Статья МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФИССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Автор: Умилина Татьяна Ювенальевна

Автор: Умилина Татьяна Ювенальевна
МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФИССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Автор: Умилина Татьяна Ювенальевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФИССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Музыкальное воспитание-

это не только воспитание музыканта,

а, прежде всего, воспитание человека

В.Сухомлинский

Воспитание и обучение будущего педагога-воспитателя должно носить целостный характер, поэтому процесс подготовки молодых кадров следует ориентировать не только на общую и методическую подготовку, но и на развитие художественной музыкально-эстетической культуры личности. Негативные процессы, происходящие сегодня в социально-культурной сфере, приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства. Поэтому сегодня как никогда важно привносить эстетическое начало во все области культурно-просветительской деятельности, эстетически организовывать среду, творить по законам красоты везде, где это возможно. Для современного педагога дошкольного образования крайне важно понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждать их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Многие исследователи отмечают, что в юношеском периоде развития личности, когда происходит профессиональное становление будущего педагога-воспитателя, наблюдается особая чувствительность и восприимчивость к искусству ( Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.В.Толстых и др.) Поэтому исключительно важна роль культуры, культурного окружения и, в частности, музыки в общем процессе формирования сложного, противоречивого внутреннего мира и духовного опыта современного молодого человека.

Профессиональное становление будущих педагогов-воспитателей через музыкальную среду может осуществляться при выполнении следующих условий:

накопление опыта музыкального восприятия;

овладение музыкально-образовательными знаниями-

поэтапное применение систем

, творческих

заданий,

повы

шающих профессиональную компетентность будущего педагога в

руководстве различными видами музыкально-творческой деятельности детей.

Воспитательная среда педагогического колледжа организуется с учетом особенностей личности молодого человека 15-20 лет.

В этом возрасте формируются жизненная позиция, профессиональная направленность, мотивационная сфера; складывается комплекс способностей, позволяющих заниматься специальными видами деятельности, и в частности связанными с искусством; активизируется самовыражение в творческой деятельности; приобретается опыт эмоциональных переживаний, нравственных и эстетических чувств.

Музыкальная среда для студентов отделения «Дошкольное образование» педагогического колледжа представляет систему урочных и факультативных занятий, а также комплексных внеурочных мероприятий.

Г осу дарственный образовательный стандарт определил сферу учебных предметов: это музыка, хоровое классное пение, ритмика и хореография, методика музыкального развития и индивидуальная работа со студентами по программе «Музыкальное профессиональное развитие студентов», а в последние годы в рамках регионального компонента — факультативные занятия «Музыкальная культура» и «Музыкальный Нижний Новгород».

Индивидуальные занятия проводятся в течение всего периода обучения студентов дошкольного отделения, что повышает их значимость и при личностно ориентированном подходе дает хороший результат.

«Хоровое пение»- это факультативный курс, который неразрывно связан с предметом «Музыка». Именно хоровое пение Являясь на начальном этапе обучения самым доступным видом активной музыкальной деятельности, становится для студентов наиболее любимым курсом, который оказывает большое влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие молодых людей. Ведь музыка несет в себе не только разнообразные эмоции, но и огромный мир идей, образов, мыслей. Хоровое пение дает возможность осуществлять музыкальное обучение и воспитание в гармоничном единстве, дарит радость совместного творчества, формирует музыкальный вкус студентов, укрепляет и развивает их музыкальные способности и голос – тот музыкальный инструмент, который воспитатель всегда «носит» с собой.

Музыкальная среда колледжа – это и традиционные праздники» День знаний, День учителя, «Посвящение в студенты», «Последний звонок», праздник «Виват, колледж», в которых принимают участие студенты всех отделений.

Ежегодно в октябре в честь Международного дня музыки в колледже проводится концерт на тему «На земле для нашей радости вечно музыка живет», посвященный первокурсникам. В нем участвуют преподаватели музыки и студенты старших курсов. Таким образом перед начинающими студентами открывается панорама их будущей музыкально-исполнительской деятельности: это хоровое, ансамблевое и сольное пение, инструментальное исполнительство, собственное творчество. Знакомятся первокурсники и с нашими педагогами-композиторами: Т. И. Бариновой, О. В. Буйновской, чьи песни всегда включаются в программу концертов.

Вот уже более 30 лет проводятся в колледже весенние хоровые праздники, в которых принимают участие все студенты отделения «Дошкольное образование.

В последние годы эти праздники стали тематическими: «До свидания, век ХХ», «Земля – наш добрый дом», «Мы землю эту Родиной зовем», «Нам этот мир завещено беречь», «Как музы, музыка поется» и др.

Большая часть всех концертных программ отводится вокальным ансамблям и сольным исполнителям.

Нельзя не отметить роль классных руководителей, у которых музыка в воспитательной работе становится приоритетным направлением. Примером могут быть открытые классные часы, посвященные 60-летию Победы, прощанию с осенью "Хрустальных красок перезвон", филармоническим концертам по абонементу, творческим встречам с композиторам, праздникам 8 Марта ("Высоким слогом русского романса"), посещению спектаклей оперного театра и т.д. На отделении стали традицией концерты для родителей первокурсников. Они дают возможность показать значимость предметов музыкального цикла в системе профессиональной подготовки будущих специалистов и позволяют студентам чаще переживать радость успеха, ощущать уверенность в своих силах, получать новые импульсы для совместного творчества. Приобщение к различным формам музыкальной деятельности позволяет более успешно развивать у студентов творческие способности, которые рассматриваются сегодня как основа профессионального становления будущих студентов.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x