воспитательного процесса. С одной стороны, причиной служат объективные процессы формирования личности ребёнка, с другой стороны, изменившееся общество, семейные ценности, взаимоотношения людей ,ориентирующиеся всё больше на материальные блага. Для подтверждения или опровержения этих предположений, было проведено анкетирование подростков нашей школы. Результаты можно представить в виде таблицы:
Причины конфликтов между школьниками | Неблагополучие в семье: деньги, одежда, сквернословие, плохое воспитание | 12% |
Конкуренции/разный социальный статус | 8% | |
Разные мнения\разные характеры(лицемерие) | 20% | |
Провокации\зависть | 28% | |
Желание влезть не в своё дело | 4% | |
Не дал списать | 4% | |
Не уступать | 2% | |
Причины конфликтов между учителями и учащимися | Из-за оценок( несправедливо оцениваются) | 6\26% |
Не умеют правильно обращаться с учителями | 5\20% | |
Предвзятое отношение к ученикам\прав только учитель | 3\13% | |
Придирки\неправильное поведение учителей | 3\13% | |
Недопонимание учителями | 2\8% | |
Причины конфликтов меду родителями и учащимися | Дети рассказывают родителям, только то , что они хотят услышать | 1\4% |
недопонимание | 4\16% | |
Причины конфликтов меду учителями и родителями | Родители верят только своим детям | 50% |
Родители защищают своих детей( не верят учителю) | ||
Дети рассказывают родителям искажённую информацию( выгодную только им) | 50% | |
Рекомендации учащихся по решению конфликтной ситуации | 1.Уметь ученикам признавать свои ошибки 2.Родителям лучше воспитывать своих детей, не ругаться при детях 3.Учителям относиться ко всем детям одинаково 4.Находить компромисс 5.Уделять больше внимания учащимся 6.Уметь договариваться друг с другом, больше общаться, чтобы узнавать лучше друг друга |
|
Исходя из данных таблицы, можно выделить наиболее актуальные причины конфликтов между всеми сторонами учебно-воспитательного процесса в нашей школе:
1 Провокации\зависть
2 Из-за оценок( несправедливо оцениваются)
3 Разные мнения\разные характеры(лицемерие детей)
4 Не умеют правильно обращаться с учителями
5 Предвзятое отношение к ученикам\прав только учитель
6 Неблагополучие в семье: деньги, одежда, сквернословие, плохое воспитание
7 Недопонимание с разных сторон
8 Придирки\неправильное поведение учителей
9 Родители верят только своим детям
10 Родители защищают своих детей( не верят учителю)
11 Дети рассказывают родителям искажённую информацию( выгодную только им). Кроме того, подростки в состоянии сами разглядеть причины и найти пути решения своих и чужих проблем.
Подводя итоги результатов опроса учащихся, можно сделать вывод:
1. Конфликты среди опрошенных детей возникают из-за искажения реальной ситуации и желания угодить своим родителям, тем самым избежать наказания.
2. С другой стороны, родители не желают знать правду и верят только рассказам своих детей, тем самым усугубляют, растущие проблемы детей.
3. Учителям-предметникам следует пересматривать стиль общения с подростками, прислушиваться к их мнению, разъяснять , за что он ставит отметки ученикам.
4. Узнать мнение ребёнка и попросить у него совета, как выйти из сложной ситуации- это один из способов решения проблемы.
Заключение.
Социологи считают, что на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. У людей с плохим настроением снижается производительность умственного труда до 60-70%. Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Конфликт между педагогом и ребёнком, учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы.» И всё-же хотелось бы отметить, что не нужно бояться конфликтов, нужно хорошо владеть приемами и методами их разрешения. Необходимо уяснить, что наши ссоры и разногласия могут стать менее разрушительными, если мы научимся предотвращать возможный конфликт и подходить конструктивно к его разрешению. Для этого необходимо общаться с детьми их родителями, выяснять какие трудности испытывает ребёнок и стараться помочь ему, прежде, чем разразится скандал.
Исходя из проведённого исследования возникновения ссор и обид у подростков в нашей школе , выдвинутую ранее гипотезу о том, что детские конфликты не возникают на пустом месте, они имеют глубинные причины, в которых задействовано несколько сторон, можно считать обоснованной. Можно также отметить, что мы определили основные причины возникновения ссор и конфликтов между подростками нашей школы, тем самым цель работы достигнута.
На основе результатов анкетирования предлагаются рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Смотри приложение.
Приложение.
Для учащихся:
1. говорить правду родителям и учителям
2. принимать замечания адекватно и стараться исправить ситуацию в лучшую сторону
3. общаться со сверстниками, с целью лучшей информированности
4. не совершать необдуманные действия по отношению к окружающим
5. научиться мириться со сверстниками, если вы в ссоре.
Для учителей:
1. пересматривать стиль общения с подростками
2. прислушиваться к их мнению
3. комментировать , за что учитель ставит отметки ученикам.
4. Советоваться с ребёнком, как выйти из сложной ситуации.
Для родителей:
1. Прислушиваться не только к мнению ребёнка, но и знать мнение учителя
2. Поддерживать связь с учителями
3. Уделять больше внимания своим детям
4. Оказывать ребёнку посильную помощь в учёбе и в решении проблем взаимоотношения со сверстниками в форме дружеского совета
5. научиться мириться с ребёнком
Список используемой литературы:
1.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№5 1996г.,с.16
2.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№3 1997г.,с.28
3.Воспитание школьников, «Школа-Пресс»,№21997г.,с.11
4.Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981. – с. 165
Интернет- ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.